«Развитие речи детей дошкольного возраста, через игровую деятельность» методичекское пособие

МАРТУКСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ






«Развитие речи детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Методическое пособие

















МАРТУК 2015


Рассмотрено на заседании районного методического совета

«___» __________2015г
Протокол________
Заведующий методкабинетом Мартукского Районного отдела Образования
_______________Балмагамбетова С.Х.
Составитель: Кадырова Айнура Батыровна, воспитатель мини-центра Мартукской Средней Школы №3
Рецензеты: Байбаракова Г.Ж. – заместитель директора по научно-методической работе МСШ №3.
Методическое пособие включает перспективный план по развитию речи, конспекты интегрированных занятий, составленные по основным образовательным областям.
Пособие рекомендуется для использования вариативного компонента по развитию речи детей от 3х до 5ти лет.












Содержание

1.Пояснительная записка 4-5
2.Организация работы в учебной деятельности..6-7
3.Особенности организации и оформление развивающей предметно – пространственной среды . .8

4 Перспективный план занятий по развитию речи...9-10

5.Конспекты интегрированных занятий11-24

6.Заключение 25

7.Список литературы ...26

















Пояснительная записка

« Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются: физические силы ребёнка, становится твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, находчивость, инициатива и речь »
Н.К. Крупская.
Речь является важнейшей функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности человека. Чем богаче и правильнее речь, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Важную роль в развитии коммуникативных навыков детей с раннего возраста играет система дошкольного образования. Учитывая огромный потенциал сенситивного периода развития детей 3-5 лет, необходимо развивать в них грамотную речь, расширять лексический запас, погружать в многоязычную среду общения. Приобретение языка и навыков грамотности - сложный процесс, в течение которого, дети делают большие успехи в изучении значения и структуры слов.
Родители, воспитатели, и преподаватели играют главную роль в формировании языка маленьких детей и развитии грамотности.
Говорить с ребенком так, чтобы отчетливо были слышны все слова, их окончания и звуки. Показывать ребенку образцы владения голосом: как изменять темп речи - говорить медленно или быстро, обращать внимание на интонационную выразительность речи (в беседах и диалогах, при чтении произведений художественной литературы, стихов, чистоговорок и скороговорок). Показывать каждому ребёнку артикуляцию звуков и их правильное произношение. Обеспечивать ребенку возможность произносить слова правильно, демонстрируя, объясняя и поправляя. Начиная со средней группы вместе с ребёнком находить слова, начинающиеся и заканчивающиеся на один и тот же звук (в играх и беседах о словах и звуках, например, в играх «В магазине», «Придумай слово» и др.)
В данном методическом пособии предоставляется: перспективный план, конспекты интегрированных занятий, а также игры с песком, художественное слово. Новизной и отличительной особенностью занятий является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики ребенка. Целью методического пособия является: адаптирование в педагогическом процессе элементов игровой терапии, обеспечивающих интеллектуальное и личностное развитие речи. Содействие эффективному решению качества методов и форм игровой работы с детьми через индивидуальное и дифференцированное обучение.
Задачи:
-развитие речи
- коррекция общей и мелкой моторики;
- развитие координации движений, снятие мышечного напряжения;
- развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;
- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;
- развитие умения согласовывать слова и жесты.

Ожидаемый результат:
- Коррекция и развитие речи, ее основных функций;
- Совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;
- Совершенствование навыков коммуникации;
- Закрепление представления об окружающем мире;

















Организация развивающей работы в учебной деятельности.

