Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у детей через расширение опытно- экспериментальной деятельности


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ивушка»
города Балашова Саратовской области»
Педсовет
«Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников через расширение опытно-экспериментальной деятельности»
Заместитель заведующего по воспитательно-
образовательной работе МАДОУ д/с «Ивушка»
Надос Ирина Александровна
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию естественнонаучных представлений у дошкольников через расширение опытно-экспериментальной деятельности, совершенствование педагогического мастерства.
Форма проведения: деловая игра
Предварительная работа:
Открытые занятия.
2. Тематический контроль «Создание условий для формирования естественно - научных представлений у дошкольников через расширение опытно – экспериментальной деятельности» (все возрастные группы).
3. Теоретический семинар «Планирование с детьми работы по экспериментированию»
4. Оформление картотек опытов и экспериментов по группам.
5. Пополнение мини – лабораторий в группах.
План проведения педсовета:
Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
Краткий анализ проведения открытых НОД.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
Анализ условий, созданных в группах для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с учетом требований ФГОС ДО Реализация ФГОС ДО по формированию естественнонаучных представлений через опытно-экспериментальную деятельность (самоанализ деятельности воспитателем).
Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.
1. Вступление к педсовету.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что
он узнал.
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.       
  Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,  
о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности,  идет развитие психических процессов -  обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.    
Следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности:
на эмоциональную сферу ребенка,
на развитие творческих способностей,
формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
2. В группах проведены открытые мероприятия с организацией наблюдений и экспериментов.
( Соколова И.В., Васькова Н.Ю., Коннова Н.М., Богатырева М.Ю.)
Анализ НОД проводился по следующим критериям:
Наличие мотива
Алгоритм экспериментальной деятельности
1.Постановка исследовательской задачи2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.3. Уточнение плана исследования.4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
Учет дифференцированного и индивидуального подхода
Наличие проблемы и ее решение
Создание условий для решения проблемы
Создание ситуации успешности
Соответствие методического обеспечения поставленным задачам
На занятиях продуман организационный момент использовались игровые приёмы, сюжетные которые увлекали и заинтересовывали детей, мотив деятельности экспериментирования осознанны детьми (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) которые обеспечивают результат деятельности. Предусматривается форма обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая в младшей группе и продуктивная в старшей группе).
3. Аналитическая справка по результатам тематического контроля. «Создание условий для формирования естественно - научных представлений у дошкольников через расширение опытно – экспериментальной деятельности» (все возрастные группы).
Цель: Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
С этой целью в группах был проведен анализ состояния календарных и перспективных планов, просмотрены: развивающая предметно-пространственная среда, проведение наблюдений, экспериментов, прогулок, изучена совместная и самостоятельная деятельность детей, содержание планов работы с родителями. (зачитать справку по итогам тематического контроля)

4. Анализ условий, созданных в группах для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с учетом требований ФГОС ДО.
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:
самостоятельное расположение игрового материала,
максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. В нашем учреждении в каждой возрастной группе созданы такие мини-лаборатории. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:
образцы песка, глины, чернозема; 
камни (галька, гравий, керамзит);
магнит; мел, резина;
семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);семена огородных культур;
гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке); 
хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;соль, сахар, лимонная кислота;
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности можно использовать следующее оборудование:
разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
увеличительные стекла, лупы (микроскоп); 
измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 
компас, бинокль;
пилочки, наждачная бумага, пипетки;
губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
глобус.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Перечислим еще ряд условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:
личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка;
открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;
развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
5. Реализация ФГОС ДО по формированию естественнонаучных представлений через опытно-экспериментальную деятельность (самоанализ деятельности воспитателем).
6. Детские исследования: содержание и алгоритм проведения.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .Старший дошкольный возраст.
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого  к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
действие показывает педагог;
действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.
7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Алгоритм экспериментальной деятельности
1.Постановка исследовательской задачи.2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.3. Уточнение плана исследования.4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
Формы и способы организации совместной деятельности: экспериментирование; сюжетная экологическая игра; опытническая работа; проекты, исследовательская деятельность в мини-планетарии.
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА: