Статья на тему Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста


Чернявская Анна Михайловна
Севастопольский городской
гуманитарный университет, группа ДН2Науч. рук.: Удина Елена Николаевна
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”
Н. Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
В Программе развития детей старшего дошкольного возраста «Впевнений старт» в ориентировочных формах работы обозначается поисково-экспериментальное направление работы [7;34]; одной из развивающих общих образовательных задач является задача упражнять в преодолении трудностей, практическом и умственном экспериментировании [7;4].
В программе воспитания и обучения детей от двух до семи лет «Дитина» указывается, что, организуя учебную деятельность, важно систематически использовать задания творческого, экспериментально-исследовательского, проблемно-поискового характера [1;249]. Также, согласно требованиям программы касаемо детей семилетнего возраста, необходимо обеспечивать детям условия для самостоятельных занятий по собственному выбору с разнообразными объектами природы, для углубленного исследования, экспериментирования создавать кружки, студии [1;319].
Тем не менее, в практике работы воспитателей дошкольных учреждений недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова [6], А.Н. Поддьякова [5], О.В. Дыбиной [2], Л.Н. Прохоровой [8].
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков [6]), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков [5]), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина [2], Л.Н. Прохорова [8]).
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Современный педагог Н. В. Лысенко [4;69] определяет эксперимент для детей дошкольного возраста как опыт, в котором во время подведения итогов через сравнение и сопоставление исследуемого и контрольного объекта выделяется существенный признак или группа признаков, возникших в результате деятельности. Также ученый указывает, что существенное отличие между опытом и экспериментом состоит в том, что эксперимент предусматривает наличие объекта для исследования и контрольного объекта. Эксперимент позволяет самым убедительным образом наглядно продемонстрировать те изменения, которые происходят в результате деятельности человека, а показатели их поэтапной фиксации дают возможность идентифицировать через определенное время определенное явление для дополнительной доказательности и убедительности.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой [11], которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Н.Н. Поддъяков в своей работе [6] выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Педагоги-практики Закирова Л. М. и Савюк Р. В. [9] уточняют и расширяют структуру проведения занятия-экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Педагог-практик Клочко Н. В. [3] выделяет такие виды экспериментов:
индивидуальные или групповые
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)Н. В. Лысенко также выделяет групповые и индивидуальные формы организации детей, давая им такой комментарий: «При условии использования групповых форм организации необходимо иметь в виду, что они целесообразнее в тех случаях, когда учебный материал необходимо дифференцировать по сложности содержания. Индивидуальные формы полезны, когда материал доступен для самостоятельного овладения» [4;71].
По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Методы обучения, по Н. В. Лысенко [4;71], взаимодействуют со способами организации деятельности детей и требуют себе соответствующих. Так, информационно-рецептивный и репродуктивный методы, при которых деятельность осуществляется соответственно традиционной схеме построения знаний, требует фронтальности. Развивающие же основываются, в основном, на коллективном способе. Поисково-исследовательские методы связаны с учетом индивидуальных особенностей детей и часто требуют индивидуально-группового способа обучения. Чтобы обеспечить воспитанникам условия для чувственного восприятия, самостоятельного анализа и вывода умозаключений, воспитатель отдает предпочтение этим методам.
Практик Н. В. Клочко [3], напротив, – склонен разделять методы согласно традиционной классификации, на словесные, наглядные и практические. Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми педагог использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения используются следующие:
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из словесных методов обучения используются следующие:
Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Педагог-практик Хамидуллина И. А. [10] выделяет, кроме указанных, инновационные методы:
- Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды используется прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
- При проведении мероприятий используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.
Н. В. Клочко [3] обращает внимание на факторы продолжительности эксперимента:
Особенности изучаемого явления,
Наличие свободного времени,
Состояние детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие следует прекратить раньше задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Применение экспериментирования оказывает влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов;
совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта.
Список используемой литературы:
Дитина : програма виховання і навчання дітей від двох до семи років / [авт. кол.: Г. В. Бєлєнька, Е. В. Бєлкіна, О. Л. Богініч та ін. ; наук. кер. проекту: О.В. Огнев`юк, К.І. Волинець ; наук. кер. програмою: О. В. Проскура, Л. П. Кочина, В. У. Кузьменко, Н. В. Кудикіна]. – 3-тє вид., доопрац. та допов. – К. : Київ. ун-т ім. Б. Грінченка, 2013. – 492 с.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 111 с.
Клочко Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Опыт работы/ Режим доступа: URL: http://icqprosto.ru/ laboratornye/opyt-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshih-doshkolnikov/
Лисенко Н. В. Теорія і практика дошкільної освіти: дошкільних-педагог. Навчально-методичний посібник для ВНЗ. –К.: Видавничий Дім «Слово», 2009. – 400 с.
Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии. – 1990. №5. – с 65-72.
Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена. – 1995. – 28 с.
Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку «Впевнений старт» / О. О. Андрієтті, О. П. Голубович, О. П. Долинна та ін. – Тернопіль : Мандрівець, 2013. – 104 с.
Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Сявюк Р. В., Закирова Л. М. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста/ Режим доступа: URL: http://vospitatel.com.ua/arhiv/eksperimentalnaya-deyatelnost.zip
Хамидуллина И. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Опыт работы/ Режим доступа: URL: http://mbdou-21.ucoz.ru/opyt_raboty.doc
Чернилова, Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности [Текст]/Н.Г. Чернилова. – Саратов, 1997. – 238 с.