Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции ФФНР у обучающихся 1 – х классов на тему: «Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах».


Дата: 23.10
Тема: Постановка звука [Л]. Подготовительные упражнения к воспитанию правильного произношения звука Л.
Цель. Постановка звука [Л].
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.
2. Подготовка к постановке звука [Л]
- Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”
Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”
Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.
Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.
Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.
Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.
Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.
3.Развитие дыхания.
Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.
4. Постановка звука [Л]
- Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.
 5. ФизминуткаРаз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Задание: обведи по точкам и раскрась.
-Что у тебя получилось? Пароход.
-Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.
8. Итог занятия
- Наша сказка подошла к концу.
- Она тебе понравилась?
- Что тебе запомнилось?
- Какой звук ты сегодня учился произносить?
Дата: 30.10
Тема: Постановка звука [Л]
Цель. Постановка звука [Л].
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.
- Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик ( выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).
- Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.
2. Сообщение темы
- Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.
3. Артикуляционная гимнастика
- А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
- Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.
- А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.
- Давай вместе полетим на самолете?
Игра “Самолет летит”. Повторение артикуляции.
- А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.
- губы улыбаются;
- кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
- средняя часть спинки языка опускается;
- бока языка опускаются;
- воздушная струя проходит по бокам языка.
- Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.
4. Развитие мелкой моторики
- Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.
- За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.
5. ФизминуткаВ небе плавает луна. (Плавные покачивания)
В облака она зашла.
1.2.3.4.5. (Хлопки.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила детям.
(За физминутку ребёнок получает фигурку).
6. Развитие фонематического восприятия
- А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].
Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.- Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.
7. Развитие языкового анализа и синтеза
- Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.
(Лук, луна – звук стоит вначале слова.Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова).- Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л]?
8. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?
- А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!
Дата: 13.11
Тема: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах
Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в обратных слогах;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?
2.Сообщение темы
- Сегодня мы будем гудеть как пароход (картинка “пароход”), но сначала сделаем зарядку для языка.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.Упражнение “Иголочка”. Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок.
4. Упражнение “Накажем непослушный язычок”.Улыбнуться пошлепать языком, между губами - “пя-пя-пя…”
5. “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
4. Развитие дыхания
Упражнение "Ветер и ветерок".
Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками “ у-у-у”.
- Покажи как дует сильный ветер (“У-У-У”).
- Покажи как дует слабый ветер (“у-у-у”).
3. Упражнение “Пароход”
- Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.
- На что похож мой язык? Да, на парус.
- Давайте, погудим вместе. Алллл, Алллл, …
- Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.
4. Развитие мелкой моторики
- Встанем, повторяй за мной. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу — ал, ол, ул, ыл). Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.
5. Развитие фонематического восприятия. Игра “Поймай звук”
- А на какой звук похожа песенка парохода?
- На [Л], у нас получился звук [Л]!
- Давайте поиграем с этим звуком.
- Слушай меня внимательно, если услышишь звук [Л], хлопните в ладоши.
л д ж л в у п р л т м л
ла па ри ил ит ин ен ел ул увлапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка.
6. Физминутка- А сейчас мы отдохнём
- И опять играть начнём.
1. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились.
7. Произношение звука [Л] в слогах
- Прочитай слоги.

«Картинки для автоматизации звука [л].»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
8. Произношение звука [Л] в слоговых рядах
- Произнеси слоги.
Ал - ал - ал ал - ол - ул - ылОл - ол - ол ол - ул - ыл - ал
Ул - ул - ул ул - ыл - ал - олЫл - ыл - ыл ыл - ал - ол - улИл - ил - ил ел - ел - ел
9. Упражнение на развитие внимания
Ребенку предлагается на рассмотрение две картинки. Он должен найти отличия.
- Посмотри на картинки и найди отличия.
10. Итог занятия
- А какой же звук мы сегодня учились произносить?
- На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.
Дата: 20.11
Тема: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах
Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в обратных слогах, словах;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, игрушки: слоненок и волченок, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?
2. Сообщение темы
- Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Сделаем зарядку для языка.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
4. Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается вглубь рта.
5. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”
4. Произношение звука [Л]
- Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. “Пароход гудит”. (Произношение звука [Л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)
5. Развитие дыхания
Упражнение “По реке плывет кораблик”.
В тазик с водой поместить бумажный кораблик.
- Переправь Слоненка на противоположную сторону, дуй на кораблик.
6. Произношение звука [Л] в слогах
Психогимнастика. Игровое задание “Волчонок знакомится со Слоненком”.
Ыл-ыл-ыл. (робко) Ул-ул-ул. (опечалено)
Ал-ал-ал. (смущенно) Ал-ол-ил-ул. (уверенно)
Ил-ил-ил. (весело) Ул-ал-ол-ил! (радостно)
Ол-ол-ол. (огорченно) Ыл-ул-ул-ыл. (сердито)
7. ФизминуткаВновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.
8. Произношение звука [Л] в слогах и словах
- Четко, не торопясь повтори слоги и слова.
Ал - ал - ал бал – вал – мал – зал
Ол - ол - ол бол – вол – мол – зол
Ул - ул - ул бул – вул – мул – зулЫл - ыл - ыл был – выл – мыл – зылИл - ил - ил бил – вил –мил – зилЕл - ел - ел бел – вел – мел – зелЯл - ял - ял бял – вял – мял – зял9. Развитие фонематического восприятия
- Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками.
Определение позиции звука [Л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами.
- Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?
- Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив?
“Какого слога не хватает?” Вок...(зал), пе...(нал), хо...(дил), во...(зил).
10. Отработка произношения слов (перед зеркалом)
- Произнеси слова.
Павел, стол, пенал, забыл, пол
11. Итог занятия
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Вспомни положение языка при произнесении звука [Л].
 
