Игровые технологии для детей 7-8 лет, страдающих ДЦП

Роль игровых технологий в коррекционной образовательной работе с детьми 7-8 лет, страдающими детским церебральным параличом

В настоящее время в педагогическую лексику прочно вошло понятие технологии. Имеются разные подходы к определению понятия технологии. Они все сводятся к одному определению – совокупность методов и приемов организации педагогической или образовательной деятельности. В психолого- педагогической литературе выделяются: здоровьесберегающие, педагогические технологии, информационно-коммуникативные технологии.
По определению М.Г. Ярошевского игра - это «форма деятельности в условиях ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного и социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Какова же роль игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Проблема игры остается актуальной по сегодняшний день. К.Гроссом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах. Согласно данной теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. В более поздних исследованиях П.П. Блонский, Ш. Бюллео, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже обращают внимание на психологические аспекты игры и ее значение в развитии ребенка. В работах Д.Б. Эльконина рассматривается периодизация детского возраста по критериям развитости основного вида деятельности: возрастных новообразований, социальной ситуации развития, ведущей деятельности.
Несомненный вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С.Л.Рубинштейн, который обратил внимание на следующие ее характеристики: 1) игра представляет собой осмысленную деятельность; 2) в ней выражается определенное отношение личности к окружающей действительности; 3) сущность игры состоит «в способности, отображая, преображать действительность»;4) мотивы игры заключены в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, для играющего, сторон действительности»; 5) игровые действия «являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами; 6) в игре существует возможность замещения одних предметов другими « в предметах, определяемых смыслом игры»;7) игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие»;8) игра значима для развития отдельных психических процессов и функций.
На современном этапе развития системы дошкольного образования игровые технологии определяются как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
В работе с дошкольниками часто применяют группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Часто применяются театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Таким образом, игра способствует овладению ребенком усложненной организацией действием и обобщенным действием, формированию умений соотносить собственные действия с действиями взрослых; приобретению относительной независимости от окружающих взрослых.
Особа роль игровой деятельности при работе с детьми с дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом.
В процессе игровой деятельности осуществляется умственное развитие: расширение и закрепление представлений об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка, формирование способности действия в воображаемой ситуации. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуществляется нравственное воспитание. Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогащению словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи.
С детьми нарушениями опорно- двигательного аппарата они направлены на развитие познавательной деятельности, и строятся эти игры под направлением дефектологов и логопедов.
Обучение игре проводится со всеми детьми, независимо от состояния их движении, в виде фронтальных и подгрупповых занятий, регламентированных по времени, в игровой комнате. Выбор содержания игры, ее тематики и форма проведения определяется степенью сформированности психофизических предпосылок для овладения теми или иными игровыми действиями и состоянием собственно игровой деятельности ребенка.
Участие в игре, выполнение детьми игровых и предметных действий осуществляется различными способами в зависимости от состояния движения:
- пассивно-активные действия; при понимании ребенком функционального назначения всех предметов и игрушек, темы и сюжета игры. При этом оказывается помощь в захватывании и удерживании игрушки, направленному движению с ней;
- включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;
- включение ребенка в игру, лишь при условии правильного планирования игровых действий, сопровождая их речью, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить действий с предметами;
- самостоятельное осуществление игровых действий с их планированием, оценкой под руководством взрослых.
При проведении игр с детьми с ДЦП необходимо, учитывать возраст, соответствующий развитию психики и моторики ребенка. Принимать во внимание его заинтересованность, желание играть.
В связи с большой отвлекаемостью этих детей, пугливостью, раздражительностью, необходимо, создавать обстановку оптимальную для них: использовать удобные и красивые пособия.
Эффективность проведения сюжетно –ролевых игр зависитот интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях.
При оргнаизации сюжетно-ролевых игр на первом необходимо приавлкать внимание детей к игрушкам, демонстрировать заинтересованное, окрашенное положительными знаниями отношение к игрушкам.
На втором этапе взрослый переходит к исполнению в играх вспомогательных ролей, возлагая на себя функции контроля за реализацией замысла игры, координацией деятельности детей.
На заключительном этапе функции взрослого при организации сюжетно-ролевых игр сводятся в основном к наблюдению за деятельностью детей, оказанию им помощи в спорных ситуациях. Он также помогает совершенстовать замысел игр, незаметно наталкивая детей на мысль о том, в каком направлении можно развить сюжет
С дошкольниками с ДЦП проводятся и игры со строительным материалом. Для игры кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, необходимо давать дополнительные наборы небольших игрушек: куколки, посуда, звери и т.п.
Использование игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры – драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Необходимо вместе с ребенком обсудить содержание знакомой ему сказки по заранее, намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему.
Таким образом, игры являются самой приемлемой формой занятий с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в игровые действия становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих недугах. Бесконечное разнообразие игр оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекционной работы.
Дошколята с ДЦП могут и очень любят играть!













15