Логопедическое занятие для детей с ЗПР подготовительной группы. Развитие лексико-грамматической стороны речи по теме: «Животные жарких стран».


Образовательная деятельность.
Область «Коммуникация».
Развитие лексико-грамматической стороны речи
по теме: «Животные жарких стран».
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Обогащение лексического запаса по теме «Животные жарких стран».
- Закрепление навыков словообразования притяжательных и относительных прилагательных.
- Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- закрепление формы винительного падежа существительных.
- закрепление образования названий детенышей животных
2. Коррекционно-развивающие
Развитие связной речи
Развитие мелкой моторики (точность, выполнение серии движения переключение).
Развитие координации речи с движением,
Развитие логического мышления.
3. Коррекционно-воспитательные
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: Бегемот, компьютер, изображения животных жарких стран и их детенышей, разрезные картинки животных на прищепках, песок в контейнере, ребус, «Волшебный мешочек» с буквами.
Словарь: жирафенок, зебренок, львенок, кенгуренок, крокодилий, обезъяний, слоновий, львиный, хищный, травоядный.Ход занятия
Этапы занятия Логопед Ответы детей
1.Орг. момент.  Может, я известен вамС именем «гиппопотам»? А народ меня зовётОчень просто -… Бегемот
2. Основная часть (Введение в занятие героя)
Здравствуйте, ребята. Я приехал к вам из далекой страны. А вы знаете, где я живу?
Я живу в Африке, и у нас всегда жарко.
Я привез вам фотографии своих друзей, которые тоже живут в жарких странах.
Давайте, посмотрим.
Расскажите, кого вы видите?
Отлично. Но у каждого из них есть детеныши.
Давайте посмотрим на детенышей животных и назовем их.
Отлично справились. Ребята, бегомот вам привез подарки – животных, только их надо собрать. Давайте посмотрим с вами, кто здесь есть.
Как вы думаете это чья голова? Слоновая, обезьянья, львиная, крокодилья.
Каждый из вас сейчас соберет себе по одному животному.
А теперь расскажите, из чего вы составили своих животных?
Скажите, а где живут эти животные?
-В жарких странах.
Поселить их на песок.
Чем питаются животные?
В Африке!
Я вижу слона, я вижу зебру и т.д.
У слонихи слоненок, слонята.
У жирафа жирафенок, жирафята…
крокодилий хвост, крокодилье туловище, крокодилья голова
слоновий хвост, слоновье туловище, слоновьи ноги, слоновья голова
Львиное туловище, львиная голова, львинный хвост, львиные лапы
Обезьянье туловище, обезьянья голова, обезьяний хвост, обезьяньи ноги.
Лев - хищное животное, питается животными.
Обезъяна- всеядное животное. Поедает фрукты, овощи, насекомых, птичьи яйца, мелких животных, листвой.
Слон -травоядное животное питается овощами, фруктами, травой
Крокодил –хищное животное питается насекомыми, рыбой, животными
3. Пальчиковая гимнаст. Жаркая страна
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
То увижу там
шакала,
Кенгуру,
гиппопотама,
Обезьяну,
тигра,
льва,
Крокодила
и слона.
Хорошо живётся им –
Не бывает снежных зим.
(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)
(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)
(Поочерёдно загибать пальцы(Сжимать и разжимать пальцы рук  в кулак.)
(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)
Давайте посмотрим внимательно на наши животных и сравним их. Игра «Скажи наоборот».
Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
У жирафа длинная шея, а у бегемота…
У обезьяны тонкий хвост, а у крокодила…
У слона большие уши, а у обезьяны ..
У бегемота широкая спина, а у зебры….
Игра «4 лишний»
Лев, тигр, морж, зебра.
Носорог, бегемот, тигр, волк
Кенггуру, страус, лев, обезъяна Короткая
Толстый
Маленькие
Узкая
Морж
волк
страус
Физ. минутка Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы, 
Моты-моты-моты — появились бегемоты. 
Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. 
Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. 
Или игра «травоядное, хищник». Дети изображают  крокодила.
Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.
Дети тянутся вверх, изображая 
жирафов.
Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают
Теперь я каждому из вас дам букву. Назовите, какие буквы вам достались? ЛОСН.
Скажите, пожалуйста, а что можно составить из букв?
сейчас вам из этих букв надо составить слово.
Что получилось?
Кто такой слон?
Что о нем можно еще рассказать?
Хорошо, у нашего бегемота есть для вас ребус.
Кто такой тигр?
Что еще можно о нем рассказать?
Слово
Слон.
Слон – это животное, которое живет в жарких странах.
У него есть хобот, ноги, большие уши, бивни, хвост, туловище. Он очень большой. Это травоядное животное, питается овощами, фруктами, травой.
Тигр
Тигр - это животное, которе живет в жарких странах.
У него есть туловище, лапы, хвост. Он полосатый. Тело его покрыто шерстью. Он опасный, большой. Это хищное животное, питается животными
(кабанами, оленями, обезьянами, черепахами, рыбой, насекомыми, лягушками).
Итог. Давайте вспомним с вами, о чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось больше всего?
Прощание с бегемотом.