Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах и словах

Цели занятия:

Коррекционные:
закрепление навыка правильного произношения звука Ш в слогах, словах ;
развитие фонематического восприятия;
развитие речевого дыхания;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
расширение и активизация словарного запаса;
Обучающие:
развитие памяти, внимания, мышления;
развитие ритмических способностей;
образование уменьшительно – ласкательных форм существительных;
образование множественного числа существительных.
Воспитывающие:
воспитание усидчивости;
умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: Предметные картинки, воздушный шарик, конверт, компьютер, фотография волшебника, мячик, игрушка – кошка, призовая конфета.

Предварительная работа: словесные игры, беседы, отгадывание загадок, составление предложений по картинам со звуком ш, заучивание стихов, складывание разрезных картинок.


Методы:
игротерапия;
артикуляционная гимнастика;
телесно-ориентированная терапия;
беседа.














Ход занятия
Организационный момент
Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются).
Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимаем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками – лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
-Ребята,
Нам придётся много говорить, и, чтобы ваша речь была чёткой, точной и выразительной, нам необходимо провести небольшую разминку для губ и языка. Открываем первую рубрику нашей программы «Зарядка для язычка»
Артикуляционная гимнастика.
-Представьте, что ваши губы – это молния на сумочке, и мы будем её расстёгивать и застёгивать.
Упражнение «Застёгивание и расстёгивание молнии»: улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удержать их в таком положении под счёт до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
-Перед нами большие и маленькие пуговицы. Сначала мы выбираем большие, затем маленькие. «Упражнение «Большие и маленькие пуговицы» максимально округлить губы( большая пуговица), вытянуть губы «трубочкой» (маленькая пуговка).
-Пришивать пуговицы мы будем вот такой тоненькой и острой иголочкой. «Упражнение «Иголочка»: вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до «пяти-шести»)
-У нас есть воротники с широкими и острыми краями. «Упражнение «Воротник с широкими и узкими краями»: чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык («воротничок с острыми краями»).
-Пришивать воротники мы будем на швейных машинках. Сначала на электрической, а затем на ручной. Упражнение «Шитьё на разных швейных машинках»: широко открыть рот, поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д» (шьём на электрической швейной машинке), «Т-т-т» (шьём на ручной швейной машинке).
-Строчка у нас должна получиться тонкая, ровная. Упражнение «Строчка»: кончик языка «иголочка» ритмично касается верхней губы, начиная с угла рта.

Наше правило - " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, чётко говорим и тихонечко сидим "

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит фотография
· волшебника и письмо).




(Логопед читает письмо )
( Здравствуйте, дорогие ребята! Я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию?: Тогда удачи.)

1.Игра: «Назови одинаковый звук»
- шуба, карандаш, машина;
- шкаф, мышь, камыш;
- кошка, пушка, шишка

2.Выбери картинку на звук «Ш»
(на столе разложены картинки, дети должны подобрать те, в которых есть звук «ш»)
Картинки: карандаш, юбка, машина, подушка, воробей, калоши, шуба, шкаф, шарф, лошадь, вишня.
(Дети называют свои картинки и все вместе проверяем правильность выбранных картинок со звуком «ш»)


3/Игра «Хвастунишка»
Логопед: Я буду говорить, что у меня есть, а ты будешь «хвастаться», говорить, что у тебя много таких же предметов.

У меня машина. У меня много машин.
У меня шишка. У меня много шишек.
У меня карандаш. У меня много карандашей.
У меня подушка. У меня много подушек.
У меня ромашка. У меня много ромашек.
У меня рубашка. У меня много рубашек.
У меня игрушка. У меня много игрушек.


4. Игра с мячом: «Один - много»
(логопед называет один предмет, дети много)
Шалаш – шалаши мышка - мышки
камыш - камыши карандаш –. карандаши
ландыш - ландыши кошка - кошки
подушка – подушки ромашка - ромашки


5. Игра «Измени слово по образцу»
Я мешаю и ты мешаешь. Я пишу и тыпишешь
Я шью и ты ..шьёшь. Я спешу и ты ..спешишь.
Я штопаю и ты .штопаешь Я дышу и ты ..дышишь.
Я шагаю и тышагаешь. Я слышу и ты слышишь





6/Физкультминутка «Это я».


Это глазки. Вот. Вот. Показывают правый и левый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем пот.



7.Игра «Назови детей ласково»

(На компьютере показываю изображения девочек и мальчиков. Предлагаю назвать их ласково)

Миша – Мишенька Маша - Машенька
Саша – Сашенька Наташа - Наташенька
Паша – Пашенька Ксюша - Ксюшенька
Гриша - Гришенька Даша - Дашенька

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Волшебник обещал Вам приз, а где он находится не сообщил. Только загадал загадку , отгадаете получите приз.

8. Загадка: Часто умывается, а полотенцем не утирается.
(кошка)

(дети находят игрушку – кошку с большой конфетой, а в ней угощения)



9. Итог.
Молодц! Мы сегодня научились правильно говорить звук Ш в словах. Много играли. В группе и дома старайся говорить правильно.

















Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района





автоматизацию звука ш в средней группе)



Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах и словах. В занятии представлены эффективные приемы, игры и игровые упражнения, которые повышают интерес детей к занятию и способствуют правильному произношению звука.






















пгт. Джалиль Копанева
Мдоу №1 Татьяна
«Берёзка» 2010 Сергеевна






Заголовок 315