Дата: 27.11
Тема: Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах
Цель. Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в прямых слогах и словах;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психологический настрой.
(Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом).
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.
2. Сообщение темы
- Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
3.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.
4. “Маляр”. Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.
5. Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
4. Развитие дыхания
Упражнение “Дождь и дождик”
При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик)
5. Упражнение “Пароход”
- Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).
6. Произношение звука [Л] в слогах и словах
Ла – ла –ла – лама ло – ло – ло – лось
Ла – ла – ла - лампа ло – ло – ло – лошадь
Ла – ла – ла - пила ло – ло – ло – лото
Ла – ла – ла – школа ло – ло – ло – мыло
Лы – лы – лы - лыко лу – лу – лу – луна
Лы - лы – лы - полы лу – лу – лу – лупа
Лы – лы – лы – столы лу – лу – лу – тулуп
Лы – лы – лы – скалы лу – лу – лу - шалун
7. Задание “Развиваем память”
- Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола. Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.
8. ФизминуткаРаз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)
3.4 - самолёт. ( Руки в стороны.)
1.2- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
9. Фонематический анализ и синтез слов
Классификация слов по расположению звука [Л] в слове.
- Посмотри на картинки и назови слова, в которых звук [Л], находится вначале, середине и в конце слова:

«Картинки для автоматизации звука [л].»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
 
10. Игра “ Будь внимательным”
Собери звуки [п'], [л], [и], [а] в слово.
Собери слоги па-ла, па-лам в слово.
- Внимательно послушай. Собери звуки которые я назову в слово.
11. Итог занятия
- Какой звук мы произносили на занятии?
- Что мы делали сегодня на занятии?
Дата: 4.12
Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях
Цель. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в слогах, словах и предложениях ;2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость.
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “самолет”, флажок, предметные картинки.Ход занятия
1. Организационный момент
- Назови профессию человека, который летает на самолете?
2.Сообщение темы
- Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях.
3. Артикуляционная гимнастика
А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.
Жил весёлый язычок (губы в улыбке)
Запирался на крючок (язык загнуть вверх)
Хоть один он проживал, никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Поднялся вверх, опустился вниз (“Качели”)
И еще раз повтори.
Спинку он свою загнул (прикоснуться к верхней губе)
А затем он начал бег
Тут совсем не до утех (по нёбу вперед-назад водить языком).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок (лёг отдохнуть “Лопаточка”)
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел,
Зубы чистил (“Почистим зубы”)
Губы мыл (гладить губы из стороны в сторону)
Рот полоскал (имитация полоскания ротовой полости),
А умылся – засверкал.
4. Упражнение на дыхание и на развитие общей моторики
Вышел язычок на улицу, а там ветер
Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)
Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево)
Ветер тише, тише, тише (дуть махи руками в лицо – слабая струя)
Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).
5. Изолированное произнесение звука [Л] Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).
- И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.
- Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:
Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.
По бокам от языка воздух пробирается.
[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.
Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.
Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.
( одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)
- Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:
- гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).
- глухой или звонкий (звонкий, потому что говорим его голосом).
6. Произношение звука [Л]в слогах и словах
- Пошел язычок дальше. Стало ему весело, и он запел песенку:
Ла –ла –ла - ла ал –ал –ал - ал
Ло –ло –ло - ло ул –ул –ул - улЛу –лу - лу- лу ол - ол - ол - олАла-ала-ала-алаОло-оло-оло-оло (прошагать слоги пальцами по столу).
7. ФизминуткаРуки в стороны – в полет (Бег на носочках по кругу, расставив руки вОтправляем самолет. стороны).
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо).
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо).
Полетел наш самолет. (Бег по кругу, расставив руки в стороны).
8. Психогимнастика- Идет язычок дальше и встретил: (выкладываются картинки) медведя, лошадь, слона и удивился (мимика – удивление), собаку, волка и испугался (испуг), кошку, белку и обрадовался (радость).9. Развитие фонематического слуха
- Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок .Стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, лошадь, рука, рубашка, плащ.10. Звук [Л] в предложениях (Упражнение на согласование местоимения с существительным).
Выставляются игрушки и предметы.
- Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук “л”. (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).
Нужно сказать: Я нашла твою… твоего… твои…
11. Произношение предложений
- Слушай внимательно и повтори предложения.

