Конспект логопедического занятия по лексической теме Животные для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы. К каждому из компьютерных упражнений нами были придуманы небольшие стихи-рифмовки.
Наряду с развивающими, воспитательными и образовательными задачами у ребенка формируется психологическая готовность к использованию компьютера как средства решения задач своей деятельности.
Список литературы:
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта,2001.
Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5 – 7 лет. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста»: Учебно-методическое пособие – Пермь: ПОИПКРО, 2005.
Тимотен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных групп детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.















КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ»
с использованием компьютерной логопедической технологии
«Игры для Тигры»


Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме «Животные».

Задачи:
Развивать слуховое, зрительное внимание, восприятие и память
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Совершенствовать звуковую сторону речи
Развивать умение структурировать и использовать в речи словосочетания, предложения
Развивать умение отвечать на вопросы
Развивать способность классифицировать предметы, понимать причинно-следственные отношения и расширять объем словаря прилагательных
Закрепить навык выполнения движений с большим мячом для развития общей моторики, быстроты реакции в сочетании с речевой деятельностью
Развивать коммуникативные навыки
Формировать навыки работы на компьютере с использованием
манипулятора «мышь»
Развивать словесно-логическое мышление

Оборудование: большие и средние мячи, рабочие листы, предметные картинки, раскраски с изображением животных, компьютерная логопедическая технология «Игры для Тигры».


Ход занятия

Организационный момент
Отгадывание загадок:
«По деревьям скок-скок и орешки щелк-щелк» (белка).
«Ходит лесом косолапо, а зимой сосет он лапу» (медведь).
«Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный» (волк).
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится,
что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это?» (зайка).
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком» (собака).
«Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь,
сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой» (кот).
«Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка» (свинья).

Развитие мелкой моторики
Упражнение «Котенок-шалун».
Котенок мамочку зовет – мяу-мяу, мяу-мяу.
Соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока – мало-мало, мало-мало.
Сжимают пальцы рук в замок, опуская и поднимая их.
Покормит мама молочком – мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком – ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потирают кулачком о кулачок.
Потом с клубочком поиграет – цап-цап-цап, цап-цап-цап.
Сжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает – ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Совершают круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

Упражнение «Кошка выпускает коготки».
Поджать подушечки пальцев рук к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!».
Быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная кошка: «Мяу!».

Компьютерное упражнение «Кто сказал мяу?»
Компьютерное упражнение «Кто живет в лесу?»
«У каждого зверя голос собственный, у каждого зверюшки песня своя, они прокричат, вы, тихонько послушайте, и кто вас позвал, угадайте, друзья».
Детям предлагается прослушать звучание голосов домашних и диких животных и определить, чей голос сейчас прозвучит.

Игры с мячом
«Знают взрослые, и дети мамы есть у всех на свете, и не только у детей есть у маленьких зверей »
Логопед бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет детеныша животного (кошка – котенок).

«Чья у зверя голова подскажи скорей слова»
Логопед бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч, образуя из существительного притяжательное прилагательное (у лисы голова – лисья).
Передача мяча может быть разнообразной.

Работа на листе «Кто что любит»
«Кто-то косточку грызет, кто-то зернышки клюет, молоко лакает, рыбку уважает, а теперь спрошу вас я, что у Тигры едят друзья?».
Детям предлагается соединить изображение животного с тем, «кто что любит».

Компьютерное упражнение «Чей домик?»
«Всем на свете нужен дом, чтоб жилось уютно в нем. Нужен взрослым и ребятам, птицам, рыбкам и зверятам».
Ребенку предлагается определить, кто может жить в предъявленном «домике».

Игра с мячом
«Мы волшебники немного был один, а станет много».
Логопед бросает ребенку мяч и называет животное «например, одна кошка», ребенок возвращает мяч «много кошек».

Компьютерное упражнение «Что из чего?»
«Знает каждый из детей, что есть польза от зверей - кто-то домик стережет, кто-то молоко дает, шерсть для варежек подарит, от мышей наш дом избавит».
Ребенку предлагается разместить предметные картинки в подходящих для них домиках по принципу «что из чего сделано».

Работа на листе «Четвертый лишний»
«Вот зверюшки сели в ряд, на ребят они глядят, кто тут лишний из зверей? Отвечайте поскорей».
Ребенку предлагается определить, какое изображение лишнее.

Компьютерное упражнение «Музыка»
Итог занятия
Дети хорошо потрудились на занятии и за это животные «играют» им на музыкальных инструментах, ребята отгадывают, кто, на чем играет, и получают в подарок раскраски с изображением животных.