Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

 
 
 
«Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе»
 
 
 


Оглавление
стр.
Введение . 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения математике
1.1. Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес» .. 6
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса ... 10
Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках математики в 5 классе.
2.1. Разработки игр для применения их на уроках математики с подробным описанием правил организации и проведения. 25
2.2. Разработка фрагментов уроков с использованием дидактических игр.. 32
Заключение 52
Литература 53

Введение

« Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая, сделать его
занимательным».
Б.Паскаль.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Актуальность темы в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. На то, чтобы уроки были интересными и занимательными, у учителей не хватает времени. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, которые используется для развития познавательного интереса.
Цель: подбор дидактических игр, развивающих познавательный интерес.
Задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;
- разработать фрагменты уроков с использованием дидактических игр.
Объектом исследования является игровая учебная деятельность на уроках математики.
Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса учащихся 5 класса на уроках математики.
Гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики влияет на развитие познавательного интереса у учащихся.
Игра – это феномен культуры. Она обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. Еще А.С.Выготский подчеркивал, что «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде». Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей и учителей, подчеркивая, что создаваемые дидактические игры имеют функции интенсивного развития детей.
Дидактические игры, как уже отмечалось, в частности познавательные, дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.
Прежде чем использовать игру на уроке, необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса в процессе обучения математике

Психолого-педагогическое обоснование понятия
«познавательный интерес»

Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Интерес – сложное понятие, которое можно рассмотреть с позиций разных групп авторов. В переводе с латинского языка слово «интерес» (interest) означает «имеет значение, важно ».
Филологи дают следующее определение: «Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значительность».[17,249]
С точки зрения психологов: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней».[14,268]
Значит, каковы бы ни были трактовки этого понятия, можно сказать, что значение интереса велико. Интерес побуждает к овладению знаниями, заставляют учеников активно работать, преодолевая трудности и препятствия.
Познавательный интерес – более узкое понятие, суть которого заключается в целенаправленном стремлении учащихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес – интегральное образование личности. Интерес имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные – так и объективные, и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.[2,42]
Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставить активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя – быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм определяет понимание учителем места познавательного процесса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса.[25,46]
Такой подход к познавательному процессу как внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из окружающего мира человек отбирает только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, что особо важное и значительное в обучении нужно представить в интересной для учеников форме. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы).
Познавательный интерес раньше других осознается школьником. «Интересно» – «неинтересно» – основные критерии его оценки. На вопрос «Что тебе нравится в школе?» значительная часть отвечают: «Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое».
Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.
Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его развитием.
Познавательный интерес является звеном в процессе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, мотивами самоутверждения. Это необходимо учитывать, развивая познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.[24 ,68-69]
Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, А.К.Маркова, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев.
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяются уровни развития познавательного интереса: 1 – низкий уровень, 2 – средний и 3 – высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также
поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.
Определим место познавательного интереса в структуре познавательного процесса.



ПИ – познавательный интерес к математике;
ПА (познавательная активность) – личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;
ПС (познавательная самостоятельность) – характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;
УПД (учебно-познавательная деятельность) – такая деятельность, результатом которой являются открытие учеником новых знаний, умений и навыков;
УД (учебная деятельность) – деятельность ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков;
ПД (познавательная деятельность) – деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания.
Рассмотрим наиболее эффективный путь развития познавательно интереса к математике посредством задач. Выделим условия, которые необходимо соблюдать учителю при развитии интереса:
владение понятием познавательный интерес(учителю необходимо знать, что такое «познавательный интерес», различать уровни развития данного интереса у учащихся);
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
содержание задачи (задачи должны иметь интересное содержание, то есть формулировку и путь решения задачи);
трудность задачи (следует учитывать, что при достаточно высокой трудности интерес к решению задачи снижается);
свойство локальной устойчивости задачи (интерес к какой-либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам).
Сформулированные условия являются необходимыми: если соблюдать их, то возможно эффективное развитие познавательного интереса к математике. Сформулированные условия достаточны: развитие познавательного интереса к математике достигается соблюдением уже перечисленных условий.[8,2-4]
Таким образом, развитие познавательных процессов школьников основывается на создании интереса к предмету. Умелое применение учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают гарантию результативности образовательного процесса.
Для развития познавательного интереса на уроках математики используется дидактическая игра. Остановимся на этом подробнее.

Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного
интереса учащихся

«Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил» (О.С.Газман).[6,56]
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет настроена учебная работа. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, и использовать это как отправную точку возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики.
Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.[7,65]
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
Игры по сенсорному воспитанию
Словесные игры
Игры по ознакомлению с природой
По формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
Игры с дидактическими игрушками,
Настольно-печатные игры,
Словесные игры,
Псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство учителя.[9,23]
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
Игры-путешествия
Игры-поручения
Игры-предположения
Игры-загадки
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.[3,11-19]
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют и с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы?» или «Что бы я сделал», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности», его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.[23,120-125]
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные.
Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).
На основе указанных принципов можно сформулировать рекомендации к проводимым на занятиях дидактическим играм:
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.
Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.[10, 36-42]
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.[20,1-3]
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.
Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.
Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики считается идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательные, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Они могут высказывать свое мнение или вносить предложения только при поднятии руки или разрешения учителя.
Учитель, как правило, пресекает попытки ребят с ходу исправить замеченные ошибки, общаться между собой, оказывать друг другу посильную помощь. Это и понятно: хаотичное общение, подсказки, списывание приносят огромный вред.
Если же общение учеников сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.
Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику, проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Что же касается усложнения работы учителя, то оно связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей.[23,297-320]
Рассмотрим, в чем специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Во-вторых, основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел - первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих учеников.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения кодопозитивов, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, использование мультимедиа средств. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, грамоты, благодарности, подарки.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, отсутствие основных из них разрушают игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. Поэтому бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Дидактические игры в 5 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Числовая мельница» и др.
Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, сидящих в одном ряду, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и другие.
Целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных учебных ситуациях.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
Каждый ученик должен быть активным участником игры.
Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.
В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль
Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается главным образом за счет качества решений задач повышенной трудности. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике.
Таким образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.
Глава 2. Практическое применение дидактических игр на уроках математики в 5 классе.
2.1. Разработки игр для применения их на уроках математики с подробным описанием правил организации и проведения.
Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.  Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных занятиях по предмету, а возможности использования игры в учебном процессе в известной мере недооценивались.  Сказывалось отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Думается, что именно поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке, хотя большинство из них выступают за привлечение в учебный процесс элементов игры. Поэтому при создании данной работы я ставила перед собой задачи, отвечающие потребностям учителя при организации игровой деятельности на уроке.  Задачи:  - создание банка разных видов игр по математике для использования в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах;  - обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний в процессе игры;  - обучение учащихся самостоятельно разрабатывать и изготавливать математические игры.  В данной работе представлен дидактический материал, включающий разработки игр для применения их на уроках математики с подробным описанием правил организации и проведения, на примере которых можно создавать подобные игры по разным темам курса математики и в разных классах.
Для создания некоторых из них я использовала идеи телевизионных игр. Их смотрят дети, значит, они им будут более понятны и интересны, и они хорошо вписываются в урок по времени и содержанию.  Игра “Поле чудес”.  Правила игры:  Учитель берет понравившееся ему высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы. Готовятся карточки желательно с дифференцированными заданиями, которые выдаются каждому ученику. На доске заранее должны быть записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые будут соответствовать этим буквам. Ниже должны быть записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании), соответствующие номерам карточек. Ученик, выполнивший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ. Например, карточка №5, буква А. Учитель под числом 5 ставит букву А. Если у ученика получилась другая буква, значит он решил неверно, и у него есть время перерешать задачу, пока другие ребята еще решают свои задания. Те учащиеся, которые быстро справляются с заданием, получают следующую карточку. За правильно решенные 1-3 задания (на усмотрение учителя) ученик может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь больше, чем число учеников в классе.  Игра “Домино”.  Правила игры:  Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.  Игра проводится на уроке как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, чтобы активизировать работу учащихся. В каждой группе обязательно наличие арбитра, который будет оценивать правильность ответа. Ими могут быть наиболее успевающие учащиеся класса. Игра “АУКЦИОН-1”.  Правила игры:  Учащимся предлагается чертеж. Они должны за отведенное время найти значение как можно большего числа величин. Побеждает тот, кто отвечает последним. Игра “Аукцион-2”.  