Конспект занятия по лексической теме: «В мире профессий, есть логопед, красивая речь ребенка –цель его побед!» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР


КОНСПЕКТ
КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:
«В мире профессий, есть логопед,
Красивая речь ребенка –цель его побед!»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Подготовила:
учитель-логопед ГБ ДОУ ЛНР № 34
Панченко И.Г.
Алчевск
2017
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представления о профессии логопеда.Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей.
Расширение и активизация словаря по теме«Профессия - логопед»: включить в словарь детей слова –лэпбук, мнемотаблица, спецодежда,дресс-код, зонд,ванилин, потеха, синквейн; деловая, современная, аккуратная; знающий, умный, веселый; учит, читает, знакомит.
Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что,по опорным символам; составление нерифмованного стихотворения -синквейн).Автоматизация произношения звука [Ш] в предложении.Закрепление знаний детей о буквах ( Б, В, Ж, К, Л, Ш ).
Учить детей правильно понимать содержания пословиц и широко использовать их в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие умений выражать свое настроение и чувствовать состояние другого; учить выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.
Развитие связной речи, фонематического восприятия и представления; речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу. Развитие навыков ориентировки по корректурной таблице. Упражнять в понимании и правильном использовании предлогов и наречий (под, над, справа, слева, внизу, вверху).
Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений; общей, тонкой и артикуляционной моторики; координации речи с движением, навыка пения с музыкальным сопровождением.
Коррекционно-воспитательные цели.Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование.Магнитная доска, лэпбук, мнемотаблица «Профессия», мешочек «Хорошего настроения», корректурная таблица «Ассорти» по количеству детей; 3 конфетницы, плоскостные конфеты; ноутбук, музыкальная презентация к логоритмике; лото « Собери пословицу»; схема « Синквейн» и опорные символы; цветная пушистая проволока и палочки по количеству детей; пакетики с ванилином; зеркало, зонды, вертушка; шарики на резинках для биоэнергопластики; бумажные куклы с нарядами на магнитах; д/игра « 4 лишний» по количеству детей.
Предварительная работа.Проведение сюжетно-ролевой игры «Детский сад», расширение и уточнение в игре словаря по теме. Разучивание артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой « Эм и Демс», пальчиковой гимнастики « Сладкий обед».Составление плана рассказа о профессии на занятии по развитию речи.Определение места звука [Ш] в словах на индивидуальных занятиях с логопедом. Пение логоритмики « Конфетки».
Ход занятия:
Л: Ребята, как вы думаете, что может вам поднять настроение!
- Сладости!
Л: Тогда, прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам получить заряд наслаждения и положительных эмоций.
Восторга чуть-чуть, немного наслаждения...Конфеты точно управляют чудесамиИ всем нам поднимают настроение!Попробуйте, Вы убедитесь сами!
Логопед предлагает детям, а затем гостям «Мешочек хорошего настроения», где достают конфеты с эмоциями. Детям предлагается повторить эмоцию и подарить ее гостям.
Л: Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!Давайте вспомним, какие профессии вы знаете?
Ответы детей
-А теперь послушайте загадку:
Кто поможет язычок правильно поставитьИ воздушную струю по нему направитьЗвук от буквы отличать,Без запинок отвечать?
Д -Логопед!
Л:-Да, действительно, это профессия –логопед! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся более подробно с этой интересной профессией. А помогать нам будут ваши любимые сладости. А еще, все ваши знания и умения, которые вы продемонстрируете мы соберем вот в такую папку- называется она лэпбук.И по ходу занятия создадим мнемотаблицу, которая поможет нам составить рассказ об этой профессии.
Я надеюсь, вам будет интересно и скучать, не придется. Итак, начнем!
Вы уже назвали профессию о которой пойдет речь - ЛОГОПЕД. Поэтому первую ячейку мнемотаблицы мы уже можем заполнить!
( в первую ячейку наклеиваем схему, которая обозначает название профессии)
Л: Ребята, у каждой профессии есть место работы. Скажите, где работает врач, строитель, почтальон…? И у логопеда тоже есть место работы. И сейчас вы сами мне скажите, где логопед работает. Проводится игра « Кто лишний?».
Л:-Определите, какая лишняя из нарисованных на карточках профессий и объясните, почему она лишняя?
Ответ: Лишний здесь парикмахер, потому что он в школе не работает. А логопед, учитель и техничка- работают в школе.
Ответ: Здесь лишний продавец. Потому что: логопед, воспитатель и няня –работают в детском саду, а продавец нет
Ответ: На этой карточке лишний строитель. Потому что: врач, логопед и медсестра –работают в поликлинике, а строитель нет.
Л: Молодцы, ребята. Да, действительно, логопед может работать как в детском саду, так и в школе и даже в поликлинике.
