Воспитательное мероприятие Казачьи посиделки

Казачьи посиделки
Сценарий воспитательного мероприятия в 6 «Б» классе МБОУ СОШ»№14 в рамках конкурса «Литературный венок»
Учитель русского языка и литературы - Богачкова Анара Дурдымурадовна.
Цели и задачи.
1. Познакомить учащихся с одной из форм общения в русских поселениях в прошлом – посиделками. Показать самобытность казачков, проявляющуюся в устном народном творчестве.
2. Развивать творческую активность, формировать чувство патриотизма и любви к родному краю
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию. Способствовать сплочению коллектива.
Ход мероприятия:
Есть в природе нашего народа Вечные, особые черты - Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреные моды, От души они, от доброты. Гость, войди! Традиций не нарушим. С ним чайку всегда попьём. Всем известно русское радушье: Хлебосольство и открытый дом!

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час. Встречу тёплую такую мы готовили для вас. Хлебосольством и радушьем знаменит КАЗАЧИЙ край.

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай. И места всегда почётные за обеденным столом, Ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом!
Вместе. Здравствуйте, гости званные и желанные! По обычаям российским всем гостям поклон наш низкий! (Кланяются).
На завалинках в светелках Иль на бревнышках каких, Собирали посиделки Молодых и пожилых. При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод Говорили, песни пели
И водили хоровод. А играли как в горелки! Ах, горелки хороши! Словом, эти посиделки Были праздником от души!
Учитель: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу казаки, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать.
И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки, чтобы поговорить о самобытной культуре нашего казачьего края!
Мы с вами живем на благословенной донской земле, прославленной делами наших предков – вольных казаков. Наша с вами малая родина –донской край и славный город Белая Калитва, о которой слагают песни и замечательные поэтические строчки!
(Приложение 1 - презентация о Белой Калитве)
Белым городом, белою вишней любовались мы с катерка
Караул гора с телевышкой словно пикою казака!
Здесь Донец, изгибаясь плавно, с Калитвой свои воды струит
Город белый, город славный на слиянии трех рек стоит!
Здравствуй, моя Калитва! Моя дорогая станица!
Здравствуй, мой милый Донец! Дай мне воды напиться!
Ширь степная, я ранен тобою! Навсегда! Наяву и во сне!
Потому, что привязан любовью к этой древней и малой земле!
Тихие улочки дороги мне, клены меняют наряд!
Как же город красив в тишине, город, цветущий как сад!
От Ростова на север, потом на восток, на трех реках в степи стоит городок.
Я приехал сюда, поработал,пожил. Этот город и край навсегда полюбил!
Мне не нужен Париж, ни к чему мне Литва, если Белая есть на земле Калитва!
Учитель : прозвучали строки из стихотворения нашего поэта – земляка О.Зеленина! Да, ребята, о нашей калитвинской земле даже упомянуто в самом древнем произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве» По мнению историка, собирателя древних произведений Афанасьева, именно здесь на Караул –горе в 1185г, собирал свою дружину князь Игорь, когда шел на половцев! Сейчас на Караул –горе, по инициативе шолоховской поисковой исследовательской группы «Боян», воздвигнут памятник –камень, на котором выведены слова « Воинам Игоревой рати казакам русичам 1185г»
У каждого человека есть своя Родина, где он родился и вырос. Для нас с вами малая родина -это поселок Синегорский, у которого не менее интересная история.
Ученица:
А вы знаете, что наш поселок возник давным –давно? Еще в 18 веке! Первыми поселенцами были кочевники, которые селились на правом берегу реки Северский Донец, а в дальнейшем эти поселения кочевников получили название Кочевань. Так что первое название нашего поселка –Кочевань. В начале XIX века Кочевань превратилась в хутор Синегорский, т.к. в отблесках заходящего солнца правобережный холм («гора») окрашивается в синие тона (Синегорский синяя гора). Затем вокруг хутора открылось несколько шахт по добыче каменного угля и возникли разрозненные поселения шахтеров. Во время В.О.В наш поселок находился под немецкой оккупацией. Видите, какая славная история у нашего поселка!
Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеосюжет с известными местами нашего поселка! ( Приложение 2 – видеоролик «Поселок Синегорский»)
Учитель: А селились наши предки в казачьих домах –куренях!
