Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука [С] в слогах, словах, предложениях «В гости к Совунье»


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики БОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии
Конспект
индивидуального логопедического занятия в 1 классе
по автоматизации звука [С] в
слогах, словах, предложениях
«В гости к Совунье»
г.Чебоксары, 2015г.
Цель: правильное и четкое произнесение звука [С] в слогах, словах, предложениях.
 
Задачи:
 
Образовательные:
-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;
-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-формировать умение образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах;
-закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
 
Коррекционно - развивающие:
-развивать фонематический слух, речевое дыхание;
-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;
-развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику;
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
 
Воспитательные:
-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
-воспитывать положительное отношение к занятию.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, зеркало.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: мультимедийная презентация, тренажер «Дельфа-142», логопедическая программа «Игры для Тигры»
Раздаточный: пазлы «Совунья», портрет и семья Совуньи, предметные картинки со звуком [С], карандаш, тетрадь, песок
Предварительная работа педагога: составление конспекта занятия, подбор учебного материала и анализ литературы, подготовка материально-технического обеспечения.
Предварительная работа с ребенком: постановка звука [С], закрепление навыков выполнения артикуляционной, речевой и пальчиковой гимнастики.
Словарная работа: обогащать активный словарь существительными с уменьшительно-ласкательным значением, «сундук», притяжательными прилагательными
Методы и приемы:
Организационный момент: упражнение психогимнастики, игра по коррекции мелкой моторики.
Основная часть: артикуляционные упражнения, логоритмика «Песок», пальчиковая и дыхательная гимнастика, игры, художественное слово, пескотерапия.
Заключительная часть: похвала, поощрение ребенка.
Литература:
1. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Учимся, играя. Екатеринбург, 1998.
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
3. Р. И. Лалаева. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт-Петербург, 1998.
4. А. В. Семенович. Нейропсихорлогическая коррекция в детском возрасте. Москва, 2008.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуй, Денис! Какой ты красивый и нарядный! А в каком настроении ты сегодня пришел ко мне? Мы друг другу улыбнемся, чтобы наше настроение еще больше улучшилось.
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
Логопед: Денис, приготовились, сели красиво, руки на колени, смотрим в зеркало. Выполняем упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Улыбочка», «Чистим зубы», «Лопаточка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Покусаем губки».2. Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочек» (Дельфа -142)
Логопед: Молодец!
Логопед: Скажи, а ты любишь ходить в гости? (да)
Мы идем в осенний лес
Где полным-полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел
Это очень хорошо.
Будем мы друзей искать
Будем пазлы собирать.
А к кому мы отправимся, ты узнаешь, собрав пазлы (собирает пазлы под спокойную музыку)
Логопед: Мы идем к Совунье.
Логопед: Мы продолжим работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.
3. Произнесение звука [С] (логоритмика: песок)
Логопед: А теперь, чтобы быстрее оказаться в осеннем лесу, нам нужно охарактеризовать звук [С]. Какой он? (согласный, глухой, твердый-синего цвета)
4. Автоматизация звука [С] в слогах.
Логопед: Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает.
са-са-са ас-ас-ас
сы-сы-сы ыс-ыс-ыссу-су-су ус-ус-ус
со-со-со ос-ос-ос
5. Автоматизация звука [С] в словах.
Логопед: Совушка-сова, большая голова
На суку сидит, во все стороны глядит-
Да вдруг полетит! (У-у-у…)
Прилетела Совунья к другу Тигруле. Он очень любит играть со словами. Денис, назови картинки и выбери лишнюю. Почему она лишняя? ( в нем нет звука [С])
Пальчиковая гимнастика
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).
- Игра «Скажи ласково»
Логопед: Денис, наша Совунья любит ласковые слова. Вместе мы ее порадуем. Я называю слово, а ты говоришь ласково.
(Логопед бросает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч обратно)
Сад-...садик
Лес-...лесок
Пояс-...поясок
Сын-...сыночек
Самолет-...самолетик
Сумка-...сумочка
Носок-...носочек
Сундук-...сундучок
-Образование притяжательных прилагательных.
Логопед: Денис, посмотри, на фотографии изображена…(семья), состоящая из сов.
Чья это семья? (совиная).
А домик у сов чей?(совиный).
А как зовут детеныша у Совы? (совенок).
А если их много? (совята).
Хорошо, предлагаю посчитать, сколько всего сов на картинке (одна сова, две совы и т.д.)
-Звуко-слоговой анализ слова сова, составление схемы слова.
Логопед: Разделим слово сова на слоги, поставим ударение и составим схему (хлопает, считая слоги, называет по порядку звуки, ставит ударение)
Логопед: Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив?(сливовый)
Сок из ананасов? (ананасовый)
Сок из абрикосов? (абрикосовый)
Сок из смородины? (смородиновый).
Физкультминутка
Совушка-сова,Большая голова,
(Изобразить большой круг руками)На пеньке сидит,
(Присесть)
Головой вертит,
(Сделать повороты головой вправо, влево)Во все стороны глядит,Да ка-а-ак полетит!(Руки поднимает вверх)
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один—много - ни одного»
Логопед: Совунья будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса- …(полосы)
Логопед: У меня есть полосы. А у тебя? (У меня нет полос)
Оса-…(осы)
Логопед: У меня есть осы. А у тебя? (У меня нет ос)
Касса-…(кассы)
Сок
Миска
Сундук
Сад
Сова
6. Автоматизация звука [С] в предложениях.
Логопед: Совунья любит сочинять. Денис, прочитай слова и составь из них предложение.
Сова, спать, на, суку. (Сова спит на суку.)
III. Рефлексия
Логопед: Какой звук мы сегодня учились проговаривать?
Молодец! Ты хорошо занимался. Не забывай дома и в классе правильно произносить звук [С]».
Логопед: Совушке очень понравилось, как ты выполнял задания и она дарит тебе свой портрет.