Поэтому мы уверенно можем заполнить ячейку в нашей таблице. МЕСТО РАБОТЫ ЛОГОПЕДАРРРРшшшшшшЛн7ннп
Л:Ребята, у многих профессий существуют свои правила. На рабочем месте необходимо быть в специальной одежде. Н-р: врач на рабочем месте в белом халате ;строитель- в спецкомбинезоне, а у логопеда специальной одежды нет. Но есть ( дресс-код- деловая, аккуратная,современная).Сейчас я предлагаю вам подобрать одежду логопеду, в которой на ваш взгляд он должен ходить на работу.
( Детям предлагается бумажная кукла и к ней наряды. Они одевают куклу и дают объяснения)Л:Заполним ячейку в нашей таблице – СПЕЦОДЕЖДА
Л:-Для того, чтобы человек любой профессии мог работать удобно и хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.
-Ачто необходимо логопеду для работы?
Д:- Логопеду необходимы: зеркало, вертушки, логопедические зонды, шпателя…
Л:-Правильно.
Л:- А как вы думаете, зачем логопеду зеркало?
Д - Для того, чтобы делать артикуляционную гимнастику….
Л: -Давайте сейчас выполним «сладкую» артикуляционную гимнастикус биоэнергопластикой( Детям выдаются на ладошки цветные шарики на резинках- ЭМ и Демс)
Эм и Дэмс – два верных брата,
Две конфетки- то, что надо.
Утром встали, позевали, в «бегемотиков» играли.
Потянули дружно губки и увидели все зубки. (губы в широкой улыбке, видны все зубы)
456565483235Вместе щетки сразу взяли, зубки чистить не устали. (широкий язык за верхними зубами,затем за нижними).
Дальше в «слоников» играли, в рот водичку набирали. (поочередное надувание щек –губы не пропускают воздух).
Губы «хоботком» тянули, всю водичку сразу сдули.
Самоваром запыхтели, чуть на завтрак не успели.(одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы). Испекли блинов немножко, остудили на окошке.( широкий язык лежит на нижней губе).
Блины ели с наслаждением, перепачкались вареньем. (жуем распластанный язык)
Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать. (облизываем широким языком верхнюю губу)
Чашки поставили, чаю налили, (широкий язык загибаем чашечкой).
На носик подули и чай остудили.(подуть с «чашечки» вверх),
Чаю попили, никто не обижен, («чашечка» двигается вперед-назад).
Вкусный был завтрак, все губки оближем.(кончик языка облизывает губы по кругу).

( в кармашек лэпбука складывают текст артикул.гимнастики и шарики).+наклеивают зеркало
Л; - А зачем логопеду зонды?
- Для массажа языка и постановки звуков.(рассматривают зонды)
(в кармашек складывают зонды).
Л:Теперь мы можем заполнить ячейку нашеймнемотаблицы. Наклеиваем изображениеИНСТРУМЕНТОВ.
Л;-Ребята, но кроме работы перед зеркалом и постановки звуков мы с вами ежедневно выполняем дыхательные упражнения. Какие упражнения вы выполняете для правильного звучания речи?Ответы детей
Л; -Предлагаю выполнить упражнение «Ах, как пахнет!». А т.к. для изготовления любимых ваших сладостей добавляют популярный ароматизатор–ванилин, его мы и будем вдыхать.
Логопед предлагает произнести на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу:
Ах!...Ах, пахнет! ….Ах, как пахнет!....Ах, как приятно пахнет! ….
( дети складывают пакетики с ароматизаторами в кармашеклэпбука).
Л: -Ребята, а для чего логопед разучивает с вами пальчиковую гимнастику? И какие упражнения для пальчиков вы знаете?
Ответы детей
Выполняют пальчиковую гимнастику
Сладкий обед
Дали в садике конфет, вместо супа на обед,
Разложили по столам целых 200 килограмм.
Миша сразу подбежал, леденцы горстями брал.
Вот кладет в карманы Света – шоколадные конфеты.
В сумочку сует Лариска, очень вкусные ириски.
(резкие хватательные движения 2-мя руками).
Карамельки, шоколадки, леденцы и мармеладки-
Все ребята разобрали
На прогулку побежали. (поочередно загибаем пальцы обеих рук)
И пока они гуляли, всех прохожих угощали:
Тетеньку с ребенком, девочку с котенком,
И седого старичка и лохматого щенка.(резко разжимают кулачки на каждый такт)
Все, кто мимо проходили, по конфете получили.
( в кармашек лэпбука складывают текст пальчиковой.гимнастики).
Л:Молодцы, ребята. Но посмотрите, у меня есть еще изображение руки, которое обозначает, что еще делает логопед, кроме специальных упражнений.Я это изображение помещу в таблицу, а вы подумайте и назовите, чем мы с вами занимаемся на занятиях.
Д: -Логопед с нами играет и поет.
Л: Я предлагаю поиграть вам в игру « АССОРТИ». Главный герой здесь- АМ-НЯМ ( фишка).