Ученица: Название «курень» -монгольское. Слово это означает «круглый», гармоничный. Куря-круг, расположение комнат в ней шло по кругу. Монголы называли куренем и отряд, оборонявший укрепленные лагеря. У запорожцев и кубанцев куренем назывался еще и полк. Донские историки, занимавшиеся этимологией этого слова,пришли к выводу,что курень –новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась скорее всего от новгородцев. Курени можно встретить и сейчас, преимущественно в старой Синегорке и по берегам реки Северский Донец.
Учитель: Ребята, а кто знает еще какие –нибудь предания или легенды?
Ученица: Я вам расскажу о происхождении названия Темерника. Все вы были в Ростове и конечно же, каждый из вас был на рынке Темерник. А знаете от какого слова пошло название Темерник? ( у детей, затем обращается к родителям и учителям)
Давным-давно татарский хан Тимур разбил свой стан на Дону, а он был страстным охотником и часто охотился в долине нынешнего Темерника. Местность была сплошь поросшая камышом, и одну из балок так и назвали Камышеваха. Тимур не препятствовал торговле русских с генуэзцами, что обосновались в нынешнем Азове, лишь обложил торгующих данью в свою пользу. Как-то русские купцы потеряли ярлык об уплате дани и были остановлены татарским дозором. В результате столкновения русские одолели татар, но оставшиеся в живых сообщили все Тимуру, а он догнал купеческий отряд и учинил расправу. Вот это место и стали называть долиной Тимура. Отсюда и название –Тимурник, Темерник.
Учитель: Не правда ли, интересная история? Спасибо ребята, это прозвучали у нас легенды, а сейчас ребята покажут нам казачьи гоготушки! (сценки)
Сценка «Пакет»
Урядник, добравшись до атамана из вышестоящего штаба, щелкнул каблуком:
- Тебе пакет!
-Не тебе, а вам –поправил атаман.
-А зачем он нам нужон? –удивился урядник –Ежели тебе его отослали?
-И кто тебя, дурака, ко мне прислал?
-Умных, вишь, к умным, а меня – к тебе!!!
Сценка « О чистоте русского языка»
Сидит станичный дурачок на берегу и вилами по воде нехорошие слова пишет. Выныривает черт и говорит:
- Ты че? Совсем сдурел? Там у меня чертенята малые, а ты выражаешься ,как депутат на трибуне!!!!
Сценка «Можем, но не хочем
Как –то спросили у казаков:
- А правда ли, про вас, про казаков, гуторят, что вы на всякое ремесло дюже горазды?
-Так точно! Какие могут быть сумления? Нам хучь печку сложить, хучь часы починить –все едино! Только в часах шашкой не равернесси!!!Мы и курень можем, и лодку тоже! И ложку деревянную, и лестницу! Можем, но не хочем!!! Долбежки много!!! Можно и пику поломать!!!
Учитель: Спасибо, ребята! Посмотрите на наших ребят! Какие они взрослые и серьезные, настоящие будущие защитники Отечества! Покажитесь - ка, всем гостям!!!
Удалые казаки 1. Средь донских степных полей и донских ковылей, Где Кубань и Дон текут казаки давно живут. 2. Гордый и лихой народ заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несет. 3. Честью с детства дорожат, любят холить жеребят, Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют. 4. Память предков охраняют, веру в Бога почитают, И обычаи свои сохраняют на Руси. 5. Всех обычаев не счесть: казаку превыше честь, Сабля – гордость казака, не прожить им без коня, 6. Без ухи и без добычи, уж такой у них обычай. И готов любой казак за Россию постаять. 7. Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет, Если хором запоет – Удивит любой народ. 8. Есаул, односельчане, атаман и хуторяне – Все равны перед законом и разумным Божьим словом. 9. Православный, удалой, наш казак всегда герой. А казачка – вот краса: стройный стан и плюс коса. 10. Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.
11. Независимый, свободный род казачий очень гордый. И не даром на Руси всем знакомы казаки. 12. Мы донские казачата, очень дружные ребята. Век готовы мирно жить, Дону - батюшке служить! (вместе)
Учитель: А кто знает казачьи пословицы и поговорки?
Не хвались, в поход собираючись, хвались с похода едучи.
Всяк свистнет, да не по-казацки.
И шашка остра, а дух – сильнее.
Где казак, там и слава!
С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
Нет уз святее товарищества!
Казак без коня – сирота
Слава предков не ржавеет.
Терпи казак-атаманом будешь!
Учитель: На Дону, ребята, песни не только пели, но и играли! Сейчас наши ребята сыграют нам казачью песню «Бояре!»
( Приложение3)
Спасибо, ребята, а что скажут наши красавицы-казачки?
Мы с веселой песней дружим По казачьи говорим, Хорошо живем не тужим, Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство! Возле Дона куреня! До чего же ты красива Дорогая сторона!!!


