Сценарий Казачьи посиделки для 7-9 классов


Казачьи посиделки
У входа стоят дети и провожают гостей за стол
Ведущий: Сегодня двери нашего учреждения открыты для всех и мы очень рады, что можем вместе с вами можем присутствовать на казачьих посиделках. Наша школа с этого года реализует инновационный проект «Регионально-культурное наследие Донского казачества в формировании базовых ценностей школьников». В рамках этого проекта уже проведено ряд интересных воспитательных мероприятий. Сегодня мы хотим показать ещё один вид воспитательной работы по выше сказанной теме.
Звучит в записи песня «Тихий Дон»
Выходят дети казаки с караваем
1.В моей придонской сторонеДышу полынью в час восхода.Не знаю как кому, а мнеВода донская слаще меда.Не знаю как другой, но яВесь - слух, весь - жадное вниманье.Когда услышу соловьяВозвышенное ликованье.
2.Чуть-чуть взгрустнули небесаВ природе ярких красок мало.Но радует мои глазаЛитая кисть калины алой.Пусть облетели тополя.Я у степной твержу криницы:"Благословенной будь земля.Где довелось и мне родиться''
3.Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваемОн на блюде расписномС белоснежным рушником. Каравай мы зам подносим. Поклоняясь, отведать просим.(Кланяются зрителям).
Ведущий:
Зимний вечер темен, дологНасчитаю сорок елок.То на лавке посижу.То в окошко погляжу.
Будут песни, будут пляски.Приходите поиграть, Зимний вечер скоротать!(В зал входят ребята, в руках у них сладости)
Казачка:В курень жаркий ваш Мы пришли с подарками.(Дети ставят гостинцы на стол.)
Ведущий:
-Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать, так на пороге встречать.
Дай Бог тому, кто в нашем дому:
Дорогим гостям, добрым хозяюшкам, да малым детушкам!
Наделил бы вас господь и житьем, и бытьем и здоровьецем.
(спрашивает детей)
-А что за народ собрался на берегу Тихого Дона?
(дети отвечают)
- Казаки!
-А скажите мне, кто это такие - казаки?
(дети отвечают)
-Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.
Когда у казаков было меньше работы, а также в праздники, все население станицы или хутора собиралось вместе на посиделки. Такой сбор носил название «улицы». Здесь пели песни, водили хороводы, разыгрывали комические представления, показывали драмы или просто собирались посидеть, поговорить о былых походах и хозяйственных делах.
Поглядите –ка на наших казачат, приоделись они, приосанились .Поглядите какие они удалые, нарядные да молодые.
Девочка:Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.Неужели в куреньке половицы лопнут? (Звучит веселая музыка. Девочки исполняют танец.)Девочка:
На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки. Так споем же под чаек Местные частушки.(Ребята исполняют частушки.)
Ведущая:А теперь мы попросим наших гостей с ответным словом спеть свои частушки.
Ведущий:
А теперь мы отдохнём, да загадки разберём.
1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)2. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)3. Ложка краски, а весь мир красит (Солнце)4. Вечером цветут, утром вянут (Звезды)5. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)6. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
7. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок).8. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)9. Не больная - стонет, не трудится - пыхтит, не теряла - ищет. (Свинья)10. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел.)11. Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)12. Мелкие людишки, красные штанишки. ( Морковь)13. Отгадай – ка, что это: из – под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)14. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)15. Летала пташка промеж рта и чашки (Ложка)16. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)17. Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не продается. (Сон)18. Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)19. Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)
Ведущий:
Одним из увеселений донских казаков был народный театр. Его представления шли под открытым небом, на улицах, площадях.
В нашей школе уже 5-й год действует кукольный театр(«позитив»)
И мы представляем вашему вниманию две миниатюры

Показ кукольного тетра
Ведущий:Молодцы! А теперь пора настала пригласить вас всех к столу:
Девочка:Как сладко пахнет хлеб зерном,Спеченным на листе капустном;Какая корочка на нем.И как хрустит он вкусно:А мы садимся у стола.Друг друга поздравляя.Что вот уже пришла пораДонского каравая!
Ведущий:Чай горячий, ароматный.И на вкус весьма приятный.Он недуги исцеляетИ усталость прогоняет.Силы новые даетИ друзей за стол зовет.С благодарностью весь мирСлавит чудо - элексир!(Все проходят к столу)
Под музыку разливается чай
Вопросы к детям:
-А поведайте мне, казачата, почему наш край Донским называют?
-А как еще называют Дон-батюшку?
-А кто расскажет легенду об этом?
-А откуда Дон берет свое начало?
Стих «Откуда Дон берет начало? » Сафронова
Ведущий:
Не одинок Дон, есть у него много сестер и братьев, но всех их не перечесть, потому что Дон питает более 5 тысяч притоков.
-А скажите, казачата на берегу какой реки вы живете? Как называется наша река?

Ведущий:
А знают ли наши гости дорогие пословицы да поговорки о земле родной, о казачьей смелости?Ответы ребят.- Земля донская - мать родная,- Дон тихий, а слава о нем громкая. - На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.- Казачья смелость порушит любую крепость.- Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет. - Казак без друзей, что дуб без корней.- Казак в труде, как и бою, славит Родину свою.
Пауза. Музыка.
Пришло время вспомнить, чем же занимались казаки на Дону? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием) .- Но казаки не только умели работать, но и очень любили петь. Песни у казаков – раздольные как степи.
Дети и казаки поют песни