Урок окружающего мира во 2 классе Про кошек и собак


Автор: Иванова Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ ООШ с Четыровка Лузановский филиал.
Предмет: Окружающий мир, УМК: Школа России.
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок – исследования проводится с использованием деятельностного метода обучения и сопровождается мультимедийной презентацией.
Технологическая карта изучения темы «Про кошек и собак»
Деятельностная цель:
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Освоить первичные навыки проведения исследований.
Задача урока:
Расширение представлений о домашних животных.
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей кошек и собак, с некоторыми породами кошек и собак, с ролью этих животных в жизни человека;
2. Расширить представления учащихся об образе жизни, повадках домашних любимцев;
Развивать речь, память, расширять словарный запас
3. Воспитывать любовь и сострадание к животным, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
Планируемые достижения учащихся:
1.Усвоить правила ухода за животными; выработать ответственность за воспитание животных, которые живут дома;
2. Запомнить новые для себя породы собак и кошек.
Оборудование:
Компьютер
Музыкальные эффекты;
Выставка книг; у каждого ребенка атлас-определитель «От Земли до неба» А.А.Плешаков, учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, рабочая тетрадь.
Конверты с заданиями.
Иллюстрации по теме урока.
Программное обеспечение:Презентация: «Про кошек и собак».
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся Материальное обеспечение урока УУД
1.Организация учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И урок наш начинаем.
- Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока.
-Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? Почему?
- Я желаю вам на этом уроке многому научиться. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. «Тот, кто хочет много знать , должен сам всё постигать» Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать других.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала.
- Закончите предложения:
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются …
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
дикие
домашние Презентация (слайд 2)
Познавательные УУД: предполагают, какая информация будет необходима для решения проблемы
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формулировать тему,
Коммуникативные УУД: - участвовать в обсуждении, слушать и понимать других.
3. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проблемная ситуация, проговаривание цели урока.
- Сегодня мы продолжим изучать домашних животных. А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд «Домашние животные».

4
2 1 К 3
1. Среди двора стоит копна
Спереди вилы, сзади метла.
2.Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.
3. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык, Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
4.Ноги тонки, бока звонки, А хвост — закорючкой.
- Какое слово получилось в выделенной строчке
- Скажите, с кем кошки часто ссорятся?
- Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить?
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак».
Посмотрите, сколько их сегодня у нас в гостях.
- Правильно, тема нашего урока
«Про кошек и собак»
- Подумайте, что мы должны узнать об этих животных, чтобы решить нашу проблему? Обговорите в парах, предложите свои варианты.
- Каждый поставьте перед собой учебную задачу: чему вы сегодня должны научиться? Обговорите в парах.
Наши гости, кошки и собаки, весь урок будут наблюдать за вами, посмотрят, как вы работаете на уроке, настоящие ли вы друзья для них. Кошка.
С собаками.
О кошках и собаках.
Узнать когда и зачем человек приручил этих животных, какие породы существуют, какую пользу приносят эти животные людям, где они могут жить.
Узнать какие породы собак и кошек существуют, уметь их отличать, научится правильно за ними ухаживать , учится ответственному отношению к домашним животным.
Кроссворд
Рисунки, поделки, игрушки детей.
Личностные УУД:
-интерес к изучению темы.
Регулятивные УУД:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- применять знания, полученные на других предметах;
-корректировать работу по ходу её выполнения.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию
.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
4. Построение проекта решения проблемы (Планирование)
- Давайте составим план нашей работы. Что мы сначала должны выяснить про этих животных?
Когда и зачем приручил человек этих животных?
Какие существуют породы кошек и собак?
Где живут кошки и собаки?
- Работая по этому плану вы будете оценивать результаты своей работы в листах самооценки
2 балла – активно работал, делал сообщения
1балл – частично работал
0 баллов – не принимал участие в работе.
Когда вы заполните лист то оцените свои достижения по шкале успеха и сделаете вывод: достигли цели поставленной в начале урока? Презентация
(слайд 3),
Лист самооценки
Регулятивные УУД:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний:
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в письменной форме;
Личностные УУД:
-понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
5.Реализация плана. «Открытие» новых знаний.
Цель: решение и обсуждение проекта решения поставленной задачи.
Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Сначала мы поговорим о кошках. Поднимите руки, у кого дома есть кошки?
-Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда им, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.
Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.
А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.
Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.
Сейчас мы послушаем Альбину. Она нам расскажет ещё что-то интересное о кошках.
Итак проверим по таблице наш первый пункт.
- Сделайте вывод: 1.Когда и зачем приручил человек этих животных?
2.Какую роль играют эти животные в жизни человека?
- Оцените свою работу по первому пункту.
ФИЗМИНУТКА
Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю. Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.
Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как шипит кошка?
Как виляет хвостиком?
Задание 2
- Что мы должны узнать дальше?
Знакомство с собаками.
-А теперь мы поговорим о собаках. Поднимите руку, у кого дома есть собака?
Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.
А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.
Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением и предназначением.
Всех собак можно разделить на три большие группы:
охотничьи;
служебные;
декоративные.
Послушаем выступление Влада.
Выступление Григория.
Выступление Виктории