Гордый, смелый народ, непокорный. Плоть от плоти – российский народ. В глубь столетий ушли наши корни. Родословное древо живет!
Учитель: А ну-ка, казачки, развеселите –ка народ, исполните нам развеселые частушки!
Частушки ( исп. Девочки)
1.Много знаем мы частушек громких, звонких, боевых.
Может быть, сейчас посмотрим: кто же знает больше их.

2.Хороша наша деревня и стоит на бугорке.
Все ребята там красивы, но чудак на дураке.

3.У меня милой Иван - кудреватый, что баран.
Посмотрите-ка девчата, не понравится ли вам?

4.Мой милёнок задаётся, что умнее всех людей,
Привели его в конюшню - напугали лошадей.

5.Меня сватал конопатый, а рябой - наперебой.
Конопатый был горбатый, а рябой - с одной ногой.

6.Полюбила я его, такого детинушку.
Я ему всё про любовь, а он - про скотинушку.

7.Эй, бей, не жалей новые ботинки.
Погуляем от души мы на вечеринке.

8.заиграй-ка, балалайка, балалайка три струны!
Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны.

9.По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал курица обидела!

11.Мы всегда везде такие утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки развеселые поем.

12.На столе стоит стакан, А в стакане тесто;
До свиданья, папа с мамой, Я уже невеста.

13.Не судите, люди добры что мы ходим по ночам.
Наше времечко такое, что не спится ночи нам!
Вместе:
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем молодец!
Учитель: Спасибо, девочки-красавицы!!!
А ну-ка,казаки, давайте посмотрим казачью легенду известного донского автора
 И.Н.Лесного «Баллада о донском казаке» (с элементами инсценировки)
По-над Доном, у дубравы, летним вечерком
Ехал в хутор всадник бравый на коне верхом.
        Вдруг над гладью вод багряных разразился смех.
        Иноходец, конь буланый, свой ускорил бег...
Глаз метнул казак направо – Из волны донской
Шла русалка величаво по траве босой.
        Черноброва, белолица, искрометный взгляд,
        Грудь алмазами искрится и коса до пят.
- Будь мне мужем, - молвит фея, встав перед конем,-
Я тебя, в волнах лелея, сделаю царем.
Станешь ты по-царски править вцарстве под водой
И на ложе царском славить жизнь в любви со мной.
Отпусти гулять во поле борзого коня
И по доброй царской воле осчастливь меня.
Всадник тут сверкнул очами
И промолвил так:
- Дружбу ль мне водить с царями? Я ли не казак?
Шашка мне – подруга жизни, конь мне – верный друг.
Службу я служу отчизне- мне ль царев досуг?
Мне ли вольности казачьи поменять на трон,
Коль в крови моей горячей плещет тихий Дон?
Вдруг над Доном прокатился колокольный звон.
Тут казак перекрестился и услышал стон:
- Сердце милого пригрею целомудро я ...
Кинул взгляд казак на фею, гнев в душе тая.
- С глаз долой и вон из сердца! –
Вскрикнул верховой.-
Не бывать мне иноверцем на Руси святой.
Он коня толкнул ногою, в руки взял кисет.
И дорогой полевою потянулся след.
И русалка умывалась горькою слезой...
И на травушку распалась спелою росой.