Французский психиатр Грек говорил: «Ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит, хорошо рисует, это и есть здоровый ребенок».
Игра - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх разного характера все становится возможным. Проигрывая волнующуюся ситуацию с помощью игрушек, инсценировок , создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Как и любая другая дисциплина, игра имеет свои основные принципы:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключать негативную оценку его действий и конечно же поощрять его фантазию.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную эмоцию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Предлагаемый, в данном пособии материал расположен в определенной последовательности:
планирование перспективного плана ведется по трем этапам:
1 этап: Знакомство с игровой страной;
Цели:
Пробуждение интереса к занятиям с помощью игры;
Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
Знакомство детей с правилами игры детей в песочнице, группе, на участке
2 этап: Путешествие по игровой стране
Цели:
Развитие познавательных процессов;
Развитие речи, памяти, мышления;
Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
3 этап: Преображение игровой страны
Цели:
Создание композиций на песке;
Проговаривание действий с игрушками;
Развитие связной речи, обучение рассказыванию.
Занятия распределены по двум циклам:
Первое полугодие – занятия проводятся полностью в группе:
Второе полугодие - занятия проводятся на песочнице, участке
Занятия проводятся по различным образовательным областям, строящиеся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, обеспечивающих взаимосвязь основных образовательных областей.
Ход каждого занятия построен по определенной структуре:
- Побуждение – вхождение в сказку, в игру – установка на внимательное слушание и активное участие;
- Реализация замысла – игра - создание композиций на песке, в группе, развитие познавательных процессов, памяти, мышления, мелкой моторики рук;
- Рефлексия – выход из сказки, игры – обсуждение, развитие связной речи.
Предложенный материал является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Основная задача данного сборника: создать в группе предметно – развивающую среду, направленную на максимальное развитие задатков и способностей, заложенных в каждом ребенке.
Ожидаемый результат:
- развитие речи и ее основных функций;
- Совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;
- Совершенствование навыков коммуникации;
- Закрепление представления об окружающем мире;










Особенности организации и оформление развивающей предметно – пространственной среды

Для организации процесса игровой терапии потребуется: песочница, вода, песок, коллекция миниатюрных фигурок, конструкторы, детская аптечка, детская парикмахерская, детские наборы посуды, игрушки мягкие, куклы, разноцветный сундучок, детская лейка и много других пластмассовых игрушек.
*Фантастические предметы и персонажи из мультфильмов
*Злодей (злобные персонажи из мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в мире, может занять достойное место в коллекции.
Если для занятий, не хватает каких – либо фигурок – образов, их можно вылепить из пластилина, глины, вырезать из бумаги.
Технические средства обучения:
Фотоаппарат, магнитофон, музыкальные диски, телевизор или компьютер
Обязательные условия работы с детьми
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.


















Перспективный план занятий по развитию
речи, с помощью игр

Этап работы
месяц
Образовательная область
Раздел
Тема занятия

Знакомство с игровой страной

Познание
Ознакомление с окружающим миром
«Собираемся на прогулку»


Октябрь





Познание
Ознакомление с окружающим миром, экология
«Осенняя экскурсия»




Познание
Ознакомление с окружающим миром, экология


«Будем строить дом большой, будет весело нам в нем»


Ноябрь
Коммуникация


Развитие речи
«Магазин»



Познание

Ознакомление с окружающим миром
«Аптека»

2.Путешествие по игровой стране
Декабрь
Познание, коммуникация


Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи
«Кругосветное путешествие»



Познание,
коммуникация, социум

Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи
«Семья»


январь
Коммуникация
социум
Развитие речи, художественная литература
«Волк и козлята»



Февраль
Социум, познание
Художественная литература, ознакомление с окружающим миром
Инсценировка сказки «Три медведя»




Познание, коммуникация
развитие речи, ознакомление с окружающим миром, экология

«Птицы- наши друзья.»

3.Преображение игровой страны
Март
Социум, познание

Художественная литература, ознакомление с окружающим миром
«Разноцветный сундучок»



Познание
коммуникация



Ознакомление с окружающим миром,
развитие речи
«Парикмахерская»


Апрель
Познание, коммуникация
социум


Математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром
«Построим аул на песке»



Познание, социум


Ознакомление с окружающим, экология
«Садовник и цветы»


Май
Познание, коммуникация
социум


Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи

«Играй - город» -
мир игр на песке




Познание, коммуникация

Развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

«Ветерок»










Конспекты интегрированных занятий организованной учебной деятельности в средней группе мини-центра

