Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: Овощи.


Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у воспитанников старшей группы ОНР на тему: «Овощи. Огород».
Цели НОД:
Коррекционно-образовательная:
— учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно-развивающие:
— развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;
— упражнять в отгадывании предметов по их описанию;
— развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.
Оборудование: картинки с изображением овощей, корзинка, муляжи овощей, куклы: бабушка и дедушка.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Игра «Скажи наоборот».
Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улета­ют. И т.д.
2. Объявление темы.
Логопед: Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи со­
зрели там на грядках. (Логопед и дети садятся на свои места, «едут» — имитируют езду на поезде).
А чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах.
3. Вводная беседа.
Овощи
Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для
здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Вот мы и в огороде. Кто здесь нас встречает?
Логопед выставляет кукол: дедушку и бабушку.
Можно кукол заменить картинками. Далее занятие логопед ведет от имени дедушки и бабушки.
Бабушка предлагает детям отгадать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются муляжи овощей, которые находятся в корзинке. Логопед дает описание овоща, дети отгадывают, что это за овощ. После этого логопед достает овощ из корзинки.
Игра «Узнай по описанию».
Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет.
Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)
Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)
Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.)
Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь.)
Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.)
Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.)
Логопед: Ребята! Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите
бабушкины овощи ласковыми словами.
Игра «Назови ласково». Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Огурец — огурчик,
помидор — помидорчик,
свекла — свеколка,
баклажан — баклажанчик,
лук — лучок,
морковь — морковка,
репа — реп­
ка,
капуста — капусточка.
Развитие мелкой моторики.
Вышла Люба в огород —
Сколько у неё хлопот! «Идут пальчиками»
Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку: Сгибание и разгибание пальцев рук.
Помидоры, лук, капуста,
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп.
И. Михеева Поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща.Развитие общей моторики
На весёлом огороде
Лук, и редька, и чеснок,
Закружились в хороводе
Влево, вправо — скок-поскок! (Идут по кругу, взявшись за руки.)
И капуста не дремала —
Пела песни и плясала; (Ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя.)
И включился в дружный хор
Тугощёкий, алый-алый,
Разудалый помидор. (Надувают щёки и выставляют ножки, руки держат на поясе.)
— Ведь и я не тугоухий! —
Засмеялся бурачок.
И с морковкой-хохотухойПляшет танец «Крыжачок».
Е. Благинина (Кружатся парами.)
Логопед: Бабушка и дедушка приготовили для нас загадки. Но загадки не простые, они зашифрованы в виде картинок.
Игра «Четвертый лишний». Логопед выкладывает ряды картинок с изображением овощей — по четыре картинки. В каждом ряду одна картинка «лишняя», то есть отличается существенным признаком.
Баклажан, тыква, картофель, капуста. («Лишний» картофель, потому что он растет в земле, а все остальные овощи над землей.)
Огурец, картошка, свекла, морковка. (Огурец.)
Баклажан, капуста, помидор, тыква. (Все круглой формы, баклажан — овальный.)
Лук, кабачок, морковь, репа. (Всерастут в земле, а кабачок над землей.)
Логопед: Мы отгадали загадки, пора возвращаться в детский сад. («Едут.».)Вот мы и дома!
5. Итог НОД.
Логопед: Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка? Почему овощи полезно употреблять в пищу?
(Потому что они вкусные, витаминные, полезные.)