Информационно-исследовательский проект «Береги свое здоровье» по теме «Ты и твое здоровье».


Методическое представление
- Введение
- Методический паспорт проекта.
- Осуществление учебного проекта.
- Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
«Проект-совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального теоретического объекта, продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих способностей, навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.»
На протяжении нескольких лет подряд в нашей школе используется метод учебного проекта в обучении младших школьников.
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития тех интеллектуальных умений и коммуникативных навыков, которые закладываются с самого начала обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
Проект: «Берегите зрение».
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3-й начальной школы
Тип проекта: информационный
Планируемый результат: получение и обработка информации, результат (доклад).
Время работы над проектом: 1 й триместр
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: Интернет
-интервью
Дополнительно привлекаемые участники: родители, библиотеки, врач офтальмолог.
ЦЕЛИ образовательные и воспитательные:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- создать условия для формирования представлений учащихся о здоровье зрения ( глаз)
- развить навыки наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении данной темы.
Осуществление учебного проекта
1 этап: подготовка – определение подтем.
По желанию учеников, выбирают одного исследователя для данного проекта. Собирает нужную информацию.
2 этап: - планирование 
В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.
3 этап: - самостоятельное исследование.
Варианты выполнения проекта сопровождаются описаниями, интервью.
4 этап: ( наблюдения, по желению презентация)
Результаты представляются на обсуждение, собранная информация, собираются в одну папку (книгу)

Введение
Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз. Видеть – значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз. Видеть – значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Актуальность исследования:
На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Большое количество школьников в настоящее время страдает болезнями органов зрения. Меня заинтересовало, с какого возраста у учащихся ухудшается зрение, каковы причины этого процесса, виновата ли в снижении зрения ребенка школа или эти болезни глаз передаются по наследству, можно ли предупредить появление заболевания и каким образом.
Гипотеза:
Можно ли в современных условиях жизни сохранить стопроцентное зрение?
Цель
Исследовать положительные и отрицательные факторы, влияющие на зрение.
Задачи
Выявить факторы, влияющие как на ухудшение, так и на улучшение зрения, исследовать их.
Выявить состояние зрения учащихся нашего класса, изменения зрения в ходе учёбы.
Узнать особенности зрения у животных
Выявить самые оптимальные средства по восстановлению зрения.

Объектом исследования - является орган зрения.
Предмет исследования – факторы, влияющие на сохранность зрения
Глава 1.Береги зрение
1.1. Интервью с врачом – офтальмологом.
Глаза - это орган зрения. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Зрение помогает различать цвет предметов, размер предметов, их форму, узнавать далеко находится предмет или близко, движется ли он.
Нарушение зрения у детей – большая проблема настоящего времени. Поэтому я решила сначала провести беседу с врачом-офтальмологом, чтобы выяснить, самые распространенные заболевания глаз, причины ухудшения зрения, получить советы по сбережению зрения.Человек способен различать очень большое количество оттенков цвета. А вот интересно, как же смотрят на окружающий мир другие обитатели планетыНарушение зрения у детей – большая проблема настоящего времени. Поэтому я решила сначала провести беседу с врачом-офтальмологом, чтобы выяснить, самые распространенные заболевания глаз, причины ухудшения зрения, получить советы по сбережению зрения.
Получилась вот такая беседа:
1. Как Вы считаете, много детей школьного возраста с заболеваниями зрения?
Я считаю, что довольно много детей с заболеваниями зрения. Причём заболевания у детей школьного возраста обнаруживаются самые разнообразные.

2. По каким причинам зрение у ребёнка может испортиться?
Причины могут быть самые разнообразные. Начиная от неправильной осанки, недостатка витаминов, неправильно подобранной мебели; заканчивая травмами и техническими повреждениями.

3. С течением времени, например за 2 года, пациентов школьного возраста у вас становится больше или нет?
Зрение с каждым годом, особенно у детей, становится значительно хуже. Если в 2014 году мой кабинет посетили 4568 школьников, то в 2015 году количество детей возросло до 76985 человек.

4. Все дети школьного возраста с заболеваниями зрения посещают регулярно Ваш кабинет?
К сожалению, посещаемость очень низкая, но процент выявления болезней высок, так как мы регулярно проводим медосмотры в школах, детских садах.

5. Как Вы считаете, по каким причинам посещаемость низкая?
Я считаю, что посещаемость низкая может быть по нескольким причинам. Например: боязнь выявления заболевания зрения, боязнь носить очки. Так же, если, родители из-за своего графика работы не успевают приводить ребёнка на осмотр.

6. Назовите самые «популярные» заболевания детей школьного возраста.
Самое распространённое заболевание – миопия (близорукость). От этой болезни в нашем городе страдает большое количество школьников. Например: если за последний год в городе процент снижения зрения детей школьного возраста составлял 24%, то из них близорукость составляет 21%.Такие болезни как дальнозоркость, спазм аккомодации, косоглазие, встречаются гораздо реже, но всё же занимают определённое место в жизни детей с заболеваниями органов зрения детей школьного возраста.