Правила игры:  На торги выносятся задания по какой-либо теме, причем учитель заранее договаривается с ребятами о теме игры. В игре участвуют все дети. На экран проецируется ЛОТ № 1 – пять заданий на данную тему (или задания заранее пишутся на доске, или раздаются готовые тесты или карточки). Задания должны быть разноуровневыми, отвечающими возможностям каждого участника игры и дающими возможность участвовать в игре всему классу. Каждое задание должно иметь цену от 1 до 5 баллов. Очередность выбора заданий в 1-ый раз устанавливается по жребию. Первый ученик выбирает задание, а остальные ребята выбирают задание из оставшихся. Если задание решено верно, ученику начисляются баллы – цена этого задания, если неверно, то эти баллы (или часть их) снимаются. Очередность выбора заданий в ЛОТе № 2 и последующих устанавливается в порядке выполнения детьми заданий предыдущего ЛОТа. Количество ЛОТов устанавливается учителем. Достоинство этой простой игры в том, что при выборе задачи учащиеся сравнивают все задачи, выбирают для себя задачу «по силам» и мысленно “прокручивают” в голове ход их решения.  Игра «Математическая викторина»  Правила игры:  Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», ее заранее сообщают классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается, как правило, в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание - в три балла. Задания нужно приготовить заранее. Эта игра хорошо идет при организации групповой работы, когда нужно проверить усвоение той или иной темы, или в качестве разминки в начале урока, при устном счете. Можно проводить викторину между рядами. Все на усмотрение и фантазию учителя.  Игра «Теоретическая разминка или турнир «рыцарей»  Правила игры:  Используется для проверки знаний теоретического материала. К доске вызывается несколько человек. Класс задает им теоретические вопросы по всему курсу пройденного материала. Вызванные ребята отвечают по очереди. Если кто-то не сможет ответить на вопрос, не него должен отвечать следующий игрок. За ответами следит весь класс и начисляет баллы, за которые в конце игры выставляется оценка. Условия начисления баллов и выставления оценок обсуждается с классом в начале игры. В турнире «рыцарей» вызванные к доске ребята вопросы задают друг другу. Для этого надо заранее предупредить учащихся о проведении турнира, объявить тему, чтобы ребята могли приготовить вопросы и повторить материал.  Игра «Математическая эстафета»  Правила игры:  Каждый ряд получает таблицу с «форточками», т.е. с незаполненными клетками. Таблицы абсолютно одинаковы. Таблицу кладут на первую парту справа. По команде о начале игры ученик, сидящий на первой парте справа, начинает закрывать первую «форточку», т.е. заполнять первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передает таблицу своему соседу и т.д. Последний учащийся в ряду, выполнив задание, передает ее эксперту, которого заранее назначает учитель из числа «сильных» учеников. Ряд, сдавший работу первым, получает дополнительно 2 очка. Ряд, сдавший работу вторым, - 1 очко. Эксперт проверяет правильность заполнения таблицы, а учитель дает возможность ребятам проверить правильность выполнения заданий, проецируя на экран правильно заполненную таблицу или заранее приготовив ее за доской. За каждую правильно заполненную клетку начисляется 1 балл. Эстафету можно проводить и с помощью доски, а не карточек, начертив данные таблицы на доске для каждого ряда. Этот вид опроса в форме игры эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.
Игра «Угадай - ка»  Смысл игры состоит в следующем: один из учеников (лучше “слабый”) выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами выбирается объект для обсуждения (геометрическая фигура, элемент и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя “объект” своим именем, а заменяя его просто словами “она, “он”, “это” и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими словами, ребята пишут устное математическое сочинение о данном “объекте”. После быстрого обсуждения “угадывающий” приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.  Игра «Математическое лото»  В эту игру играют все дети еще дошкольного возраста, поэтому не требует объяснений правил игры. Я провожу эту игру часто, особенно в 5 классах при групповой работе или индивидуально в зависимости от темы.  Необходимо обязательно сделать дополнительные карточки с ложными ответами с учетом ошибок, которые могут допустить учащиеся при решении заданий.  Игра «Лабиринт»  Правила игры:  Класс разбивается на 3 – 5 команд в зависимости от численности класса, причем каждая команда создается из ребят с разными способностями, чтобы команды были равны «по силам». В кабинете расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. Столы пронумерованы, на них лежат заранее приготовленные «вывески» тем, конверты с заданиями по каждой теме, причем задания должны быть разноуровневые, составленные с учетом способностей каждого ученика. Задания в конверте пронумерованы и каждый ученик должен знать номер своего задания. Команды по жребию определяют с какой темы (с какого стола) они начинают работать, в каком порядке переходят от одного стола к другому. За каждым столом должен сидеть эксперт (ими могут быть «сильные» ученики класса, но лучше привлечь старшеклассников). У каждого эксперта должна быть контрольная карта, составленная ими и проверенная учителем. Эксперт проверяет правильность решенного каждым учеником задания и начисляет количество баллов за каждое решенное задание, проставляя их в индивидуальную карточку игрока, выданную каждому участнику заранее, и баллы в фонд команды, проставляя их уже в карточку команды, выданную также в начале игры капитану команды. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов, и каждому ученику выставляется оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.  Тема или несколько тем, по которым проводится игра, должны быть сообщены заранее, оговорено время для подготовки, составлены учителем, прорешены экспертами и проверено их решение учителем заранее, т.е. заранее должны быть составлены контрольные карты по каждой выбранной для игры теме. Такой смотр знаний в виде игры можно проводить после изученной темы, раздела или в конце учебного года с разной целью – либо с целью закрепления знаний по теме, либо с целью проведения смотра знаний по теме. Такая форма проведения не напрягает ребят, делает сам процесс увлекательным. К тому же можно украсить игру, придумая названия команд, девиз, эмблему, в ходе игры вставить развлекательные моменты, чтобы ребята отдохнули, пригласить гостей. Все зависит от фантазии учителя.  Нетрадиционный урок.  На уроках закрепления или повторения учебного материала ученики часто теряют интерес к уроку, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому целесообразно такие уроки проводить в нетрадиционной форме. На таких уроках необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет учитель. Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. В рамках заданной программой обучения общей цели, нетрадиционные уроки преследуют свою собственную цель – поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность, совсем другое отношение к своему труду.  Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
2.2. Разработки фрагментов уроков с использованием
дидактических игр.
Конспект урока по теме «Десятичная запись дробных чисел»
Цели урока: - знакомство учащихся с десятичной записью дробных чисел, с правилами их записи и чтения;
- развитие вычислительных навыков и математической речи учащихся;
- воспитание интереса к математике.
Оборудование: карточки к «Математической эстафете», наглядность.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Анализ контрольной работы по теме «Обыкновенные дроби»
Устные упражнения