Учитель:
Интересная баллада? И вправду, ребята, казака трудно представить без коня!!! Конь и свобода для казака –превыше всего!
Ну, а как на посиделках без песни?
Давайте исполним казачью песню «Как за Доном, за рекой!»
(Приложение4 –исп. весь класс)
К нам на посиделки пришли в гости участники казачьего хора
«Синегорцы-молодцы». Вот уже много лет они вместе со своей руководительницей Надеждой Григорьевной изучают донской фольклор и дарят нам казачьи песни! Давайте послушаем их!
«А у нас на Дону», «В саду яблоня цветет», «Казачий перепляс»,
«Синяя гора» (исполняют все) Учитель: Нам есть чем гордиться. История нашего края, быт, культура донских казаков – это то, о чем необходимо знать каждому человеку, живущему на Дону, потому что это – наша малая родина. Отсюда все мы родом.
 
Вот и подошли к концу наши посиделки! Спасибо всем, что пришли к нам в гости и просим отведать всех казачьи угощения!
1-й
Всем людям добрым Желаем добра, золота, серебра!
2-й.
Пышных пирогов, Мягоньких блинов!
3-й
Доброго здоровья! Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется, кому сбудется, не минуется.
( угощения из казачьих болюд)















Песня «Бояре» М: Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли.
Д: Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли.

М: Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.

Д: Бояре, вам какая НУЖНА?,
Молодые, вам какая нужна?

М: Бояре, нам вот эта НУЖНА,
Молодые, нам вот эта НУЖНА

Д: Бояре, она Курочка ! Молодые, она курочка!

М: Бояре, ее выучим! Молодые ее выучим!

Д: Бояре, вы учите, учите.
Молодые, если надо, то порите, порите!

м: Бояре, а мы плёточкой, МОЛОДЫЕ, А МЫ ПЛЕТОЧКОЙ!
Д: Бояре, она плеточки боится, молодые, она плеточки боится!

М: Бояре, а мы пряничком! Молодые, а мы пряничком!

Д: Бояре, у ней зубки болят, Молодые, у ней зубки болят

М: Бояре, а мы к доктору сведем Молодые, ее к доктору сведем
Д: Бояре, она доктора боится, молодые, она доктора боится!

М: Бояре, так давайте ее! Молодые, так давайте ее! (1,2,3! Девочка выбегает и остается у мальчиков)
Д: А, давайте, казаки и казачки, в ручеек сыграем!!!!

Использованная литература:


Составители: А.Н.Пастухов, М.С. Иванов, О.В.Романченко « Донские казачьи народные сказки, сказания и легенды» Издательство ООО «КСС» г.Ростов-на –Дону 2013г.

Т.И.Павлова, М.В.Киселева «Текстовая деятельность учащихся на уроках русского языка ( на материале донского краеведения). Практика внедрения ФГОС Ростов-на Дону. Изд.ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2013ГЮ


МОУ ДОД Дом детского творчества г. Белая Калитва «Сценарии, игры, легенды этнокультурного содержания» г.Белая Калитва 2005г

В.Б.Небратенко, В.Д.Яцык «Край родной. Хрестоматия для чтения (5-6 кл) Ростов-на Дону. «Изд. БАРО-ПРЕСС»2000г




15