Методическая разработка Календарно-тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР (второй год обучения)


Календарно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи (второй год обучения)
Неделя Тема Формирование лексико – грамматических категорий Развитие связной речи
1 период обучения
Сентябрь
1-я Логопедическое обследование
2-я 3-я Осень Формирование номинативного словаря по теме. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
Рассказывание по теме «Осень».
4-я Деревья осенью. Листья.
Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа. Образование прилагательных от существительных.
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания.
Октябрь
1-я Овощи
Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации.
2-я Фрукты
Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Формирование навыков словообразования.
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин.
3-я Насекомые
Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Расширение и активизация словаря по теме.
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему.
4-я Грибы и ягоды
Согласование имен существительных с числительными. Образование прилагательных от существительных.
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин.
Ноябрь
1-я Домашние животные и их детеныши
Закрепление и расширение знаний детей по теме. Образование притяжательных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.
2-я Дикие животные и их детеныши
Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме.
Пересказ рассказа В Бианки «Купание медвежат»
3-я Осенняя одежда, обувь, головные уборы
Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных. Согласование имен существительных с числительными.
Составление описательного рассказа с опорой на схему.
4-я Зима
Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Расширение предикативного словаря. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)
2 период обучения
Декабрь
1-я Мебель
Расширение знаний значений предлогов и их употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций.
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
2-я Посуда
Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
3-я Животные жарких стран
Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. Формирование навыка словообразования по теме. Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
4-я Новый год
Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже.
Январь
1-я Каникулы
2-я 3-я Инструменты
Закрепление навыка употребление имен существительных в творительном падеже. Формирование словаря глаголов
Пересказ сказки «Две косы»
4-я Морские, речные и аквариумные обитатели.
Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных.
Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
Февраль
1-я Семья
Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных.
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
2-я Комнатные растения
Формирование глагольного словаря по теме.
3-я День защитников Отечества
Расширение словаря по теме «Военные профессии». Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик-, -ист-. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин.
4-я Транспорт
Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме. Дифференциация транспорта по видам.
Составление рассказа «Все хорошо, сто хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
Март
1-я Весна
Развитие и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных. Формирование словаря по теме.
Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»
2-я Мамин праздник
Развитие навыков словообразования.
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
3-я Перелетные птицы весной
Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме.
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
4-я Растения и животные весной
Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок».
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий.
Апрель
1-я Наша страна
Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме.
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.
2-я Профессии
Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования.
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
3-я Наш дом
Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме.
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
4-я Сад-огород-лес
Разграничение понятий по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка».
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий
Май
1-я Человек
Расширение словаря по теме. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.
Составление рассказа «Человек» по серии картин
2-я Школа. Школьные принадлежности
Согласование притяжательных местоимений с существительными. Расширение словаря по теме.
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)
3-я Лето Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Как я проведу лето» по серии сюжетных картинок.
4-я Логопедическое обследование