Игра «Математическая эстафета»
Каждому ученику раздается карточка с одним звеном цепочки. Необходимо решить эту цепочку. Выиграет тот, кто сделает это быстро и правильно. После того как все учащиеся решат, три учащихся, которые решили правильно и быстро, награждаются грамотой победителей в «Математической эстафете».
- 45 +48: 15 - 3



- 3 *13 + 25 - 125 * 12



*12 +77 :25



Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
5.1. №1118 (устно)
5.2. №1117 (по цепочке у доски)
5.3. №1120 (а,б-учителем у доски; в,г- самостоятельно)
6. Домашнее задание: п.30 №1139(а), №1140, №1141
7. Итог урока (вопросы после параграфа).

Конспект урока по теме «Десятичная запись дробных чисел»
Цели урока: - закрепление умений учащихся читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенные дроби со знаменателем 10,100,1000 в десятичную и наоборот;
- развитие вычислительных навыков, математической речи;
- воспитание интереса у учащихся к предмету, аккуратности.
Оборудование: карточки для устного счета
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Устные упражнения (Игра «Кто быстрее достигнет звездочки»)
На доску выносится набор примеров на четыре действия с десятичными дробями и с таблицей ответов (рис). В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет звездочки.


















3. Работа по теме урока
3.1. №1119(а-у доски, б-самостоятельно)
3.2. №1121(на оценку у доски)
3.3. №1122 (у доски по цепочке)
4. Самостоятельная работа
5. Домашнее задание: №1139(б), №1144, №1143
6. Итог урока (рефлексия)

