Программа дополнительного образования по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Веселая иголочка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №45 «Искорка»









Программа дополнительного образования по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста
«Веселая иголочка»















Оглавление.


Паспорт программы..3
Пояснительная записка5
Содержание программы:..7
3.1. Календарно - тематическое планирование работы с детьми..9
3.2.Мониторинг освоения детьми программного материала...12
4.Список литературы13





























1.Наименование дополнительной платной образовательной услуги
«Веселая иголочка»
По развитию художественных способностей детей 6-7 лет

2.Основание для разработки программы
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 01.09.2013г № 3267-1 (с изменениями и дополнениями);
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
- Рекомендации департамента образования города Нижневартовска;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 г. Москва от «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» (Зарегистрировано в минюсте России 29 мая 2013г. № 28564)
-Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №45 «Искорка»
-Положение о платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Приказ МО РФ от 16.06.1998 № 1578)
- Программа воспитания и обучения в детском саду/под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3.Заказчик программы
Родители

4.Организация исполнитель программы
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №45 «Искорка»

5.Целевая группа
Воспитанники ОУ от 5 до 7 лет

6.Составители программы
Воспитатель: Старыгина Елена Витальевна

7.Цель программы
Развитие творческих способностей детей 6-7 лет средствами художественного искусства.

8.Задачи программы
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить технике работы с изонитью.
Воспитывать эстетический вкус.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

9.Ожидаемые результаты
К концу года дети должны:
приобрести практические навыки по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;
овладеть техникой изонити.
обогатить активный и пассивный словарь.
получить опыт рисования и ручного труда;
закрепить полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте;
развивать мелкую моторику рук.

10.Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1год обучения.






Паспорт программы
Пояснительная записка.
Программа «Изонить» по развитию художественных способностей детей 5-7 лет составлена и адаптирована на основе программы методического пособия Н.Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников.
Программа направлена на художественное развитие личности дошкольника.
Программа реализуется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №45 «Искорка».
Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.
Содержание программы представлено разделами: овладение техникой изонити; изображение углов; изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с использованием их образов.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей 6-7 лет средствами художественного искусства.
Задачи программы:
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить технике работы с изонитью.
Воспитывать эстетический вкус.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.


К концу года дети должны:
приобрести практические навыки по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;
овладеть техникой изонити.
обогатить активный и пассивный словарь.
получить опыт рисования и ручного труда;
закрепить полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте;
развить мелкую моторику рук.

Периодичность проведения занятий.
Группа
Длительность одного занятия/мин.
Количество занятий
в неделю
Количество занятий.
общее

Подготовительная
30
2
72


 Содержание программы
Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.                                                              
  Нитяна
·я гра
·фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности.

Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

Методы, приемы и форма работы.
Словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы., художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки).
Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
Практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
иллюстрации;
образцы работ;
схемы (техника заполнения фигур);
стихи, загадки.
Инструменты, необходимые для работы:
плотный картон или бархатная бумага;
шелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);
игла с широким ушком;
шило короткое;
ножницы;
циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;
линейка;
клей ПВА;
копировальная бумага или калька;
трафареты.
подложка.
Календарно-тематическое планирование.
Месяц
Содержание
Тема
Методические приемы

Сентябрь
Определить уровень подготовки детей к занятиям художественной деятельностью.
Диагностика
Наблюдение
Вопросы



Знакомство с техникой изонить, основных принципах и особенностях работы. Техника безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Введение понятий: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла».
«Волшебная ниточка»
Объяснение, вопросы, игровые упражнения
рассматривание образца готовой работы.
Практические методы:
Отмерить нить, вдеть нить в иглу и т.д.


Октябрь
Выполнение работы «Рамочка для фото». Обучение умению отличать лицевую и изнаночную стороны. Закрепление понятий: «угол», «вершина», «левая и правая стороны угла». Оформление рамки бабочками.
«Рамочка для фото»
Рассматривание образца готовой работы.
Вопросы, игровые упражнения.


Ноябрь
Выполнение работы «Кораблик». Закрепление умения отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелок.
«Кораблик»
Художественное слово, показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.


Декабрь
Создание сюжетных композиций .
Обучение умению из углов и окружностей составлять изображение. Воспитание умение доводить начатое дело до конца.
«Домик в лесу»
Рассматривание образца готовой работы, показ иллюстраций, Вопросы, игровые упражнения.

Январь
Выполнение работы «Сердечко». Узор окружности и полуокружности. Отличие лицевой и изнаночной стороны изделия.
«Сердечко»
Художественное слово, показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.


Февраль
Открытки на 8 Марта. Сюжетные композиции с использованием разных по величине окружностей.
«Одуванчики»
Объяснение, вопросы, игровые упражнения рассматривание образца готовой работы.
Практические методы:
Отмерить нить, вдеть нить в иглу и т.д.

Март
Составление изображений цветов из углов и окружностей. Введение понятия «зеркальное изображение».
Выполнение работы «Солнце». Продолжать самостоятельно подбирать цвета ниток.

«Подснежники»


«Солнце»

Игровые упражнения рассматривание образца готовой работы.
Практические методы: умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Апрель
Создание сюжетных композиций, используя разные по величине окружности.
Умение правильно пользоваться иголкой.
Изготовление работ для выставки в галерее детского сада. Создание сюжетных композиций из углов и окружностей разной величины.
«Цыплята на травке»


«Цветы»
Рассматривание образца готовой работы.
Объяснение, вопросы, игровые упражнения.


Май
Выполнение работы «Ваза». Подбор нужного угола к рисунку, работа с трафаретом, создание отверстия по отметкам на трафарете. Закрепление правила работы с нитью.
Выполнение два угла на полоске цветного картона.
«Ваза»







«Узор на полосе»
Художественное слово, показ иллюстраций.
Практические методы: умение оформлять свою вышивку в картину (панно).











Мониторинг освоения детьми программного материала.

Ф.И.ребенка
Знает правила работы с колющими и режущими предметами.
Соблюдает технику безопасности.
Умеет различать нитки по цветовым тонам, подбирать цвет к фону.
Умеет различать толщину ниток, лицевую и изнаночную сторону изделия.
Умеет пользоваться схемой, владеет начальными навыками работы изонитью.
Умеет самостоятельно составлять эскизы изделия из углов и окружностей.
Правильно организовывает рабочее место.
Итог

1









2









3









4









5









6









7









8









9









10





















Список литературы.
Ивановская Т.В. Волшебная изонить/. – М.: РИПОЛ классик, 2013.
Леонова О., Рисуем нитью. Ажурные картинки, Санкт-Петербург, 2005г.
Махмутова Х.И. Чудесные превращения. – М.: «Школьная пресса», 2008.
Мерцалова М. Н. История костюма. - М.: Искусство, 1992.
Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. - М.: Просвещение, 1999.
Сафонова Н. С. Кружки художественной вышивки. - М.: Просвещение, 1997.
Шухова С.А. Поделки из всякой всячины. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




Заголовок 415