Технологическая карта организационной учебной деятельности в средней группе по теме: «Играй - город» - мир игр на песке»
Образовательная область: познание, социум, коммуникация
Раздел: Ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи
образовательные цели: познакомить детей с педагогической песочницей, играми на песке; расширить кругозор детей; закреплять умения отгадывать загадки.
развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую речь, мелкую моторику рук, фантазию, образное мышление, тактильную чувствительность, развивать умение во время игры гасить негативную энергию.
воспитательные цели: приучать детей к аккуратности в работе с песком, воспитывать гуманное отношение ко всему окружающему, воспитывать дружеские отношения между собой.
Словарная работа: песочный человек, песочные часы
Оборудование: песочница, песочные часы, мелкие игрушки, цветной картон, гуашь, опрыскиватель, таз с водой. Лупа, тарелка, ложка, салфетка – на каждого ребенка.
Билингвальный компонент: песок – Kaм; песочные часы –Kaмды сагат, цвета - т_стер
Этапы
Действия педагога
Действия детей

Мотива-
ционно – побуди-
тельный
Вхождение в сказку:
Утренний круг: «Как прекрасен мир вокруг»
Предлагаю встать в круг и взяться за руки:
Как прекрасен мир вокруг,
Когда с тобою рядом друг!
Посмотри в его глаза,
Не улыбнуться им нельзя!
Ой! Что это? Как вы думаете, что под покрывалом?
Дети подходят к столу, закрытым тканью, высказывают предположе
ния.

Организационно - поисковый
Реализация замысла:
А вы знаете, можно узнать, что здесь спрятано, если отгадаем загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (Песок)
(Снимаю покрывало) Да! Действительно, это песок! Это песочный город, в который я вас приглашаю. Но будьте осторожны:
Инструкция, как правильно играть в песочнице (обязательный элемент на каждом занятии):
- играем очень аккуратно, не размахивая руками, и не поднимаем их высоко;
-песок стряхиваем над песочницей, чтобы ни одна песчинка не убежала из нашего песочного города;
- Хорошо?
Игра «Точка, точка, запятая»
Читаю стишок и рисую на песке человечка:
«Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек»
прошу детей попробовать нарисовать песочного человечка.
Игра «Здравствуй песочек»
Я, от имени Песочного Человека, прошу поздороваться с пеком, т.е. различными способами дотронуться до песка: поочередно пальцами одной, а затем другой руки, легко сжать (с напряжением) кулачки с песком, а затем высыпать, дотронуться внутренней и внешней стороной ладони.
Рассказ воспитателя:
-Ребята, какой песок? Погрузите в него свои ручки. Что вы чувствуете? Как называются частички песка? Рассмотрите их в лупу. Что вы видите?
-Песчинки не связаны между собой, поэтому их можно пересыпать с одного места в другое.
Мы говорим, что песок «сыпучий». Это свойство используется в песочных часах (показываю). Мелкие песчинки тонкой струйкой перекатываются из одной емкости в другую. Что получилось в нижней части емкости? А если мы попробуем насыпать песок в одном месте, у вас получиться горка? (Попробуйте и убедитесь).
-Замечательная горка получилась. Давайте пофантазируем: а вдруг там спрятан клад.
Игра «Клад»
Я описываю игрушку, не называя ее (затем можно предложить роль ведущего ребенку).
Физминутка: «Веселые зверята» - дети под музыку имитируют движения тех зверюшек, которых нашли в песке (движения произвольные, музыка со сменой ритма).
Игра «Следопыты»
Знаете ли вы, что с помощью песка можно еще и рисовать? Для этого нам нужен цветной песок. Давайте его сделаем.
Дети раскладывают песок по тарелочкам и перемешивают с гуашью, и ставят сушить на солнце.
-После того как песок высохнет, мы переложим его в мешочки и разобьем молоточками. А пока воспользуемся уже готовым песком.

Отвечают на вопрос, отгадывают загадку.







Дети слушают и соглашаются.







Слушают и пробуют нарисовать пальчиками;





Дети выполняют задания и описывают свои ощущения



Дети насыпают горку из песка в центре песочнице.


Ребенок, отгадавший, что это за игрушка, находит в песке на ощупь.
Отгадывают и выставляют игрушки последовательно.