Конспект урока по теме « Сравнение десятичных дробей»
Цели урока: - знакомство со сравнением десятичных дробей;
- развитие вычислительных навыков, математической речи, навыков работы в паре;
- воспитание интереса учащихся к математике.
Оборудование: карточки для устного счета
Ход урока
Сообщение темы и цели
Устные упражнения
Вычислить значения:
1 2
613EMBED Equation.31415- 13EMBED Equation.31415 = a; 1. 813EMBED Equation.31415- 13EMBED Equation.31415= a;
1213EMBED Equation.31415 - 5= b;2. 913EMBED Equation.31415 - 5= b;
413EMBED Equation.31415 + 13EMBED Equation.31415 = c; 3. 613EMBED Equation.31415 + 13EMBED Equation.31415= c;
1013EMBED Equation.31415 - 313EMBED Equation.31415 + 413EMBED Equation.31415 = g. 4. 1013EMBED Equation.31415 - 313EMBED Equation.31415 + 413EMBED Equation.31415 = g.
Ответ:1 4 5 6Ответ: 3 8 2 7
Кодированные ответы: 1) 613EMBED Equation.31415; 2) 7; 3) 813EMBED Equation.31415; 4) 713EMBED Equation.31415; 5) 5; 6) 1113EMBED Equation.31415; 7) 1113EMBED Equation.31415; 8) 413EMBED Equation.31415.
Выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет, допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 6281. При проведении этой игры учащихся заинтересовал сам вид игры. Эта игра может обеспечить работой всех учащихся, исключить списывание.
Актуализация знаний (№1160-устно, №1161- у доски)
Объяснение нового материала
Объяснение учителем
Работа в парах с правилами
Закрепление изученного материала
№1145 (по цепочке у доски)
№1147(самостоятельно)
№1148(с комментированием на месте)
№1150 (у доски)
Домашнее задание: п.31 №1173 №1179
Итог урока (вопросы после параграфа)

Конспект урока по теме «Сравнение десятичных дробей»
Цели урока: - проверка знаний учащихся фактического материала, умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
- развитие математической речи;
- воспитание интереса к математике.
Оборудование: карточки для игры, математического диктанта.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Устные упражнения (Игра «Живое уравнение»)
Класс делится на две команды. Командам раздается карточка с уравнением. Это уравнение нужно продемонстрировать при помощи пантомим. Другая команда должна угадать, какое уравнение им показывают, и решить его.
Уравнение для I команды: 8 + 2х = 12
Уравнение для II команды: 8х +10 = 58
Математический диктант по теме «Десятичная запись дробных чисел» и «Сравнение дробей».
Закрепление изученного материала
4.1. №1149 (с комментированием).
4.2. №1153 (самостоятельно, двое решают у доски)
4.3. №1157 ( а,б,в,г – 1 вариант, 2 вариант – д,е,ж,з)
5. Домашнее задание №1183(б), №1174, №1176
6. Итог урока (рефлексия)

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока: - знакомство учащихся со сложением и вычитанием десятичных дробей;
- развитие вычислительных навыков, математической речи;
- воспитание интереса к предмету, аккуратности.
Оборудование: карточки для игры, изображение слона
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Устные упражнения (Игра «В мире животных»)
Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:



Выразите высоту и длину тела слона в метрах.
Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.
Изучение нового материала
3.1. Объяснение учителем
3.2. Работа в группах
4. Закрепление изученного материала
4.1. № 1184 (у доски с полным объяснением)
4.2. №1186 (по цепочке у доски)
4.3. №1187 (4 человека у доски, остальные в тетрадях)
4.4. №1188 (самостоятельно)
5. Домашнее задание: №1228(а, б, в) №1229(а, б, в) №1230
6. Итог урока: вопросы после параграфа

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока: - закрепление умений складывать и вычитать десятичные дроби;
- знакомство с разложением десятичных дробей на разряды;
- развитие вычислительных навыков, математической речи.
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: карточки для игры
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Устные упражнения. Игра «Индивидуальное лото»
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Эта игра способствует развитию интереса у учащихся. Ребят заинтересовывает, что получится при решении примеров.







Большая карта




Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
4.1. №1204 (устно)
4.2. № 1205 (самостоятельно с проверкой у доски)
4.3. №1192 (на 2 варианта)
4.4. №1188 (у доски, на оценку с полным объяснением)

Домашнее задание: №1228(г-е) №1229(г-е) №1231
Итог урока (рефлексия)

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока: - повторение выполнения вычитания суммы из числа и числа из суммы;
- закрепление изученного материала;
- развитие вычислительных навыков, математической речи;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: карточки для игры, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Устные упражнения. Игра «Молчанка»
Условимся, что синяя карточка соответствует утверждению «да», «истинно», красная «нет», «ложно». Занятия будет проходить в форме игры. Учитель задает вопросы. Если ребята согласны с утверждение, то поднимают синюю карточку, не согласны - красную. При такой игре каждый ученик может высказать свое мнение.
Верно ли, что 2,87< 4,7
При каком значении а верно равенство:
(8,2-а) + 6,4 = 5,6 + 8,8
0,1 + а = 0,99 – 0,26
Какое из чисел 4,2; 5,6; 7; 4,3 является корнем уравнения:
Z + 3,8 = 8
4. Верно ли, что число 5,1 находится между 5 и 5,2.
3. Работа по теме урока
3.1 Работа в группах
3.2. №1201(на 6 вариантов)
3.3. № 1189 (самостоятельно, первые 3 человека получают оценку)
3.4. 1200 (устно)
4. Домашнее задание: №1237 №1238
5.Итог урока (выставление оценок за урок)

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока: - закрепление знаний по сложению и вычитанию десятичных дробей, разложению десятичных дробей по разрядам, сравнению десятичных дробей;
- развитие вычислительных навыков, математической речи учащихся;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: карточки для устного счета, самостоятельной работы.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
2. Устные упражнения Игра «Умная лесенка»

На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Класс делится на команды по 6 человек. Каждый ученик решает по очереди свой пример, и записывает ответ на своей «ступеньке». Шестой ученик ответы складывает. Результат записывает в треугольник.

0,7+8= ?
11,2+4=
7,3+6,7= +
+
0,3+5=
+
1,5+2,3= +




Работа по теме урока
№1203 (устно)
№1207 (у доски)
№1211 (2 человека у доски, остальные в тетрадях)
Задание на карточке
Домашнее задание №1236(в, г) №1240
Итог урока. Самостоятельная работа


Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока: - закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»;
- развитие вычислительных навыков, математической речи;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: карточки для игры, для работы по теме урока, индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
2. Устные упражнения. Игра «Сигнальное устройство»
Перед вами сигнальное устройство, которое пропускает только карточки с верными равенствами. Запишите последовательно буквы с «верных карточек», то есть с тех, которые пройдут через устройство. Прочитать полученное слово и что оно обозначает.


Полученное слово является названием самой маленькой в мире обезьянки. Выразите ее длину в сантиметрах, а массу в граммах:
длина: 0,23 м=23см
масса: 0,05 кг=50 г.
Ответ: Игрунка
3. Изучение нового материала
3.1. Объяснение учителем
3.2. №1193 (у доски)
3.2. Работа с карточками
4. Домашнее задание №1235 №1239 №1241
5. Итог урока (индивидуальные карточки с задачами).

Конспект урока по теме « Приближенные значения чисел. Округление чисел»
Цели урока: - знакомство с округлением чисел, записью приближенных значений числа с недостатком и с избытком;
- развитие вычислительных навыков, математической речи;
- воспитание аккуратности, интереса к предмету.
Оборудование: карточки для игры
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
2. Устные упражнения Игра «В мире животных»
В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 метров. Узнать длину тела бобра (в дециметрах) поможет вам удивительный квадрат:

5,9
6,3
3,6

2,3
2,7
0

3,7
4,1
1,4

 
 
 


Из первой строки выберите наименьшее число [3,6].
Из второй строки выберите наибольшее число [2,7].
Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число [3,7].
Найдите сумму выбранных чисел – и вы получите ответ на вопрос [10дм=1м].
3. Математический диктант
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
5.1. №1243 (устно)
5.2. №1245 (по цепочке у доски)
5.3. №1247 (а - мальчики, б - девочки)
6. Домашнее задание: №1271 №1273 (а,б) №1274
7. Итог урока (вопросы после параграфа)

Конспект урока по теме «Приближенные значения чисел. Округление чисел»
Цели урока: - закрепление умения округлять числа, записывать приближенные значения чисел с недостатком и с избытком;
- развитие вычислительных навыков, математической речи;
- воспитание интереса к предмету, аккуратности.
Оборудование: карточки для игры, для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока
2. Устные упражнения. Игра «Смотри, не зевай, быстро считай»
Учащиеся делятся на две команды. Участники команд прикалывают на грудь номера от 0 до 9. У первой команды номера синего цвета (из разряда единиц). У второй команды номера цифр зелёного цвета (из разряда десятых). У доски стоят два стула. Каждый из играющих считает и думает, входит ли его число в ответ или нет. «Единицы» садятся на свой стул, «десятые» - на свой.
Если ответ правильный и члены команд сели одновременно, то им присуждается по 1 баллу. Если одна из команд выполнила задание позже, то она не получает баллов. Запомнить на слух трудно, поэтому примеры автор писала на табличках и показывала детям.
Примеры: 1) 4,7+2,9; 2) 6,3+3,5; 3) 8,5 + 0,8; 4) 2,3 + 0,9; 5) 7,4+2,3; 6) 4,2 + 3,4;
7) 1,3 + 0,4; 8) 1,8 + 3,5; 9) 3,4 + 1,7; 10) 5,6 + 3,9.
3. Работа по теме урока
3.1. № 1246 (у доски)
3.2. № 1248 (самостоятельно)
3.3. № 1249 (на оценку у доски)
3.4. №1267 (на 4 варианта)
4. Самостоятельная работа
5. Домашнее задание: №1270 № 1273 (в, г) № 1272(а, б).
6. Итог урока (рефлексия)

