Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Забавушки».


Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема «В гостях у бабушки Забавушки».
Время- 9ч 15мин.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с русским костюмом, с особенностями его внешнего вида, что любой вид одежды создан трудом людей
2.Дать представление о праздничном и будничном костюме.
3. Упражнять в делении одежды мужскую и женскую .Развивающие:
1.Развивать зрительное восприятие путем формирования действий, направленных на обследование предмета.
2. Обогащать словарный запас детей за счет слов: народный костюм, косоворотка, кокошник, колпак, вышивка.
Воспитательные:
1.Воспитать интерес к русской народной культуре.
Предварительная работа: Беседа об одежде, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций с разными видами одежд,
Метод и прием:
словесные методы - рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение
наглядные методы - демонстрация иллюстраций,
Ход
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами будем разговаривать про одежду. Мы знаем, для чего нужна одежда, какие виды одежды есть, а теперь узнаем, какую одежду носили раньше наши прабабушки и прадедушки. И для этого мы отправимся в гости.
На опушке, на лесной
Виден домик расписной
Бабушка в нем живет
В гости на нас к себе зовет
В: стучит в окно- тук-тук
Б: Кто там?
В: Это мы ребята из детского сада. А Вы кто?
Б: Я, Бабушка Забавушка.
Б: С добрым утром, ребятишки!
И девчонки и мальчишки.
В гости вас к себе зову,
Чаем сладким угощу.
Ой, садитесь – ка рядком,
Да поговорим ладком.
(дети садятся)
Б: Данным - давно наши прабабушки ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. (сл.1)
Б: Самым главным в одежде женщины была рубаха. (сл.2)
Женская рубаха длиннее, чем мужская. Обычно ее ткали белого цвета. - Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека? (чтобы красивая была.)Рубаха была неразлучная с телом человека и надевалась она прямо на голое тело, рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: поэтому и говорили «Своя рубаха ближе к телу».
В: Как вы думаете, что носили русские женщины, кроме рубахи?
загадка : Стоит Алена: 
Платок зеленый, 
Тонкий стан, 
Белый ... Сарафан( сл 3.4)
Сарафан - это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан - это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Его украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные., люди победнее носили скромные сарафаны изготовленные из льна и хлопка, а те кто побогаче шили себе его из шелка и украшали разными лентами, камнями и бусинами. 
Красный – тепло, праздник.
Жёлтый – солнце, богатство.
Голубой – небо, молодость. 
Коричневый – земля кормилица.(5 сл.)Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Б: (6 сл) Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а "опознавательный знак", символ благосостояния.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Голова у девушки была всегда прикрыта. (7 сл) Молодые девушки, носили в голове ленты или венки, (8 сл.)женщины постарше одевали кокошники. Такие богато украшено головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их очень берегли и передавали из поколения в поколение.
В: Бабушка расскажи нам о мужском костюме. Он был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. (сл. 9)
Она застегивалась интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди.
(сл. 10)Рубаха часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
Б: - Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот). Б: - Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь). Считалось, что вышивка на груди защищает сердце.
Б: (сл.11)Мужские брюки - штаны - шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь - сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.
На ноги надевали сапоги.
Ребята, как вы думаете, какую одежду носили люди зимой, когда было холодно и дул сильный ветер?
Правильно, они носили теплые шубы.
(Сл 12)Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха.
(сл.13)У богатых и знатных людей шубы были из песца, лисицы, белки.
В: Бабушка а почему тебя зовут , Забавушка?
Б: Потому что я люблю играть и веселиться
Физкультминутка «Наша одежда и обувь»
Это платье для Наташки -          (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки                        (4 прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка         («рисуют» на животе два кармашка)
Спрячем в них ладошки             (прикладывают ладошки к животику)
Эти брюки для Илюши                (два раза топают, правой, потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша          (показывают, как бабушка шила)
Ходит в них гулять Илья,             (идут по кругу, взявшись за руки)
Он большой, как ты и я               (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
Вот ботинки для Маринки         (два раза топают, правой потом левой ногой)
Не ботинки, а картинки              (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить,        (идут по кругу, взявшись за руки)
Бегать, прыгать и шалить.       (бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах)
Б: Ребята, посмотрите, какие у меня есть красивые и нарядные куклы, этими куклами я играла, когда была такая же маленькая как вы. Посмотрите, как они были наряжены.
В: Бабушка, а у тебя не сохранилась одежда с тех времен?
Б: У меня в сундуке сохранилось немного одежды.
(достает одежду). Дети рассматривают одежду и то как она была украшена.
В: Давайте вспомним из чего состояла женская одежда.
Продолжите фразу:
женская одежда – это …. (рубаха, сарафан, кокошник, ленточка, кушак)
Мужская одежда – это…. (рубаха, портки, пояс, сапоги, колпак, пояс.)
Б: Давайте с вами поиграем. Оденем наших мужчину и женщину в старинный костюм. Игровое упражнение: «Одень куклу»
(Ребята делятся на 2 команды)
Б: Вы должны последовательно разложить старинную одежду для мужчин и для женщин.
Б: Ребята, этих бумажных кукол, вы можете забрать к себе в детский сад. И еще я вам подарю своих кукол, с которыми я играла, когда была маленькая.
Только обещайте, что будете обращаться с ними аккуратно, и тогда вы их сможете показать и своим внукам тоже.
В: ну вот и все ребята, нам пора возвращаться в детский сад с нашими подарками.
Давайте скажем бабушке «до свидания».
-До свидания Бабушка ЗабавушкаРебята , а где мы с вами сегодня были?
О чем рассказывала вам бабушка?
Что нового вы узнали?