Статья Развитие речи на уроках физической культуры в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи






Развитие речи на уроках физической культуры в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.












Выполнила:
учитель-логопед Литвинова Л.А.









Развитие речи учащихся – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе обучения и воспитания. Принципиальными моментами организации коррекционно-развивающего обучения является формирование коммуникативной функции речи путём оречевления всей учебной деятельности.
В коррекционной школе V вида используются различные формы занятий по физической культуре. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно – развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребёнка дефектов развития. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребёнка.
Образовательные задачи уроков физической культуры направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, режиму дня, закаливанию.       Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Решение лечебно – оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно – сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.
Дети с нарушениями речи малоинициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения.
Учащиеся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи не всегда готовы выполнять задания учителя. Большинство из них не понимают команд педагога, плохо подчиняются его требованиям, слабо ориентируются в пространстве.
Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами. Так, при проведении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений, выполняемых в движении и на месте, лучше пользоваться фронтальным способом.
      На уроках физкультуры так же очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить учащимся с более слабой двигательной подготовкой.
Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно-воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры, прежде всего, в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке значительно меньше, чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова; его точность, направленность, предметность приобретают особую роль и значимость.
Необходимо построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. Вот почему надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко, несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи.
Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией (аут, висы, упоры, сед, вбрасывание, шеренга, колонна, метание и т.д.). Но обязательно и искоренение жаргонных спортивных слов и выражений, засоряющих речь (классно, обалденно, сделай его, души противника).
Опрос детей по темам: «Основы знаний» (гигиенические правила занятий физической культурой, вред алкоголя, никотина и других наркотических веществ, первая помощь при травмах, правила безопасности на занятиях, понятие разминки, значение утренней гимнастики и др.) или рассказы-объяснения о содержании и правилах игры, о прави
·лах и нормах поведения - все это повод для развития речи, общения, выступления перед слушателями.
На уроках физической культуры можно предложить детям вспомнить какую-то игру или физическую связку-упражнение: один ученик рассказывает её содержание, другой перечисляет правила. Дополнительно развиваются самостоятельность, активность и постепенно дети подводятся к поиску вариантов без непосредственного руководства учителя .
Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия каждого ученика оттачивают у воспитанников умение конкретно формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности.
Подача команд вслед за учителем (воспитанники повторяют команды на выполнение передвижений, перестроений, общеразвивающих упражнений, стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения, правильно и четко отдавать распоряжения). Для активного включения учащихся в разговор можно применять групповой анализ поведения участников прошедших соревнований.
Чтобы развивать речь, нужно научиться слушать и воспринимать. Дисциплина - это создание рабочей обстановки, наилучших условий для концентрации внимания. Периодически нужно задавать вопросы: «Что изменилось в положении рук? », «Куда надо смотреть?» и т.д. и обязательно выслушиваю краткий ответ ученика.
Для развития речи в начальной школе можно использовать различные игры с мячом. Например, ученики встают в круг и бросают мяч по кругу. Под мяч выполняют речевые задания:
- назвать существительные по темам: лес, город, школа, транспорт, спорт;
- назвать словосочетание «существительное + глагол». Например, птица летит, солнце светит, белка прыгает, река течёт и т.д.
- детям очень нравится играть в игру «Птица, рыба, зверь», когда они по очереди называют существительные с перебрасыванием мяча. Можно предложить детям называть предметы по другим темам (деревья, грибы, цветы, мебель и т.д).
В работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать подражательные упражнения. Они играют важную роль в формировании и воспитании личности ребёнка. Подражая движениям животных, «оживляя» неодушевлённые предметы и явления природы, дети приобретают жизненно важные двигательные качества и в то же время развивают интеллект, творческую фантазию, познают мир и определяют своё место в нем (Приложение).
В среднем и старшем звене развитие речи воспитанников возможно путём оречевления производимых действий. Например, прежде чем выполнить какое-либо упражнение или задание, нужно рассказать алгоритм выполняемых действий: «Встать прямо, согнуть ноги в коленях, прямые руки отвести назад, с силой оттолкнуться и прыгнуть вперёд».
В результате проводимой работы по развитию речи на уроках физической культуры у учащихся развивается словарный запас и грамматический строй речи, повышается уровень коммуникативных навыков, формируются положительные эмоции, умение управлять отрицательными эмоциями и работать в команде.










Приложение.

1. «Петушок» - ходьба, притопывая и прихлопывая руками по своим бедрам. Произнося слово «гребешком», поднять руки над головой, изображая гребешок петушка.
2. «Оленёнок» - ходьба и бег, подняв руки скрестно над головой, пальцы врозь.
3. «Мишка» - ходьба на внешней стороне стопы.
4. «Мышка» - стойке ноги врозь, повороты туловища влево и вправо.
5. «Кошка» - стоя в упоре на коленях, выгибать и округлять спину. Прыжки в упоре лёжа.
6. «Орел» - бег и прыжки, поднимая руки в стороны и опуская их вниз. В конце упражнения расслабленно «упасть» на спину.
7 «Прогулка слонов» - ходьба в колонне по одному, руки на поясе впереди идущего. Наклоняясь влево - вправо, поднимать согнутые ноги в стороны.
8. «Верблюжонок» - ходьба в колонне по одному с наклоном вперёд прогнувшись, руки за спину, покачиваясь вперёд - назад.
9. «Черепашки»- медленное переползание на животе с переходом на быстрый бег и с выполнением кругов руками.
10. «Рыбки» - бег вперёд по прямой линии и «змейкой».