7. Что бы Вы хотели пожелать нынешним школьникам для сохранения отличного зрения?
Дорогие школьники, берегите своё зрение!
Чтобы ваши глаза были здоровы – их надо кормить, поить и выгуливать.
Кормить: в наших климатических условиях многие страдают от недостатка витаминов, а глаза, прежде всего, требуют много витаминов.
Поить: в наших квартирах очень сухой воздух, а для здоровых глаз просто необходим влажный воздух. Для увлажнения используйте настольные фонтаны, очень хорошо, когда в комнате имеется аквариум.
Выгуливать: глаза каждого человека должны ежедневно находиться на свежем воздухе около трёх часов.

От врача офтальмолога я узнала:
Если человек – обладатель стопроцентного зрения, то посещать кабинет офтальмолога достаточно раз в год – удостовериться, что глаз по-прежнему «острый». Повод для внепланового визита к врачу – любой дискомфорт в области глаз, любое, даже незначительное, ухудшение зрения. В большинстве случаев именно от своевременности обращения к специалисту зависит успех лечения. Например, в случае с воспалением слизистой оболочки глаза.
1.2. Наиболее распространённые заболевания органов зрения у детей школьного возраста
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Если человек плохо видит вдаль, но хорошо различает предметы перед собой, то у него близорукость.
Причины близорукости:
- вызваны напряженной зрительной работой на близком расстоянии,
- удлиненная форма глазного яблока.
А если человек хорошо различает предметы вдали, но плохо видит буквы, это значит, него дальнозоркость.
Причины дальнозоркости:
- задержка роста глазного яблока,
- уменьшение способности хрусталика изменять кривизну.
Косоглазие:
- вызвано плохой работой глазных мышц,
- заболевание центральной нервной системы,
- травмы.
Близорукость (миопия) – как правило, приобретённое заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению). В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени – и вблизи. Параллельные лучи фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке изображение нечеткое. Первые признаки близорукости – это понижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко. Развивается в период роста организма в школьные годы. Прогрессирование близорукости обычно заканчивается с завершением роста организма. Коррекцию миопии осуществляют с помощью рассеивающих стекол. В качестве профилактики рекомендуются общие меры по укреплению организма ребенка, ограничение зрительной нагрузки и правильное чередование труда и отдыха, систематические профилактические проверки остроты зренияДальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретённое, а врождённое состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Почти все новорождённые – дальнозорки. Однако у части детей вследствие задержки роста глаза дальнозоркость остаётся. Первые признаки проявления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. При слабой степени дальнозоркости хорошее зрение вдаль и вблизи, при средней степени – утомление глаза при работе на близком расстоянии, при сильной – плохое зрение вдаль и вблизи. Головные боли при зрительной работе на близком расстоянии. В связи с постоянным напряжением может произойти развитие сходящегося косоглазия.
Астигматизм – особый вид оптического строения глаза. Явления этого врождённого или приобретенного характера обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Косоглазие – положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску – расходящимся, вверх или вниз – вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведёт к стойкому понижению зрения.
Если ребёнку назначают очки, то это не должно стать причиной паники. Своевременное использование очков позволяет в ряде случаев полностью восстановить нормальное зрение. Очки могут приносить вред, только когда они неправильно подобраны. Чаще это бывает при пользовании чужими очками или приобретении очков без консультации врача-офтальмолога. Прошло то время, когда дети стеснялись носить очки. Сейчас промышленность выпускает красивые и разнообразные оправы для очков, и всегда можно выбрать такую, которая понравится ребёнку и не испортит его лица. Наряду с очками для коррекции зрения в ряде случаев могут использоваться контактные линзы. В упрощённом виде контактные линзы – это очки, которые надеваются под веки непосредственно на роговицу, что создаёт очевидные удобства. Однако, неправильное ношение, некачественная гигиена и непереносимость линз, а также воспалительные заболевания глаз могут послужить причиной глазных болезней.
2. Глава.
Строение глаза. Глаза у человека бывают разные по цвету – карие, голубые, зеленые, но строение глаз у всех одинаковое.
Наш глаз похож на маленькое яблоко, это яблоко надежно спрятано в глубокую норку -глазницу. Разноцветный кружок называется – радужная оболочка. А черная точка посередине – зрачок, через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим.
Для того, чтобы узнать больше о глазах, я решил провести опыты.
Опыт № 1:
Я посадил на стул своего друга , направил на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Вопрос: почему так происходит?
Я ищу информацию в энциклопедии и делаю вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Я сделал трубочку из картона. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат: Мне показалось, что у меня на ладони дырка.
Вопрос: почему так происходит?
Я ищу информацию в энциклопедии и делаю вывод: Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина. Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Изучив строение глаза, я понял, что органы зрения выполняют важную роль для каждого человека и его необходимо сохранить .
Для того, чтобы узнать причины ухудшения зрения я отправился за помощью к нашему школьному врачу Пуцанковой Нине Витальевне.