«Картинки для автоматизации звука [л].»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
12. Итог занятия
Дата: 11.12
Тема: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях
Цель. Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в словах и предложениях ;2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Оргмомент- Сегодня, когда ты шел в детский сад замерз? На улице было холодно или жарко?
- Покажи, как ты замерз – (съежится, напрячься). Отогрелся в саду – (расслабился).
2. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук [Л] в словах и предложениях.
- Спой песенку пароходика: Л-Л-Л сначала тихо, потом громко.
3. Артикуляционная гимнастика
- Для начала настроим язычок на работу.
1. Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
4.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.
5.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
6. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”
4. Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
(Ребенок сжимает левую руку в кулачок, а правой обхватывает его и сильно сжимает; затем меняет руки. Далее ребенок опускает руки и слегка трясет ими).5. Произношение звука [Л] в слогах и словах
- Четко, не торопясь повтори слоги и слова.
Ла-ла-ла – лак ла-ла-ла – лавка
Ло-ло-ло – лоб ло-ло-ло – лодка
Лы-лы-лы – лыжи лу-лу-лу – лупа
6. Повтори слова
Лужок Лото Лыко Ладонь
Луна Лопух Лыжи Лава
Луга Локоть Лысина Ласты
7. ФизминуткаЗа тучку солнышко зашло, ( Съежится, обнимая себя за
Стало зябко и свежо. плечи.)
Солнце вышло из-за тучки, ( Расправить плечи, расслабиться.)
Мы теперь расслабим ручки.
К нам весна шагает (Идти по кругу.)
Быстрыми шагами, (Ускорять шаги.)
И сугробы тают (Идти, высоко поднимая ноги.)
Под её ногами.
8. Прямой счет от 1 до 10 со словами
Лампа, голубь.
- Посчитай от 1 до 10 со словом лампа: одна лампа, две…
9. Произношение предложений
- Слушай внимательно и повтори предложения.

«Картинки для автоматизации звука [л].»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
10. Звуко-слоговой анализ слова с графической записью
- Составь схему слова стол.
- Определи сколько слогов в слове?
- Найти место звука [Л] в слове.
11. Заучивание стихотворения
- Сейчас мы будем учить стихотворение про звук [Л].
Долго я звук Л учил
И словечки заучил:
Лапа, лапы, лапочки, Лампа, лампы, лампочки,
Палка, палки, палочки,
Галка, галки, галочки.
12. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Чем занимались на занятии?
- Понравилось тебе занятие?
Дата: 18.12
Тема: Автоматизация звука [Л] в связной речи
Цель. Автоматизация звука [Л] в связной речи.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- автоматизация звука в связной речи;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Разгадай загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …( весна).
2. Сообщение темы занятия
- Звукознайка и Словознайка долгое время наблюдали как ты учился красиво говорить, правильно строить предложения и сегодня они приглашают тебя в гости. Они приготовили игры и упражнения.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Упражнение “Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
4.Упражнение “Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.
5. Упражнение “Качели”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
4. Развитие мелкой моторики
Дождик и солнце.
Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)
Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)
На лицо, на лицо.
Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)
Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)
Светит так, светит так!
Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)
Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)
5. Развитие фонематического восприятия
- Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок .Ма, на, ла, за, ра, лу, жу, лы, мы, ры, ло, зо, лу, кра, кла, про, пла,плу.
6. Произношение чистоговорки- Словознайка и Звукознайка любят играть с пальчиками и чётко проговаривать чистоговорки.
Лы – лы – лы – забивали мы голы,
Лу – лу – лу – возле окон на полу,
Ла – ла – ла – не заметили стекла,
Лу – лу – лу – мы не били по стеклу,
Ла – ла – ла – только нет в окне стекла.
7. ФизминуткаСолнышко, солнышко, (Идти по кругу, руки подняты вверх ).
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бег по кругу).
Прилетели сто грачей, (“Лететь” по кругу).
А сугробы тают, тают, (Медленно приседать).
А цветочки подрастают. (Поднятся на цыпочках , руки тянутся вверх).
8. Произношение стихотворений
- Слушай внимательно и повтори стихотворение.

«Картинки для автоматизации звука [л].»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
9. Фонематический анализ и синтез Слова: лак, лань, лом.
- Обозначь звуки кружочками. Сколько звуков в слове лак?
10. Стихи о весне (выразительное чтение)
Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут звеня,
Ветер теплый – это значит,
Что уже пришла весна?
- Как ты думаешь, без чего не может быть весны?
- Что хорошего, в таком явление как дождь?
- А что плохого?
12. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Понравилось тебе занятие?
Сюрпризный момент:
Словознайка и Звукознайка дарят кораблик (игра с корабликом на воде).