Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Этот загадочный космос

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста
«Этот загадочный космос»
Цель: Формирование представлений о космосе и космическом пространстве.
Программное содержание:
Познакомить детей с названием планет Солнечной системы, их характерными особенностями, положением по отношению к солнцу.
Дать представления о звездах и созвездиях.
Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое кратеры и метеориты.
Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Продолжать работу по обогащению и активизации словаря по теме «Космос»: кратеры, метеориты, Солнечная система, созвездия, планеты, спутник, орбита, скафандр, астроном.
Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
Воспитывать чувство гордости за героев-космонавтов и любви к родной планете Земля.
Воспитывать интерес к явлениям, выходящими за пределы жизненного опыта детей.
Материал к занятию:
Демонстрационный
Макет Солнечной системы
Мягкий модуль
Презентация «Путешествие в космос»
Буквы
Модель «поверхность Луны»
Мяч резиновый
Мука
2 письма
Ростки огурцов и помидор, выращенные детьми
Запись сигнала бедствия
Раздаточный
Шлемы
Бархатная бумага
Звезды, нитки
Фруктовый сок
Предварительная работа:
изготовление вместе с детьми макета Солнечной системы,
чтение энциклопедии «Космос»,
рассматривание иллюстраций,
рассказы воспитателя о планетах и созвездиях,
разучивание песни Е. Филипповой «Родная сторонушка»,
изготовление шлемов,
оформление музыкального зала по теме «Космос»,
высаживание семян в разный грунт
наблюдение за развитием ростков
Методические приемы: вводная беседа, загадки, дидактическая игра «Собери созвездие», «Назови правильно», разгадывание ребуса, опыт «Метеориты и метеоритные кратеры», вопросы к детям, рассматривание и наблюдение за ростками помидор и огурцов.
Ход занятия:
Дети с педагогом входят в зал.
Педагог. Ребята, я знаю, что вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное, поэтому сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром, не спеша
Надувает желтый шар,
А как выпустит из рук,
Станет вдруг светло вокруг.
Дети. Солнце.
Педагог. Да, это солнце! А кто знает, что такое солнце?
Дети. Солнце – это обыкновенная звезда, раскаленный шар.
Педагог. Какое оно?
Дети. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на солнце жизни нет, там очень жарко.
Педагог. Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не папы и не мамы. Как вы думаете, кто это?
Дети. Планеты, звезды.
Педагог. Как называют семью Солнца?
Дети. Солнечная система.
Педагог. Сколько же планет в семье Солнца?
Дети. Девять.
Педагог. Ребята, Солнце светит и освещает планеты. Планеты, как и Солнце, имеют форму шара. Они постоянно движутся вокруг Солнца. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Кто знает, как называется эта дорожка?
Дети. Орбита.
(На экране появляется изображение схемы Солнечной системы)
Педагог. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?
Дети. Девять.
Педагог. Что можно сказать про количество планет и дорожек-орбит?
Дети. Одинаковое количество, их поровну.
Педагог. Правильно, дорожек-орбит столько же, сколько планет – девять. А чем отличаются дорожки друг от друга?
Дети. Они разные по длине.
Педагог. Почему дорожки разные по длине?
Дети. Чем ближе планета к Солнцу, тем орбита короче. А чем дальше планета находится от Солнца, тем дорожка этой планеты длиннее.
Педагог. Молодцы! Какие планеты вы знаете?
Дети называют планеты.
Педагог. Какая планета ближе всех к Солнцу?
Дети. Меркурий.
Педагог. Что вы знаете про эту планету?
Дети. Поверхность ее покрыта кратерами и бассейнами.
Педагог. Какая планета дальше всех от Солнца?
Дети. Плутон.
Педагог. Что вы знаете про эту планету?
Дети. Наверное, на ней очень холодно.
Педагог. Ребята, а на какой планете мы с вами живем?
Дети. Наша родная планета – Земля.
Педагог. Ребята, вы все знаете, что мы живем на планете Земля. Она – наш дом. Земля – огромный шар, живущий в бескрайнем просторе космоса и вращающейся вокруг Солнца. Земля освещается Солнцем. Когда на освещенной стороне Земли день, на другой – ночь. Кто еще живет на нашей Земле?
Дети. Люди, животные, птицы, насекомые, растения.
Педагог. Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает большое пространство. Это пространство называется Космосом. Ребята, а кто был первым космонавтом?
Дети. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Педагог. Да, ребята, Юрий Алексеевич Гагарин успешно побывал в космосе, и в этом ему помогла серьезная физическая подготовка. А вы хотите побывать в космосе?
Дети. (все хором) Хотим! Если в космос вы хотите,
Значит, скоро полетите.
Самым смелым будет наш
Веселый, дружный экипаж.