Рефлексивно - коррегирующий
Выход из сказки. Предлагаю: взять песок, того цвета, какое у вас настроение:
красный цвет (кызыл) – восторг,
желтый (сары)– мне приятно,
синий (к™к)– грусть,
черный (Kара)– плохое.
Ребята, если вам понравилось играть с песком и песочным человечком давайте нарисуем на память красивую радугу. Готовую работу мы подарим песочному человеку
Дети выбирают цвет своего настроения и намазывают картон клеем, посыпают песком.


Ожидаемый результат:
Знать: игры на песке
Иметь: желание играть в песочнице в коллективе
Уметь: отгадывать загадки, угадывать предмет по описанию.






















Технологическая карта организованной учебной деятельности
Для средней группы
Образовательная область: Познание
Раздел: основы экологии
Тема: Осенняя экскурсия на пришкольный участок.
(наблюдение за живой неживой природой)
Цель: помочь увидеть многообразие осени; уточнить представление о названиях, форме, цвете листьев деревьев и о местах их произрастания; развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Задачи: формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними.
развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.)
Развивать творческие и познавательные способности детей.
Прививать интерес к осени через наблюдение за природой
Билинвальный компонент: осень, погода, ветер

Этапы
Действия педагога
Действия детей

Мотива-
ционно – побуди-
тельный
Вхождение в сказку
Воспитатель стоит в кругу, читает стихотворение:
  Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, утро, здравствуй, день!
Нам здороваться не лень
 

Воспитатель предлагает детям одеться и выйти на экскурсию на пришкольный участок,понаблюдать за осенней сказкой.
Дети стоят по кругу,
 Дети поднимают руки к верху, затем протягивают друг другу. Берутся за руки. Доброжелательно улыбаются.
 
 
Радуются, одеваются





Организационно - поисковый

Реализация замысла
Выходит вместе с детьми на улицу.
Предлагает отгадать загадку:
Он бескрылый, а летает, безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает-Груши с веток обрывает
-Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде. (Ветер.)
Задаёт вопросы детям:
Что такое ветер?
Какой он бывает?
Сегодня есть ветер на улице?
Рассказывает детям о живой и неживой природе. И предлагает понаблюдать за природой. Посмотрите на:-небо-облака
- ребята, давайте соберём листья деревьев, какого они цвета?
Кто их разукрасил?
- сделаем упражнение «Ветер дует..»


Выходят на улицу.

Отгадывают загадку.












Отвечают на вопросы воспитателя.
Слушают рассказ воспитателя, наблюдают за природой.

Собирают листочки,говорят их цвета
Делают упражнение.

Рефлексивно - коррегирующий
Выход из сказки
Предлагает детям вернуться в группу и поделиться впечатлениями об экскурсии.
Возвращаются, делятся впечатлениями.

Ожидаемый результат:
Знать: Формирование желания и интереса в познании нового
Иметь: навыки внимательного выслушивания рассказа воспитателя
Уметь: наблюдать за природой, разделяя её на живую и не живую.

Технологическая карта организованной учебной деятельности
Для СРЕДНЕЙ группы

Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Тема «Магазин» (игра)

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей. .

Задачи: формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними. развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.) Развивать творческие и познавательные способности детей.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги

Билинвальный компонент: супермаркет, продавец, кассир, товары, деньги

Этапы
Действия педагога
Действия детей

Мотива-
ционно – побуди-
тельный
Вхождение в игру
Воспитатель приглашает детей в круг со словами: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами поиграем. Я хочу, чтобы вам было интересно играть и всё получалось, и целый день у вас было хорошее настроение.
 -Ребята, вы все знаете, что такое магазин?
- Кто ходит магазин?
- Кто продаёт в магазине?

-Что продаётся в магазине?

Дети встают по круг
 






Отвечают на вопросы.

Организационно - поисковый
Реализация замысла
-Хотите поиграть в «магазин»?
-Тогда, ребята, давайте мы с вами разместим в группе огромный супермаркет с такими отделами: овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие куда будут ходить покупатели.
-Ну, а вы выбирайте роли продавцов, кассиров.
-Молодцы, ребята, начнём нашу игру.
-Заходите в магазин. Выбирайте всё, что вам нужно, спрашивайте помощи у продавцов, советуйтесь с ними, расплачивайтесь в кассе.
Знакомит детей с такимим понятиями как «Игрушки», «мебель», «продукты питания», «Посуда».
-Молодцы, вы купили всё,что вам нужно.
Предлагает сыграть в
пальчиковую игру:
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня
Паровоз и два коня
Серебристый самолёт
Три ракеты, вездеход
Самосвал
Подъёмный кран.
Выходите из магазина, собирайте дружно игрушки на свои места.
Собирают игрушки для игры.





