Методическая учёба по теме Организация исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста


Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Черемховский педагогический колледж»
Методическая учёба для обучающихсяТема: Организация исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Преподаватель: Павлова М.А.
г. Черемхово, 2016г.
Тема: Организация исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: освоение организацией исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, и её последующее активное применение в практической деятельности.
Задачи:
Повышение уровня знаний обучающихся о развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации познавательно-исследовательской деятельности с ребенком-дошкольником.
Материалы для методической учёбы: бумага, ручки, ксерокопии опытов.
План методической учёбы:
1. Определение цели и задач методической учёбы.
2. Теоретическая часть.
Сообщение «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
(по карточкам с определением опыта и эксперимента).
* Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)
3. Практическая часть.
Определение цели, задач опыта, эксперимента для детей, проведение опытов, экспериментов по возрастам.
4. Рефлексия.
I. Определение цели и задач методической учёбы.
Игра «Передай маску».
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
I I. Теоретическая часть.
I. Работа с понятийным аппаратом
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В педагогической литературе, при изучении материалов по обобщению педагогического опыта встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: поисковая, познавательно-исследовательская, опытно-поисковая, экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность.
Задание обучающимся: «Определите соотношение всех этих понятий: какое из них шире, какое уже, или это равнозначные понятия, или абсолютно разные».
Определения:
Поисковая деятельность детей - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира.
Предполагает высокую активность и самостоятельность детей.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта ( предмета, явления ) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества."
Исследовательская деятельность (от «исследование» - установление, обнаружение) – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы. Учебно-исследовательская деятельность - это решение творческой задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение обучающимся субъективно нового знания.Экспериментальная деятельность – нет определения
Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
(формулировки выводятся на экран и раздаются обучающимся в печатном варианте)
Теперь еще раз определите соотношений этих понятий между собой.
Мы с Вами сегодня будем говорить об исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников. Исходя из имеющихся определений данных видов деятельности видно, что более широким и общим понятием является исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность – один из видов исследовательской деятельности. Об этом говорит и педагог Л.Н. Прохорова.
 Т.к. экспериментальная деятельность является одним из видов исследовательской деятельности, значит, те компоненты, которые характерны исследовательской деятельности, характерны и экспериментальной. Вместе с тем, в организации экспериментальной деятельности присутствуют структурные компоненты, присущие только этому виду деятельности. Мы с Вами сегодня обзорно рассмотрим некоторые компоненты исследовательской деятельности и более подробно остановимся на экспериментальной деятельности.
II. Исследовательская деятельность
1. Теоретическое обоснование вопроса
Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.
Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье.
Исследовательская деятельность может быть реализована в различных формах: занятие, экспериментирование, бор коллекций, наблюдение, труд в уголке природы, целевые прогулки, продуктивная деятельность, создание проекта.
В определении исследовательской деятельности было указано, что она строится в соответствии с определенными этапами. Этапами исследовательской деятельности является:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);
- защита.
Т.к. экспериментальная деятельность является видом исследовательской, то структура исследовательской найдет свое отражение и в экспериментальной деятельности.
2. Мастер-класс обучающихся1) Упражнение на умение вырабатывать гипотезу.
Выработка гипотез является одним из этапов исследовательской деятельности. В педагогической литературе имеются игры и упражнения для детей, направленные на формирование этого умения. С одним из таких упражнений мы сейчас познакомимся.
Предлагается любая нейтральная ситуация, например, «Сегодня до обеда на улице не было ни одного ребенка».
Каждый по очереди должен высказать предположение, почему такое могло произойти. Предположение должно начинаться словами: «предположим», «возможно», «допустим», «может быть», «что, если…»III. Экспериментальная деятельность
1. Введение
Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Вопрос обучающимся: «Почему дети любят экспериментировать? Чем это обусловлено?» (т.к. доминирующими видами мышления являются наглядно-действенное и наглядно-образное, что предполагает активные действия с предметами и наблюдения).
В педагогической науке высказывается даже точка зрения, что экспериментальная деятельность может претендовать на ведущую деятельность в дошкольном возрасте (Н.Н. Поддъяков).
2. Направления детского экспериментирования
Детское экспериментирование в ДОУ может осуществляться по нескольким направлениям: живая природа, неживая природа, человек, рукотворный мир.
Конкретное содержание определяется исходя из программных задач и возрастных особенностей.
3. Приемы активизации познавательной активности детей
В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос обучающимся: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому, может быть отдельной темой для семинара-практикума. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами.