У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.
Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.
До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
Но, прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
- Откройте учебники, прочитайте статью на с. 84. Узнайте какое кол-во пород кошек и собак насчитывается в мире, запишите в таблицу . Сверьте свои ответы
- Оцените свою работу на этом этапе.
Задание 3
- Какой у нас третий пункт?
- Выберите из предложенных картинок ту, на которой изображено место, где живут кошки и собаки. Покажите эту картинку.
Сделайте вывод: если они живут с человеком, то…
А у кого дома есть животные, поднимите руку?
Все дом.животные нуждаются в заботе человека, чтобы им жилось хорошо вы должны помнить правила уход за кошкой и собакой.
- Ребята, а все ли кошки и собаки являются домашними?
-А откуда они берутся?
Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает, надо помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Оцените себя на этом этапе.
Кошка
Рассмотрим кошку повнимательнее.
Голова у неё круглая, на голове — два небольших очень чутких уха.
Замечательны глаза кошки: они как будто расколоты посередине, но эта узенькая щель широко раскрывается в темноте, что нужно кошке для её ночных охот за мышами.
Тело кошки мягко и гибко, хвост длинный и пушистый, а на каждой ноге по пяти пальцев, и каждый палец вооружён острым изогнутым когтем.
Кошка, однако же, умеет сделать свою лапку бархатной: ловко прячет свои втяжные когти, чтобы они не иступились даром, и мгновенно выпускает их, когда понадобится.
1.Когда и зачем приручил человек этих животных?
А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
2. Какую роль играют эти животные в жизни человека?
Кошка может быть для человека охотником и охранником, лекарем и артистом , другом, и даже живым ''будильником''
.
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
Кошек около 60 пород, собак примерно 400 пород.
домашние
Памятка по уходу за животными:
1.Надо иметь миску для воды и миску для еды.
2.Кормить взрослых животных нужно 2-3 раза в день.
3. Надо расчесывать животных специальной щеткой или гребнем.
4.У животного должно быть своё место в доме.
Нет. Бывают и бездомные.
Их выбрасывают хозяева.
Презентация
(слайды 4-7)
Презентация
(слайд 8)
Презентация
(слайд 7)
Лист самооценки
Музыкальная
запись
Презентация
(слайд 9)
Презентация
(слайд 10)
Презентация
(слайд 11)
Презентация (слайд 12)
Презентация (слайд 13)
Презентация (слайд 14)
Лист самооценки
Презентация
(слайд 15)
Презентация
(Слайд 16 )
Презентация
(Слайд 17)
Лист самооценки
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию
.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
Личностные УУД:
-интерес к изучению темы.
Регулятивные УУД:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- применять знания, полученные на других предметах;
-корректировать работу по ходу её выполнения.
6.Рефлексивная деятельность.
Итог.
а) Составление синквейнов. Групповая работа.
В конвертах находятся заготовки для составления синквейна:
1-я группа – кошка, нежная, пушистая, мурлычет, играет, лечит, Кошки, ловят вредных, мышей, радость.
2-я группа – собака, умная, преданная, защищает, спасает, охотится, Собака, охраняет, наш, дом, друг.
– Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и прикрепите на доску сверху.
– Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и прикрепите их под этим словом во второй ряд.
– Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и прикрепите в третий ряд.
– Из оставшихся слов составьте предложение из 4-х слов и прикрепите в четвёртый ряд. Начинайте со слова, напечатанного с заглавной буквы.
– Как одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наше пятистишье. Прикрепите его в 5-ый ряд.
- Итак, мы решили проблему , которая была у нас в начале урока. Выяснили, что кошки с собаками могут жить дружно, если они живут у человека и человек за ними ухаживает.
А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполните тест.
Поставьте себе балл в лист самооценки и подсчитайте количество баллов, которое у вас получилось. Поставьте точку на шкале успеха.
Оценки: кто набрал от 7 до 8 б – оценка 5, от4до 6 б – оценка4, кто набрал меньше, тому надо ещё поработать.
Домашнее задание:
Составить рассказ или фоторепортаж о своем питомце.
Рефлексия:
Если вам было интересно на уроке, вы достигли своей цели, успешно справлялись с заданием – поднимите "весёлый" смайлик;
Если вы испытывали затруднения, не все задания смогли выполнить – поднимите "грустный" смайлик;
Если вам было трудно, неинтересно на уроке – поднимите "печальный".
Всем спасибо за урок! кошки
пушистые, нежные
мурлычут, играют, лечат
Кошки ловят вредных мышей.
радость

собаки
умные, преданные
защищают, спасают, охотятся
Собаки охраняют наши дома.
друзья
Кошки и собаки приносят пользу человеку, они могут быть помощниками, охранниками, защитниками.
Эти животные могут жить вместе с человеком и человек одинаково ухаживает и за кошкой и за собакой.
Если кошка и собака живут вместе, то они не ссорятся
Презентация
(слайд 18)
Презентация
(слайд 19)
Смайлики
(слайд 20)
Презентация
(слайд 21)
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывают информацию
.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;