Конспект НОД по познавательному развитию История лампочки для детей старшего дошкольного возраста


Частное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»
Конспект НОД по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
«История лампочки»
Воспитатель:
Терёхина Н.С.
г. Батайск
2017г.
Цель: Дать представление о пользе электрической лампочки, познакомить с ее историей.
Задачи:
- Закреплять знания об электроприборах, правил безопасного поведения с бытовыми электроприборами.
- Стимулировать развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
- Поддерживать желание детей соблюдать игровой сюжет, помогать игровому персонажу, проявлять сообразительность, находчивость, доброжелательность.
- Воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.
Оборудование: Дидактический мешочек «Определи на ощупь», картинки для игры «История лампочки» по количеству детей, видео для интерактивного стола «Горящий костёр», портрет Лодыгина, лампочка-персонаж.
Ход проведения:
Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Из коробки раздается голос: « Ах, я несчастная… Я жила в доме с дружной семьёй: девочка Маша, её мама и папа. Но они меня очень обижали…(достает из коробки лампочку с грустным лицом).
Воспитатель: Я знаю эту семью и догадываюсь, почему лампочка обиделась на них. А, вы хотите узнать, что произошло? (Ответы детей)
Девочка Маша ужасная трусиха. Как вы думаете, за что могла лампочка обижаться на девочку? (Маша боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем). А из вас кто-нибудь боится темноты? Что может быть страшного в доме? (Можно упасть, удариться, испугаться незнакомого предмета…).
Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы чувствовали? (Ответы детей).
Давайте поиграем в игру «Тёмная комната». Вот этот мешочек для ваших рук- большая темная комната. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображен один из этих предметов. Нужно на ощупь найти этот предмет. (дети по очереди находят нужный предмет).
Молодцы. Вы совсем не боитесь темноты. Что вы посоветуете девочке Маше, чтобы лампочка на неё не обижалась? (Включать свет только по необходимости).
Ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Так для чего же нужна электрическая лампа? (Для того, что бы давать свет везде, где находится человек- дома, на улице, в транспорте, других местах).
Но лампочка появилась не сразу. Ее изобрел русский инженер Александр Лодыгин в 1873 году (конец 19 века)? Я хочу рассказать вам о её предках (демонстрация иллюстраций).
«Солнце». До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери.
«Костер». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и теплом, и светом в пещере.
Психогимнастика:
Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Видео горящего костра на интерактивном столе). Протяните свои ладони: наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. Чувствуете тепло? А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения). Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. Ребята, вы согрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь вернитесь на свои места и послушайте дальше.
«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Один конец закрепляли, другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает, нужно было следить, чтобы не случился пожар.
«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше. Внутри есть фитиль из нитки. Их используют до сих пор. Как? (ответы детей). Как вы думаете, чем не удобна свеча? (Ей можно обжечься, от нее мало света).
«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые :уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше. За стеклянной колбой пламя было безопасно. Удобной ли была такая лампа? (Плохо освещала комнату, постоянно надо было наливать керосин. Если ее уронить, то вспыхнет пожар). «Электрическая лампочка». Она сейчас освещает наши квартиры и улицы.
«Энергосберегающая лампочка»: Не так давно ее придумали люди, но она дает много света, а расходует мало электроэнергии. Дома у вас, наверное, есть такие лампочки. Спросите у родителей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. Д/И « История лампочки».
У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку, каждый на своём столе.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. кто правильно выполнил, задание поднимите руку. Молодцы, все справились с заданием.
Воспитатель: Давайте теперь вернемся к нашей лампочке и вспомним на кого она обиделась? (На семью Маши).
Родители целый день трудятся на работе, а чем же им приходится заниматься дома? (стирать, убирать, готовить еду и т.д.). За что могла лампочка обидеться на родителей? (Включено одновременно много электроприборов).
Давайте проверим, действительно ли так много электроприборов есть у нас в домах? Назовите, какие электроприборы вы знаете? (ответы детей).
А теперь немного поиграем. Я буду розеткой, а вы проводом.
Физкультминутка «Провода».
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор.
Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.
Лампочка- необходимый элемент любого электроприбора. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.
Давайте подведем итог: я прочитаю предложение. Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши. Если же вы с этим высказыванием не согласны -топните ногой. Начинаем.
Верно ли, что…
- можно пользоваться неисправными электроприборами? -
- уходя нужно выключать свет? +
- выключать электроприборы из розетки, потянув за провод? -
- нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам? +
- когда находишься дома, надо включать все электроприборы? –
- надо пользоваться энергосберегающими лампочками, т.к.они светят дольше и экономят электроэнергию+
- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку? +
Молодцы. А что же там наша лампочка? (достает лампочку с веселым выражением лица). Обращает внимание на то, что лампочке понравилось слушать ответы детей. И она хочет подарить детям настольную лампу, но не простую, а волшебную (дети рассматривают подарок).
Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Из коробки раздается голос: « Ах, я несчастная… Я жила в доме с дружной семьёй: девочка Маша, её мама и папа. Но они меня очень обижали…(достает из коробки лампочку с грустным лицом).
Воспитатель: Я знаю эту семью и догадываюсь, почему лампочка обиделась на них. А, вы хотите узнать, что произошло? (Ответы детей)
Девочка Маша ужасная трусиха. Как вы думаете, за что могла лампочка обижаться на девочку? (Маша боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем). А из вас кто-нибудь боится темноты? Что может быть страшного в доме? (Можно упасть, удариться, испугаться незнакомого предмета…).
Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы чувствовали? (Ответы детей).
Давайте поиграем в игру «Тёмная комната». Вот этот мешочек для ваших рук- большая темная комната. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображен один из этих предметов. Нужно на ощупь найти этот предмет. (дети по очереди находят нужный предмет).
Молодцы. Вы совсем не боитесь темноты. Что вы посоветуете девочке Маше, чтобы лампочка на неё не обижалась? (Включать свет только по необходимости).
Ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Так для чего же нужна электрическая лампа? (Для того, что бы давать свет везде, где находится человек- дома, на улице, в транспорте, других местах).
Но лампочка появилась не сразу. Ее изобрел русский инженер Александр Лодыгин в 1873 году (конец 19 века)? Я хочу рассказать вам о её предках (демонстрация иллюстраций).
«Солнце». До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери.
«Костер». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и теплом, и светом в пещере.
Психогимнастика:
Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Видео горящего костра на интерактивном столе). Протяните свои ладони: наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. Чувствуете тепло? А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения). Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. Ребята, вы согрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь вернитесь на свои места и послушайте дальше.
«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Один конец закрепляли, другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает, нужно было следить, чтобы не случился пожар.
«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше. Внутри есть фитиль из нитки. Их используют до сих пор. Как? (ответы детей). Как вы думаете, чем не удобна свеча? (Ей можно обжечься, от нее мало света).
«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые :уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше. За стеклянной колбой пламя было безопасно. Удобной ли была такая лампа? (Плохо освещала комнату, постоянно надо было наливать керосин. Если ее уронить, то вспыхнет пожар). «Электрическая лампочка». Она сейчас освещает наши квартиры и улицы.
«Энергосберегающая лампочка»: Не так давно ее придумали люди, но она дает много света, а расходует мало электроэнергии. Дома у вас, наверное, есть такие лампочки. Спросите у родителей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. Д/И « История лампочки».
У вас на столах лежат предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. А вы расположите карточки по порядку, каждый на своём столе.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. кто правильно выполнил, задание поднимите руку. Молодцы, все справились с заданием.
Воспитатель: Давайте теперь вернемся к нашей лампочке и вспомним на кого она обиделась? (На семью Маши).
Родители целый день трудятся на работе, а чем же им приходится заниматься дома? (стирать, убирать, готовить еду и т.д.). За что могла лампочка обидеться на родителей? (Включено одновременно много электроприборов).
Давайте проверим, действительно ли так много электроприборов есть у нас в домах? Назовите, какие электроприборы вы знаете? (ответы детей).
А теперь немного поиграем. Я буду розеткой, а вы проводом.
Лампочка- необходимый элемент любого электроприбора. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.
Давайте подведем итог: я прочитаю предложение. Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши. Если же вы с этим высказыванием не согласны -топните ногой. Начинаем.
Верно ли, что…
- можно пользоваться неисправными электроприборами? -
- уходя нужно выключать свет? +
- выключать электроприборы из розетки, потянув за провод? -
- нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам? +
- когда находишься дома, надо включать все электроприборы? –
- надо пользоваться энергосберегающими лампочками, т.к.они светят дольше и экономят электроэнергию+
- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку? +
Молодцы. А что же там наша лампочка? (достает лампочку с веселым выражением лица). Обращает внимание на то, что лампочке понравилось слушать ответы детей. И предлагает лампочке «погостить» в группе.