Самостоятельно выбирают работников магазина.



Дети проходят в магазин со своими друзьями, выбирают товары, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе.







Играют в пальчиковую игру


Рефлексивно - корригирующий
Выход из игры
-Молодцы, ребята, вы все хорошо играли в игру «Магазин».
Вам понравилась игра?
-Какие новые слова вы запомнили?
-Теперь вы знаете как нужно относиться к труду взрослых?
-Ребята, спасибо вам за игру, до свиданья!






Отвечают на вопросы.
делятся впечатлениями друг с другом.


Ожидаемый результат:
Знать: названия работников магазинов
Иметь: навыки внимательного выслушивания рассказа воспитателя
Уметь: играть роли продавцов и покупателей, помогать друг другу в ходе игры.









Технологическая карта организованной учебной деятельности
Для СРЕДНЕЙ группы
Образовательная область: Коммуникация, познание
Раздел: Развитие речи, ознакомление с окружающим
Тема: «Птицы - наши друзья»
Цель: научить детей классифицировать птиц на лесных и домашних, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей. .
Задачи: формировать обобщенные представления о птицах, устанавливать простейшие связи между ними.
развивать различные виды птиц
Развивать творческие и познавательные способности детей.
Оборудование: игрушечный петушок, видеофильм о птицах, картинки с изображением птиц, слайды для игры « Найди домик для птицы», игрушечная курица
Билингвальный компонент: домашние и лесные птицы
Этапы
Действия педагога
Действия детей

Мотива-
ционно – побуди-
тельный
Вхождение в сказку:Воспитатель приглашает детей в круг со словами: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами поиграем. Я хочу, чтобы вам было интересно играть и всё получалось, и целый день у вас было хорошее настроение.
Предлагает сыграть в игру: «Передай петушка».
-Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от лесных птиц. Они прислали свои фотографии. Давайте рассмотрим их.
-Лесные птички хотят познакомиться с нами и с домашними птицами


Дети встают в круг, слушают речь воспитателя
 

Играют в игру с петушком.
Рассматривают фотографии птиц.

Организационно - поисковый
Реализация замысла
-Ребята, садитесь на стулья поудобней, посмотрим с вами фильм о птицах.
-Итак, ребята, вы узнали многое и увидели, скажите:
- Какие бывают птицы?
-Где живут домашние птицы?
-Где живут лесные птицы?
Посмотрите на доску, вы видите птиц и домики.
Поиграем в игру: «Найди правильный домик для птицы».
Предлагает выполнить физминутку
« Карлыгаш»
Предлагает сыграть в игру: «Вышла курочка гулять»


Смотрят фильм.



Отвечают на вопросы.






Играют в игру, выбирают домики птиц.


Выполняют физминутку.

Играют в подвижную игру.


Рефлексивно - корригирующий
Выход из сказки
-Молодцы, ребята, вы многое узнали о птицах. Вам понравилось занятие?
-Какие новые слова вы запомнили?
-Теперь вы знаете на какие виды делятся птицы.
-Ребята, спасибо вам за занятие, до свиданья!

Отвечают на вопросы.
делятся впечатлениями друг с другом.

Ожидаемый результат:
Знать: названия птиц
Иметь: навыки внимательного выслушивания рассказа воспитателя
Уметь: классифицировать птиц на домашних и лесных.

Технологическая карта организационной учебной деятельности
в средней группе

Образовательная область: познание.

Раздел: Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Собираемся на прогулку»

образовательные цели: формировать умения
рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества; закреплять умения делать простейшие выводы.

развивающие цели: развивать мелкую моторику рук, диалогическую речь и слуховое внимание.

