Консультация для родителей на тему:Пальчиковая гимнастика как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию
В.М. Бехтерев
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков:13 LINK "file:///C:\\Users\\master\\AppData\\Local\\Temp\\
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
Разминка
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
 Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка
Киса, кисонька, кисуля!
  Позвала котенка Юля.
Не спеши домой, постой!
  И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
КАЧЕЛИ
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!

ЗА ГРИБАМИ
Мы положим в кузовок
Самый маленький грибок:
Подосиновик, волнушку
И забавную свинушку
Белый, рыжик, сыроежку,
Подберезовик, конечно,
А красавец мухомор
Пусть украсит косогор!
Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
БЕЛОЧКА
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ


Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
ВСТРЕЧА
На правой ручке – пальчики.
На левой ручке – пальчики.
Пришла пора им встретиться
– Готовьте чемоданчики!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

ВОЛНА
Светит полная луна
– За волной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море

Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать
– Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.
ЗАМО?К
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» – ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

ИГРА В ПРЯТКИ
Прячься, Петенька,
Прячься, Анечка,
Прячься, Зиночка,
Прячься, Манечка!
Не найдет вас
Веселый мальчик,
Хоть и самый
Большой он пальчик.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

МЕДВЕДЬ
Бурый мишенька зимой
Крепко спал в берлоге.
Весною он проснулся,
Зевнул и потянулся:


«– Здравствуй, рыжая лисичка,
– Здравствуй, белочка-сестричка!
– Здравствуй, серенький волчонок!
– Здравствуй, беленький зайчонок!»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

ЩЕЛЧОК
Один щелчок,
Другой щелчок
– Я так смогла,
И ты так смог!
Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.
ЛАПКИ
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовет.
Показывает лапки,
А лапки – цап-царапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
ЖУК
Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

КОМАРИК
Комарик летит,
Комарик пищит,
Не нравится нам
Его аппетит!


Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».

ЩЕНОК
Крутит хвостиком щенок
– Увидал в саду цветок.


Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

ВЕРТОЛЕТ


Вверх взлетает вертолет,
Будь внимательным, пилот!
Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,
Лопасти быстрей крути.


Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).
Ножки
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке


Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.


Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.
На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Крючочки
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
Ладонь-кулак
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, а то кулак.
Руки положить на стол:
а)  ладони прижать к столу;
б)  одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» «кулак»);
в)  разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» «кулак»).
Для усложнения увеличить темп движения.
Предметная деятельность
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
а)  застегивание и расстегивание пуговиц;
б)  шнурование ботинок;
в)  шнуровка на специальных рамках;
г)  нанизывание колец на тесьму;
д)  игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам;
ж)  игры с конструкторами;
з)  перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).