Педагог. Приглашаю вас совершить путешествие в открытый космос! А на чем мы туда отправимся?
Дети. На космическом корабле.
Педагог. Корабль готов! А вы готовы к полету?
Дети. Готовы.
Педагог. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети. Космонавт должен быть сильным, выносливым, умелым.
Педагог. Чтоб ракетой управлять, надо сильным, смелым стать!
Слабых в космос не берут: ведь полет – нелегкий труд!
Будем мы тренироваться, будем силы набираться.
А теперь, давайте проверим вашу выносливость, как вы умеете держать равновесие. Вы должны развести руки в стороны, закрыть глаза, покружиться на месте, остановиться, открыть глаза, поднять одну ногу, согнуть ее в колене и простоять, считая до десяти. Приготовились, начали!
Дети выполняют задание.
С первым заданием вы справились, теперь проверим ваши знания. Каждый из вас должен назвать одно или несколько слов, относящихся к теме «Космос».
Дети выполняют задание.
Молодцы! Справились с заданием! Мы готовы к старту космического корабля, но перед полетом нужно повторить правила дружбы.
Дети. Один за всех и все за одного.
Педагог. Ребята, когда в космос запускают космический корабль, ученые наблюдают за состоянием космонавтов. Им интересно, как будут расти в условиях невесомости растения, поэтому с собой космонавты всегда берут разные растения. Мы с вами тоже возьмем с собой в космос помидор и огурец и понаблюдаем за ними. Прошу вас надеть космические шлемы и пройти к космическому кораблю.
Дети. Ждет нас быстрая ракета
Для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
Педагог. Ребята. Руки – это наши ремни безопасности. За нашим полетом будут следить операторы. Быстро или медленно полетит ракета будет зависеть от того, как вы будете действовать. Итак, все готовы?
Дети. Готовы!
Педагог. Пристегните ремни безопасности. Земля разрешает взлет! Начинается обратный отсчет!
Дети. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
Педагог. Полетели!
Гаснет свет, «зажигаются звезды», звучит «космическая музыка».
Посмотрите, как высоко мы летим над землей. Что это за голубые места на ее поверхности?
На экране появляется изображение земли.
Дети. Моря, океаны и реки.
Педагог. Что еще вы видите?
Дети. Горы, леса и поля.
Педагог. А я вижу спутник Земли, который мы можем каждый день наблюдать на небе. Внимание! Приближаемся к естественному спутнику Земли. Идем на посадку. Начинаем отсчет времени. Посадка. Расстегните ремни, выходите из космического корабля. Ребята, посмотрите, я нашла какое-то письмо, давайте его прочитаем. (Читает) «Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем спутнике. Если вы найдете каждой букве свое место, то узнаете название нашего спутника».
Педагог раскладывает буквы, дети их находят и расставляют на мольберте.
Педагог. Какое слово получилось?
Дети. Луна.
Педагог. Молодцы, мы с вами угадали название естественного спутника земли – Луна. Что вы можете про нее рассказать?
Дети отвечают.
Педагог. Теперь вы можете прогуляться по Луне, но передвигаться по поверхности Луны надо очень осторожно. Нельзя делать резкие движения.
Дети под музыку плавно двигаются.
Вы правильно делали, что двигались медленно, плавно, а то может подняться много пыли, и мы не заметим лунные кратеры и упадем туда. А что такое кратеры и как они образуются, мы сейчас узнаем.
Опыт «Метеориты и метеоритные кратеры»
Педагог. Представьте, что мука – это поверхность Луны, а шар – это метеорит. А кто знает, что такое метеорит?
Дети. Метеорит – это космический камень.
Педагог. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрим, что образовалось на поверхности планеты? Появилось углубление, ямка – вот так образуется кратер. Давайте повторим эти слова: кратеры, метеориты.
Дети повторяют.
Педагог. Ребята, кто понял, почему образуются кратеры?
Дети. Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая.
Педагог. Да, Луна покрыта толстым слоем пыли.
Пора нам отправляться дальше – наше путешествие продолжается. Проходим в корабль.
Дети садятся.
Педагог. Мы уже давно путешествуем, пора нам и подкрепиться. Вы знаете, как питаются космонавты? В космическом корабле невесомость, поэтому нельзя есть из тарелок и пить из чашек – все улетит. Космонавты выдавливают в рот еду из специальных тюбиков, как зубную пасту. А пить можно что-нибудь только через трубочку. Я предлагаю вам тоже попить сок через трубочку. (Дети пьют сок) Космический мусор соберем в мешок и летим дальше. Ребята, что вы видите через иллюминатор?
Дети по очереди.
Справа от нас планета Венера.
Я вижу планету Юпитер.
Я вижу планету Нептун.
