Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе ДОУ на тему: Веселое путешествие по стране Математика


Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе ДОУ на тему: «Веселое путешествие по стране «Математика»
Цель: Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет в пределах 5, умение соотносить цифры от 1 до 5 с заданным количеством предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счёту?», «на котором месте?».
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.
Продолжить учить отвечать на вопрос полным предложением.
Развивать элементарные пространственные ориентировки (справа - слева, над - под, вверху – внизу. Упражнять в умении отгадывать загадки.
Воспитывать интерес к занятиям, положительные эмоции от результата своей работы.
Материалы: Цифры 1-5, карточки-билеты на поезд, силуэты овощей и фруктов, рисунок леса для формирования пространственных отношений. Силуэты для аппликации, ватман, клей.
Раздаточный материал: цифры 1 -5, набор геометрических фигур.
Методы и приемы: игровая мотивация, работа с наглядным и раздаточным материалом, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришли гости, смотрите у них письмо. Я вам прочту, что они нам написали?
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие друзья! У нас – у зверей к вам одна просьба. Мы хотим отправиться в путешествие на поезде и пригласить вас вместе с нами по путешествовать. Но так как считать не умеем, не знаем хватит ли нам вагонов и у кого какой вагон. Помогите нам, пожалуйста. Заяц, белка, лиса, волк и медведь».
Воспитатель: Ребята, поможем?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать? (на самолете, поезде, автомобиле, корабле).
- Молодцы. Ребята если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на чем путешествовать будем мы.
Слушайте: Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Ведет всех за собой. (Поезд)
- Правильно, ребята, мы будем путешествовать на поезде.
II. Д/игра «КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ»
Воспитатель: - Вот стоит наш поезд, ждет нас, своих пассажиров. Ребята посмотрите внимательно, чего не хватает вагонам? (Номеров).
Воспитатель: а с чего начнём работу? (надо считать вагоны; если дети затрудняются ответить…)
Воспитатель: Да, нам надо узнать сколько у нас вагонов, а чтобы узнать, нужно сосчитать. Кто хочет считать вагонов? (несколько детей по очереди считают вагоны) Сколько у нас вагонов?
Дети: 5.
Воспитатель: А теперь считаем зверюшек? (несколько детей считают зверюшек)
Дети: 5.
Воспитатель: Значит поровну. А как можно узнать действительно ли поровну? (Путём наложения или приложения.)
Воспитатель: Правильно, чтобы узнать хватить ли им наши вагоны расположим так, чтобы было видно и зверюшек и вагоны. Давайте около каждого вагончика поставим зверюшек. (Дети ставят около каждого вагончика зверюшек):
Дети: Да, хватит.
Воспитатель: Ребята, чтобы их отправить на путешествие нам нужно ещё знать, кто на котором по счёту вагончике едет? На первый вагон кого посадили?
Дети: лиса.
Воспитатель: На второй вагон кого посадили?
- На второй вагон посадили зайца, на третий медведя, на четвёртый волка, на пятый белку.
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы попасть в поезд? (Купить билеты)
На разносе у воспитателя карточки с геометрическими фигурами, число которых соответствует номеру вагона. Воспитатель раздает билеты.
- Вам нужно посчитать, сколько на билете геометрических фигур - такой и номер вашего вагона. Дети рассаживаются в свои вагоны.
- Все разместились в своих вагонах! Можно ехать! Включается музыка.
(включается запись песни «Мы едем, едем»… Дети двигаются под музыку.)
Воспитатель: Ребята, пока наши звери не уехали, давайте проверим: исправны ли наши вагоны? Всё ли в порядке с нашими вагонами, внимательно смотрите, пожалуйста. (дети ищут неисправные вагоны)
Дети: у первого вагона колёса не будут ездить, потому что они квадратные. Воспитатель: Да ребята, давайте исправим. (1 ребёнок выходит меняет колёса первого вагона на круглые. Проверяют все колёса.) Воспитатель: Ребята, внимательно смотрите, что у нас есть круглой формы? (ребята находят в группе предметы круглой формы: часы, тарелки)
Воспитатель: На окна вагонов смотрите, какой они формы?
Дети: прямоугольной формы.
Воспитатель: Ещё что нас окружает в прямоугольной форме? (дети называют предметы в группе: столы, окна, двери)
Воспитатель: Всё у нас в порядке? Все готовы отправиться в путешествие? Что мы пожелаем себе и нашим друзьям перед дорогой?
Дети: Счастливого пути!
111. Дидактическая игра на магнитной доске «Магазин игрушек»
По дороге заходят в магазин.
- Ребята мы с вами зашли в «Магазине игрушек». Посмотрите сколько красивых игрушек в магазине (на магнитной доске картинки игрушек). Купить их может только тот, кто отгадает мои загадки:
1. Кручусь, верчусь, и мне не лень.
Вертеться даже целый день. (Юла)
2. Кто не ест душистый мед
И в берлоге не живет?
Не умеет он реветь.
Это плюшевый …(Медведь)
3. Кинешь, в речку - не утонет,
Бьешь о стенку - он не стонет. (Мяч)
4. Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
5. Это что за очень странный
Человечек деревянный?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это… (Буратино)
Дети, которые отгадали загадку, покупают игрушку.
- На какой полке находится это игрушка?
- Между какими игрушками находится?
- Какого цвета игрушка?
- Какой по счету стоит?
- На верхней полке осталось сколько игрушек?
- На нижней полке осталось сколько игрушек?
- Ребята, магазин закрывается, а нам пора. Поезд отправляется!
Дети садятся в поезд.
4. Беседа по картине.
Воспитатель: а вот наша следующая остановка «Поляна».
Дети выходят. Воспитатель показывает картинку поляны и просит детей рассказать о том, что они видят на картине.
- Какая красивая поляна!
- Что растет слева от елки? (грибы)
- Сколько цветов растет слева от елки?
- Кто находится справа от березы? (бабочка)
- Над березой сколько птичек?
- Под березой сколько грибов?
- Молодцы!
5. Отгадывание загадок (работа с раздаточным материалом)
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, пора нам домой. По дороге, чтобы нам не скучно было, будем отгадывать загадки.
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На кольцо и на колесо
Кто же я такой друзья? (круг)
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат. А зовут меня (квадрат)
Дети отгадывают загадки и показывают геометрические фигуры.
Итог занятия
- Вот и приехали. Понравилось вам путешествие? Что вы запомнили?
- Ребята, что нового мы сегодня узнали на занятии?
- С какими геометрическими фигурами встречались, до скольких считали?