воспитательные цели: воспитывать навыки сотрудничества – работать в паре и коллективно; создавать позитивный настрой детей; воспитывать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: кукла, одежда для кукол
Билингвальный компонент: слова - приветствияя, – сеніS атыS Kім?
Этапы
Действия педагога
Действия детей

Мотива-
ционно – побуди-
тельный
Вхождение в игру
Здравствуйте дети! Я рада вас видеть!

Проходите и вставайте в круг.

Предлагаю поиграть в веселую игру: «СеніS атыS кім?»

-МеніS атым Айнура Батыровна. СеніS атыS кім?



Дети встают в круг и начинают играть: отвечают: «МеніS атым Юля»

Организационно - поисковый
Реализация замысла
Раздается стук в дверь и заходит кукла.
- интересно, зачем она пришла к нам?
А.Проводится игра «Узнавалки»
-Дети, давай те попробуем отгадать, зачем к нам пришла кукла.
Мы пойдем на прогулку, значит, кукла хочет пойти с нами

Игра – «Экспериментирование»:
Одежда для кукол выкладываются на столики, дети должны их рассмотреть и выбрать нужную одежду кукле ля прогулки.
Вопросы: Какое сейчас время года? Чьи это вещи?
Как вы думаете, правильно ли выбрали одежду?
Мы тоже оденемся и выйдем на прогулку вместе с куклой во двор.

Физминутка: Мы сегодня дружно играем, давайте поиграем и с нашими пальчиками.
Проводится пальчиковая игра: «Дружба»
Дружат в нашей группе
Мальчики и девочки.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Пять, четыре, три, два, один.
Игра «С какого дерева листок»
Детям предлагается собрать листья деревьев
- Дети посмотрите, и отгадайте, с какого дерева выпали листочки? Какого цвета они?
Игра «Назови цвета»
Детям предлагается выбрать что-то из окружающего и описать его. Например, солнце, дерево, листочек, птица и.т.д.

Предлагают варианты.







Дети рассматривают предметы и называют сходства и отличия
Отвечают
на вопросы. перебирают одежду для куклы
Отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа детей.



Играют в пальчиковую игру



Играют в игры, предложенные воспитателем

Рефлексивно –

корригирующий
Выход из игры
Ну вот, и закончилось наше занятие, А на память мы возьмём эти листочки. Выберите себе один, какой вам понравился.
Проводится цветопись настроения – фиксируется настроение ребенка по цвету:
Красный цвет (кызыл) – восторг,
желтый (сары) – мне приятно,
зеленый (жасыл)– спокойное настроение,
Вам понравилось занятие? Я очень рада! Пойдём в группу, проведём нашу гостью.
До свидания! До новых встреч!
Сау болыныз!


Дети рассказывают, что им понравилось, какие они работы выполняли. Выбирают себе листочки.


Ожидаемый результат:
Знать: новые слова-приветствия
Иметь: навыки вести диалогическую речь, работать в паре и коллективно
Уметь: рассматривать предметы, выделять их признаки, качества делать простейшие выводы













Заключение
Опыт работы показывает, что использование игровой терапии дает положительные результаты:
- значительно повысился интерес к занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
О результатах применения данной методики говорит следующая информация:
Результаты диагностического обследования на начала учебного 2013 - 2014года

Уровень обследования
Количество детей
%

Низкий уровень
14
70%

Средний уровень
6
30%

Высокий уровень
0
0%


Результаты диагностического обследования на конец
учебного 2013 – 2014 года
Уровень обследования
Количество детей
%

Низкий уровень
4
20%

Средний уровень
11
55%

Высокий уровень
5
25%


Игра – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
Таким образом, в процессе занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.



Используемая литература:
Бережная Н.Ф./Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007
Глуговская Т.Н. «Тонкая моторика: способы ее развития».
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002
Синицына Е. «Умные пальчики» - М. 1998 г.
Методические рекомендации к программе «Зерек бала» Костанай 2009
Вассерман Ф.Я., Управление качеством обучения в общеобразовательных школах на основе ИКТ и информатики, Алматы, 2008
Инновационное обучение. Стратегия и практика. МГУ им.Ломоносова, М., 1994.
Средообразовательный процесс и становление личности, Материалы международной научно-практической конференции, Костанай, 2003.



























13PAGE 15


13PAGE 142715




15