Конспект урока по теме «Приближенные значения чисел. Округление чисел»
Цели урока: - развитие познавательного интереса учащихся
путем использования дидактических игр на уроке;
- формирование умения выполнять арифметические действия
с десятичными дробями;
- формирование умения работать в парах и микрогруппах;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: карточки
Ход урока
1.Устная работа.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш лежит в средневековый город на рыцарский турнир.
Перед дальней дорогой необходимо подкрепиться. А так как мы отправимся в математический город на математический рыцарский турнир, то нам необходимо подкрепиться знаниями.
Повторение теории по пунктам 30-32 учебника.
Вопросы: 1). Какие обыкновенные дроби можно записать в виде десятичных дробей?
2). Как определить количество цифр после запятой в десятичной записи
дроби?
3).Назовите первые 4 разряда после запятой в десятичных дробях.
4). Сформулируйте правило сложения (вычитания) десятичных дробей.
5). Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
Хорошо, молодцы!Ну, а теперь можно и в путь!
2.Игра: «Рыцарский турнир».
1). Попасть в средневековый город непросто. Чтобы преодолеть временное пространство, необходимо пройти через математический лабиринт.
Время на прохождение лабиринта у вас ограничено; первые три человека, прошедшие лабиринт будут тремя рыцарями –участниками рыцарского турнира, все остальные – это их команда.
Учащимся предлагается задание «Математический лабиринт»
Математический лабиринт.
Вход в лабиринт: задание № 1
Выход из лабиринта: ответ совпадает с номером задания.
№ 1. Выполните действия: 8,65 - 5,7 + 1,05
№ 2. Решите уравнение: ( х + 1,7 ) – 3,3 = 0,4
№ 3. Решите задачу:
Расстояние между городами 120 км. Из городов навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста со скоростью 13,6 км/ч и 10,4 км/ч соответственно. Через сколько часов они встретятся?
№ 4. Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 0,4 м, ВС больше АВ на 0,65 м, но меньше АС на 0,5 м.
№ 5. Вычислите: ( 24,67 + 15,33 ) : ( 88,9 – 68,9 )
( Примечание: Ключ к лабиринту: № 1 № 4 № 3№ 5 № 2 ).
2). Рыцарский турнир: «Кто быстрее?». Математическая эстафета.
Бланк с заданием получают ученики, сидящие за первой партой. Каждый решает одно задание и передает назад. Ученики, сидящие за последней партой, называют окончательный ответ.
1 вариант.

+ 2,8 + 4,9 + 2,4 : 2


2 вариант.

+ 1,8 12 + 1,3 - 5,3


3).2.рыцарский турнир: «Кто дальше?».
Рыцари – участники соревнования по стрельбе из лука. Сначала с помощью жеребьевки определяем номер лука. Далее надо найти значение выражения, соответствующего данному номеру. Полученный ответ будет определять дальность полета стрелы каждого участника. Отметив положение стрелы на числовом луче, определите, кто победил!
Каждая парта получает бланк с соответствующим заданием. На доске (или с помощью кодоскопа) изображен числовой луч, на котором цветными магнитами первые выполнившие задание отмечают полученные числа.
Бланк с заданием:
II рыцарский турнир:«Кто дальше? ».
1). Методом жеребьевки определите номер своего лука со стрелой.
2). Найдите значение выражения соответствующего указанному номеру.
3). Полученный ответ определяет дальность полета стрелы каждого
участника.
4).Отметив положение стрелы на координатном луче, определите, кто победил.

