Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и предложениях


Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [р]
в словах и предложениях
Цели:
- Коррекционно - образовательные: закреплять знания о механизме образования звука и его акустических особенностях; формировать умение строить связное высказывание; закреплять словарь по теме «Животные»
- Коррекционно - развивающие: развивать общую и мелкую моторику; развивать мимическую мускулатуру; формировать нижнедиафрагмальное дыхание; развивать подвижность артикуляционного аппарата; формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад; развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза с опорой на графическую запись; закреплять правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.- Коррекционно - воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.
Оборудование:
Картинки с изображением животных, зеркало, артикуляционный профиль звука [р], картинки для артикуляционной гимнастики, схема характеристики звука, карточки «слоговые ряды», предметные картинки

I. Организационный момент:
Игра «Покажи, как двигаются животные»
Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)
Животные: рысь, рак, тигр, кенгуру, барсук…
II. Подготовительная часть.
1. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры
Ладошка – это солнышко, Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.
А пальчики – лучи. По очереди поглаживать пальцы.
Поет о солнце скворушка,
Кричат о нем грачи. Сомкнуть пальцы и соединить их с большим, а затем разомкнуть их. Имитировать открывание и закрывание клюва.
Солнышко милое,
Поделись своей силою! Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.
Просыпайтесь лучики,
Согревайтесь рученьки. Поочередно растирать пальцы от кончиков к основанию.
Пальцы-лучики проснулись,
Наклонились, потянулись, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку. Поочередно поглаживать от кончиков к основанию и называть пальцы.
Солнышко проснулось, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Лобика коснулось, Проводить пальчиками обеих рук по лбу.
Лучиками провело
И погладило, и погладило. Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.
Солнышко проснулось, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
К щечкам прикоснулось Проводить пальчиками обеих рук по щекам.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей.
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело.
Наши ручки покачнулись,
Наши губки улыбнулись. Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Потянуться руками вверх, улыбнуться.
2. Развитие артикуляционной моторики
167640168275 494665168275 154940168275
443865-982980 570865211455 707390113665
Выполнить серию упражнений «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Молоток» - «Дятел»
3. Формирование нижне-диафрагмального дыхания.
Надули мы животики, как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем!

4. Развитие силы голоса.
Бегемот откроет рот,
Песенку он нам споет:
Поем гласные звуки «А-О-У-А» (на выдохе) вдох «А-О-У-А» (на выдохе) вдох «А-О-У-А».
III. Основная часть
1. Объявление темы занятия
Сегодня на занятии мы продолжим учиться правильно произносить звук [р].
Мы язык к зубам прижмем,
И моторчик заведем – р-р-р…
Логопед демонстрирует произношение звука [р], ребенок воспроизводит.
2. Анализ артикуляции звука.
Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук [р]
- губы разомкнуты,
- зубы разомкнуты,
- кончик  языка поднят к верхним зубам и дрожит,
- воздушная струя сильная (контроль рукой),
3. Характеристика звука по схеме
- Согласный (есть преграда язык, зубы)
- Звонкий (голос звенит)
- Твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)
4. Автоматизация звука на материале слогов. Упражнение «Песенки»
Тигр только начал учиться произносить звук [р], ему помогают слоговые песенки! Послушай внимательно и повтори песенку Тигра, старайся не ошибаться.
4892040119380
РО-РА-РО-РААР-ОР-УР-ЫР
РЫ-РЫ-РО-РОЫР-УР-ОР-АР
РУ-РА-РУ-РОЕР-ИР-ЮР-ЯР
РЭ-РЫ-РА-РУАР-ЯР-ОР-ЕР
РА-РО-РЫ-РЭЫР-ИР-ЯР-АР
Логопед следит за отчетливым произношением звука [р] в рядах слогов. Если ребенок допустил ошибку, логопед предлагает повторить еще раз.
5. Автоматизация звука на материале слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Упражнение «Веселый поезд»
Помоги пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Назови каждого пассажира выделяя звук [р]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика)

6. Автоматизация звука на материале предложений, целого текста.
Молодец! Ты отлично справляешься со всеми заданиями! Но у нас осталось еще одно очень сложное задание. Упражнение «Слова подскажут цифры».
Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови её.

IV. Заключительная часть
Итог занятия.
Какой звук мы учились правильно произносить?
Что понравилось больше всего, какое задание?
Какое задание выполнять было сложно?
Молодец!