(Слуховой диктант по корректурной таблице)
Правила:Я буду называть маршрут по которому будет двигаться АМ-НЯМ, а вы назовете конфету, возле которой он остановится. Эта и будет конфета, которую съест АМ-НЯМ
(дети называют конфету существительным и прилагательным- карамель-карамельная, леденец- леденцовая, под шоколадной конфетой находится вафельная и т.д)
( Предлагаю, гостям продиктовать маршрут и узнать загаданную ими конфету).
Л: - Накормили АМ-НЯМа любимыми конфетами, давайте эту игру поместим в наш « лэпбук».
( Помещаем в папку)
Л: Ребята, у меня есть еще для Вас задание вот в этом конверте. Надо конфеты разложить по конфетницам, по количеству слогов в их названии. На конфетницах отмечено количество слогов.
( дети раскладывают конфеты, определяя количество слогов в их названиях: белочка – 3 слога, джек – 1 слог…)
Л: Молодцы, ребята !Скажите, в названии какой конфеты есть звук –Ш-? («Ромашка»). Это гласный или согласный звук? Глухой или звонкий? Где стоит этот звук в слове: в начале, в середине или в конце?
-А нашлэпбук пополнился еще одной игрой. Но кроме игр, мы с вами еще и поем. Предлагаю вам спеть нашу любимую песенку на звук – Ш-.
( дети выполняют логоритмику « Конфеты» ).
ША-ША-ША – как конфетка хороша.
ШИ-ШИ-ШИ- ее любят малыши.
ШУ-ШУ-ШУ- – вот возьму и откушу
ШО-ШО-ШО – когда съем – мне хорошо!
В лэпбук помещаем текст логоритмикиЛ:Ребята, про людей которые много работают, делают работу качественно, говорят, что это –трудолюбивые люди. А те которые не хотят работать, бездельничают , как называют?
–Лентяями.
Во все времена люди уважительно относились к труду и придумали пословицы. Давайте и мы с вами составим знакомые нам пословицы про труд.
(Дети составляют пословицы и озвучивают их.)
( складывают в кармашек лэпбука).
Л:Ребята, вы уже многое узнали о профессии логопеда . Я вам предлагаю составить нерифмованное стихотворение – СИНКВЕЙН о логопеде. Мне будет очень приятно услышать стихотворение от вас. Напомню, что это пятистрочное стихотворение.
В 1 строке – одно слово, предмет, главная идея ( Кто? Что?);Во 2 строке – два слова, признаки предмета, описывающие основную мысль( Какой? Какая?);В 3 строке – три слова, обозначающие действия предмета в  рамках темы( Что делает?);
В 4 строке - предложение из 4 слов, которые показывают отношение к теме;
В 5 строке – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
НАПРИМЕР:
1- ЛОГОПЕД
2- Знающий, умеющий
3- учит, говорит, играет
4- Логопед учит красиво говорить
5-зеркало, зонды, язычок
(Для удобства восстановления в памяти придуманных слов, дети используют опорные символы.Составив синквейн, зачитывают его и складывают в лэпбук).Л: Отлично, ребята! А еще я хочу вам напомнить, что на занятиях мы любим рисовать, лепить и мастерить. Мы все занятие использовали сладости и я предлагаю вам сделать яркие и современные леденцы. А делать их будем из пушистых проволок. У вас есть шаблоны. Используя их, вы без труда сможете накрутить забавную фигурку и закрепить ее на палочке.
( под музыку дети выполняют задание, а затем готовые фигурки складывают в лэпбук).
Л: Ребята, вы очень многое узнали и знаете уже о профессии логопеда. Но одна ячейка в мнемотаблице все же пуста. Я вам покажу изображение, которое там поместим. Эта картинка обозначает –отношение логопеда к своей профессии.
И на этот вопрос справедливо ответить мне самой. Скажу так:
Я - педагог, а это значитЯ для детей живу, а не иначе.Я - логопед, а это значит,Речь детей я делаю богаче!
И без ложной скромностиПризнаться не стыжусь,Что я своей профессиейДействительно горжусь!
Ну, а теперь пришло время подвести итог нашему занятию.
Скажите:
Что такое ЛОГОПЕД? Это 10 штук котлет? Нет. Это 1000 конфет? Нет. Может это вертолет? Ну вот. Ну тогда уж самолет? Неееет. Что же это за предмет?
Дети:Это вовсе не предмет, а хороший человек! Он на помощь всем придёт,И заглянет всем вам в рот, А услышав вашу речь,Сразу вам он даст совет:Сколько раз вам пошипеть, Сколько раз вам посвистеть. Язычок куда поднять,И как весело рычать!
Л: Отлично ! У вас замечательные знания о профессии логопеда.
Посмотрите сколько заданий вы сегодня выполнили. Наш лэпбук весь заполнен. Но и мнемотаблица тоже заполнена. Давайте сейчас составим рассказ о профессии логопеда, используя мнемотаблицу.
( дети составляют рассказ о профессии логопеда).
Л:Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу, а в завершении хочу сказать вам напутственные слова:

Логопед угощает детей конфетами.