№ 1. ( 6.42 + 4,9 ) + ( 17,26 – 16,08 )
№ 2. 213EMBED Equation.31415 + ( 2,82 + 4,36 ) – ( 0,67 + 3,41 )
№ 3. ( 25,9 - 6,2 ) – ( 19,374 + 4,626) : 3
№ 4. ( 42,75 – 37,26 ) + ( 17,32 – 12,31 ) + 13EMBED Equation.31415
№ 5. 313EMBED Equation.31415 - ( 6,03 + 4,27 ) – ( 3,7 + 1,2 ) - 13EMBED Equation.31415

4). 3. рыцарский турнир: «Самый зоркий».
Расшифруй слово. Что оно означает?
Учащиеся получают бланк с заданием, на котором зашифровано два слова (1 и 2 варианты).
Ответы: Мицар и Алькор - звезды в созвездии Большой медведицы.
С помощью кодоскопа рассмотреть изображение Большой медведицы и расположение указанных звезд.
Бланк с заданием:
III рыцарский турнир: «Самый зоркий!».
1 вариант.
Расшифруйте слово! Что оно обозначает?
Ц 12,1 – ( х + 5.8 ) = 1,7

Р( у – 3,7 ) – 1,8 = 4,7

М ( 2,9 + х ) – 3,5 = 4,5

И14,08 – ( 52,3 – х ) = 1,003

А 6,793 х + 0,007 х +13EMBED Equation.31415 х = 7042
5,1
39,223
4,6
1006
10,2


2 вариант.
Расшифруй слово! Что оно обозначает?

Р ( у – 3,7 ) – 1,8 = 4,7

Ь 13,2 - ( 5,7 + х ) = 3,9

О ( 39,4 – х ) + 2,004 = 27,03

А 6,793 х + 0,007 х + 13EMBED Equation.31415 х = 7042

К 3,97 х + 20, 4 х + 0,63 х = 5050

Л ( 52,3 – х ) – 4,08 = 17,3

1006
30,92
3,6
202
14,374
10,2


4.. Итог урока.
Ну, вот и закончился рыцарский турнир. Победитель -
В ходе нашей игры мы повторили сложение и вычитание десятичных дробей, решение уравнений, построение точки на числовом луче.
Пора возвращаться домой из средневековья. Но чтобы вернуться, нужно разгадать анаграммы:
ТАМЕЛЬНАЗЕН (знаменатель)
ИЛЕТСИЧЛЬ(числитель)
ИНОЖЕЛЕС (сложение)
ИВЕТЫЧАНИ(вычитание)
ОДАНОТИКАР(координата)
БОРЬД(дробь)
Молодцы!
Домашнее задание (подготовиться к контрольной работе).

Таким образом, применение дидактических игр на уроках помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя игру как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Подобранные игры способствуют развитию у учащихся памяти, внимания, наблюдательности, интереса. В этих играх важным стимулом является элемент соревнования, так как в соревнованиях проявляются активность ученика и воля к победе. Дидактические игры хорошо сочетались с серьезным учением.





















Заключение

В данной работе рассмотрен особый вид игр дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.








Литература

1.Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.
2.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.
3.Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 1988.-№4.-56с.
4.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.
5.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.
6.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
7.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.
Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.
Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 95с.
Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.: Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.
Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.- 575с.
Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой.– М., 1981.- 371с.
Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2000.- 345с.
Минаева, С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 128с.
Минскин, Е.М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 1982.- 192с.
Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. М., 1997. – 876с.
Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.
Спивановская, А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981.- 123с.
Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.- №23.- 32с.
Финько, З. Игровые уроки 5-6 классы // Математика. – 2001. - №23. – 34с.
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240с.
Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребенок. – М.: Просвещение, 1994. – 381с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 156с.
Шукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 245с.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 145415


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



ПС

ПД

УД

УПДДД

ПА

ПИ


162


162




162
1621162


162


162


162


162


162


162


162



1713EMBED Equation.31415 - 613EMBED Equation.31415

11 - 13EMBED Equation.31415

12 - 13EMBED Equation.31415

1413EMBED Equation.31415 - 113EMBED Equation.31415

1313EMBED Equation.31415 - 113EMBED Equation.31415

713EMBED Equation.31415 + 413EMBED Equation.31415

613EMBED Equation.31415 + 713EMBED Equation.31415

713EMBED Equation.31415 + 713EMBED Equation.31415

313EMBED Equation.31415 + 613EMBED Equation.31415

1113EMBED Equation.31415 1113EMBED Equation.31415 1013EMBED Equation.314151113EMBED Equation.314151313EMBED Equation.314151113EMBED Equation.31415 1213EMBED Equation.31415 16 1113EMBED Equation.31415

53,5 - 5 (З)

28,53+1,47 (Р)

4,55+6+0,7 (Р)

4,4+3,5 (О)

61,3 - х, если х=8 (К)

4 + 1,25 (А)

(3,2 - 0,2)+6 (Я)

0,5+8-4,6 (Д)

11,25 (Р)

5,25 (А)

48,5 (З)

30 (Р)

9 (Я)

3,9 (Д)

2,7











3,8













Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native