Для начала мы сделали проверку зрения в нашем классе. Вот результаты обследования:
В нашем классе 12 учеников
из них хорошее зрение у______4________ учеников
имеют нарушение зрения _______8__________ учеников
Далее Наталья Николаевна ответила на мои вопросы.
Я: Наталья Николаевна, почему ухудшается зрение?
Наталья Николаевна: Влиять на ухудшение зрения могут наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания глаз или осложнение после перенесенных заболеваний. Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе.
Я: Что важно знать каждому школьнику о сохранении зрения?
Наталья Николаевна: Все школьники должны соблюдать режим дня. Достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом.
Изучив литературу, побеседовав с врачом, я понял, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники?
Я решил провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. Вот такие вопросы были в анкете:
Вопросы
1. Всегда читаю сидя.
2. Делаю перерывы во время чтения.
3. Слежу за посадкой при письме.
4. Делаю уроки при хорошем освещении.
5. Делаю гимнастику для глаз.
6. Часто бываю на свежем воздухе.
7. Употребляю в пищу растительные продукты.
8. Смотрю только детские передачи по телевизору.
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача
На основе полученных результатов мы решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о правилах бережного отношения к зрению. Об этих правилах мне рассказала Наталья Николаевна.
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило ребят более внимательно отнестись к своему зрению.
Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту.
При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.
Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет.
Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.
Питание должно включать пищу богатую витаминами.
Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год.
Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора ( 40-60 мин в день) и работе за компьютером.
Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно, на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.
Тем ребятам, у которых есть нарушение зрения можно предложить простые упражнения. О них я прочитал в энциклопедии. Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Упражнения простые, но довольно эффективные:
Давайте все вместе проделаем эти упражнения.
Крепко зажмурьте глаза и сосчитайте до четырех, затем откройте глаза на такое же время. Это упражнение укрепит мышцы глаза. Его нужно повторить 5 раз.
Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Упражнение для снижения утомления при чтении или письме. Повторите упражнение 5 раз.
Глазами опишите горизонтальную восьмерку в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
Спасибо.
2.1. СОВЕТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗРЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1. Сок моркови с мёдом: 1 стакан свежевыжатого сока + 1ст. ложка мёда. Курс лечения 1 месяц. Улучшение наступает уже через 2 недели.2. Кушать свежую чернику.3. Проросшие зерна пшеницы улучшают зрение.4. Крапива улучшает зрение.Так же необходимо делать каждый день гимнастику для глаз - особенно необходимо это тем людям, которые очень много времени проводят за компьютером.
Заключение и выводы:
На основании всего изученного, я понял и могу сделать вывод, что не всем дана возможность видеть всю красоту окружающего мира и поэтому зрение нужно беречь с юных лет, ведь лишиться его гораздо легче, чем обрести вновь.
Сохранить зрение возможно, соблюдая следующие рекомендации:
Глазам  необходим  отдых  при   работе  на компьютере  каждые 20-30 минут.
Писать  и  читать, чтобы   расстояние  от  книги  или      тетради  до  глаз было    30-40 сантиметров. 
Делать   зарядку  для   глаз.
При  заболеваниях  глаз    наблюдаться  у  врача.
БЕРЕГИ СВОИ ГЛАЗА
Чтобы глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но пожалуйста не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй склонившись низко.
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до ваших глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Список литературы
1. Глушкова Е.К. Берегите зрение – М.: Медицина, 1987.-48с.
2. Демирчоглян Г.Г. Гимнастика для глаз – М.: Физкультура и спорт, 1987.-31с.
3. Дубровская Л.А Глазные болезни – М.:Медицина,1986.-239с.
4. Жуйков Е.В. Давай посмотрим на мир: Образовательная программа по охране зрения – М.: Чистые пруды,2005.-32с.
5. Мучник С.Р. День начинается с рассвета – М.:Знание,1982.-97с.
4. Татарковская А.И. Наше Зрение – М.:Знание,1981.-96с.
5. Татарковская А.И. Рекомендации офтальмолога – М.:Знание,1986.-48с.
6. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Вентана-Графф,2001.
7. Дмитриева Н.Я. Товпинец И.П. Естествознание : 3кл. М.: Просвищение,1993.
8. Могилева С.А. Девочки, книга для вас- Минск:Харвест,2007.
9. Энциклопедия «Мне интересно все» 2006. (DVD)
10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 год.
11. Детская энциклопедия «Хочу все знать».
Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зрение_человека.
2. http://www.horosheezrenie.ru/food/
3. http://shkolo.ru/organyi-zreniya-zritelnaya-sensornaya-sistema/
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….1
Глава 1. Береги зрение…………………………………………………………......2
1.1. Интервью с врачом – офтальмологом………………………………………..2
1.2. Наиболее распространённые заболевания органов зрения
у детей школьного возраста………………………………………………….…….4
Глава 2. Строение глаза…………….………………………………………………6
2.1. Советы для улучшения зрения…………………..…………………………………..9
Заключение и выводы…………………….………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………........................11