Педагог. Летим дальше. Я вам предлагаю выйти в открытый космос. Посмотрите, как много звезд вокруг. Звезды – это огромные светящиеся шары. По размеру они очень отличаются друг от друга. Есть звезды, которые во много раз больше Солнца, а есть совсем маленькие, меньше Солнца в тысячу раз. Звезды никогда не блуждают по небу и чтобы не считать одни и те же звезды и не путать их, люди еще в древности поделили их на группы. Эти группы звезд называются созвездиями. Созвездия напоминали им животных, людей, различные предметы. А вы знаете какие-нибудь созвездия?
Дети называют знакомые созвездия.
Педагог. А как вы думаете, много ли звезд на небе? Можно ли их сосчитать?
Ответы детей.
Педагог. Звезд на небе очень много, их миллиарды. И каждый день появляется на небе новая звезда. Поэтому у астрономов много работы. А кто такой астроном?
Дети. Астроном – это человек, который изучает космос. Рассматривает звезды в телескоп.
Педагог. А вы хотите превратиться в астрономов?
Ответы детей.
Педагог. Я предлагаю вам придумать новые созвездия и выложить их из звезд на бархатном листе бумаги, соединить звезды ниточкой между собой, чтобы увидеть, на какую фигуру похожи ваши созвездия.
Дети выполняют задание. Педагог рассматривает работы детей, каждый из детей называет свое созвездие.
Педагог. Очень красивые созвездия у вас получились, я думаю, когда вы вырастете, то сможете стать настоящими астрономами. Ребята, продолжаем наш полет.
Звучит запись с сигналом о помощи.
Педагог. Мы получили сигнал бедствия. Берем курс на планету Марс. Что вы знаете об этой планете?
Дети. Там очень холодно и ничего не растет.
Педагог. Мы приближаемся, приготовиться к выходу из космического корабля. Расстегнули ремни. Выходим.
Входит воспитатель в костюме «Марсианина».
Педагог. Здравствуйте, вы кто?
Марсианин. Здравствуйте, я житель планеты Марс. А вы кто?
Дети. Земляне! Мы прилетели с планеты Земля, хотим помочь вам решить вашу проблему. Что у вас случилось?
Марсианин. На нашей планете не растут растения. Что нам делать?
Педагог. А мы привезли ростки помидор и огурцов. Сейчас мы объясним вам, почему на нашей планете растения растут, а у вас нет.
Дети по очереди.
Мы посадили семена в почву, и на третий день появились ростки. Ухаживали за ними, ставили к солнцу. И вот, что у нас выросло через четыре недели.
Мы посадили семена в песок, росток появился, поливали его, ставили к солнцу, но росток завял.
А мы посадили семена в камни, поливали, ухаживали, но росток так и не появился.
Педагог. Какой же вывод можно сделать?
Дети. Растения вырастают и живут только в почве.
Педагог. Ребята, объясните Марсианину, почему на их планете не растут растения.
Дети. Поверхность планеты Марс каменная и там очень холодно, поэтому на ней ничего не растет.
Марсианин. Спасибо, мне все понятно.
Педагог. Ребята, давайте подарим марсианину наши растения.
Марсианин. Спасибо.
Дети. Приглашаем вас в гости на нашу планету Земля. До свидания.
Педагог. Молодцы, ребята! Вы показали свои знания, умения, оказали помощь жителям планеты Марс. А сейчас пора возвращаться нам на Землю. Мы возьмем с собой все доброе, радостное и чистое, что встретилось нам во время нашего путешествия. Проходите в космический корабль, занимайте свои места, пристегивайте ремни.
Звучит запись: «Внимание, внимание, приготовиться к запуску космического корабля, начинаем отсчет».
Дети. 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 – пуск.
Звучит запись: «Внимание, внимание! Я – Земля, все готово к вашему приему!»
Дети. Земля! Земля! Мы готовы к посадке!
Звучит запись: «Посадку разрешаю!»
Педагог. Приготовиться к приземлению, отстегнуть ремни безопасности, прошу вас на выход. Поздравляю вас с успешным приземлением. Как хорошо и красиво на нашей планете – Земля. Светит солнце, поют птицы, радуются дети.
Все вместе. Удивительна Земля, а на ней и ты, и я!
Педагог. Ребята, давайте споем песню про нашу родную Землю!
Дети поют песню «Родная сторонушка» Е.Филипповой
Педагог. Ребята, наше занятие закончилось, но мы с вами будем еще много беседовать о космосе, читать книги, будем узнавать много нового и интересного.

Литература:
«Моя первая книга о Космосе» К.А.Порцевский М – 2008
Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» М – 2010
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М – 2009
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» М – 2010
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М – 1991
В.А. Недопасова «Растим малышей играя» М – 2003
В.М. Букатова «Развитие талантов ребенка через игру» С-П 2009




15