К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1) проблемная задача должна быть понятной детям; 2) должна их заинтересовать; 3) содержать новизну; 4) но опираться на имеющийся опыт детей; 5) трудность задачи должна быть посильной; 6) но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Ход практикума:
1. Обучающиеся делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
2. Обучающиеся в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Задания для подгрупп:
1) Тема: «Солнечная система».
Предъявляемый научный факт: «Все планеты вращаются вокруг солнца».
(ПС: «Если планеты вращаются вокруг солнца, почему они не сталкиваются?»Эксперимент: моделирование солнечной системы, опытническая деятельность)2) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)3) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко. Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).4. Возрастные особенности организации экспериментальной деятельности.
Вопрос обучающимся: «Зависит ли содержание экспериментальной деятельности, ее организация от возрастных особенностей детей? Если да, то от чего именно?»
(от сензитивных периодов развития, от доминирующего типа мышления, от содержания программы).
Младший дошкольный возраст:
Исходя из сензитивного периода, содержания программы, содержание экспериментальной деятельности может быть направлено на:
-сенсорное развитие;
-формирование представлений о материалах;
-формирование представлений о природных явлениях;
-формирование представлений о мире;
-формирование представлений о предметном мире.
Исходя из доминирующего вида мышления (наглядно-действенного) в ходе экспериментальной деятельности используются следующие приемы:
-сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию;
-сравнивать схожие по внешнему виду предметы (шуба – пальто);
-учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
-активно использовать опыт практической деятельности.
Средний дошкольный возраст:
Исходя из сензитивного периода, содержания программы, содержание экспериментальной деятельности может быть направлено на:
-расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
-на формирование представлений о материалах , природных явлениях , о предметном мире, мире животных, геометрических эталонах, человеке.
Исходя из доминирующего вида мышления в ходе экспериментальной деятельности используются следующие приемы:
-Активное использование игровой и практической деятельности;
-Группировка и классификация объектов по признакам;
-Активное использование строительных игр.
Старший дошкольный возраст:
Исходя из сензитивного периода, содержания программы, содержание экспериментальной деятельности может быть направлено на:
-уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений;
-на формирование представлений о материалах, агрегатных состояниях воды, о мире природы, о геометрических эталонах.
Исходя из доминирующего вида мышления в ходе экспериментальной деятельности используются следующие приемы:
-Активное использование результатов исследования в практической деятельности;
-Классификация на основе сравнения (по длине, цвету, орнаменту и т.д.).
5. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
Упражнение «Мозговой штурм»: называю вопрос, педагоги высказывают свои варианты ответов. Затем уточняем ответы при помощи обращения к методически рекомендациям.
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1.Ставится проблема, которую необходимо решить;
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3.Предлагаются различные варианты ее решения;
4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6.Формулирование выводов
- Кто ставит, определяет проблему? (1-ый шаг в структуре эксперимента).
- Какие варианты демонстрации эксперимента существуют, и от чего зависит выбор варианта демонстрации?
- Какие существуют особенности формулировки выводов, использования результатов и фиксирования результатов эксперимента?
- Какова продолжительность эксперимента? Нужно ли жестко регламентировать его продолжительность?
- Какая речь должна быть у педагога во время эксперимента: максимально простая или содержать элементарную терминологию?
- Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину во время эксперимента?
- Правила безопасности во время проведения эксперимента.
6. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.
Вопрос обучающимся: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Приемами работы с готовыми формами являются: педагог показывает 2-3 готовых формы и предлагает установить, на какой из них изображено то же событие, которое сейчас наблюдается, и др. подобные – все они описаны в книге Мартыновой Е.А.Можно использовать со 2 младшей группы, начиная с картинок. В средней группе можно начинать использовать схематические зарисовки.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:
Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
Начинать нужно с самых простых способов –с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
1.Использование готовых форм
2.Наблюдение за работой педагога
3.Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
4.Заполнение всеми детьми по очереди
5.Коллективное заполнение под руководством педагога
6.Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
7. Памятки по экспериментальной деятельности.
Информация, которую мы сегодня обзорно рассмотрели, содержится в памятках по экспериментальной деятельности.
Содержание памятки:
- возрастные особенности организации;
-методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности;
-структура занятия-экспериментирования;
- оснащение зоны экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
-методика фиксирования результатов.
Заключение
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Рефлексия.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Эксперимент
Увлекательный, познавательный
Открывает, подтверждает, доказывает
Жизнь без экспериментов скучна!
Исследование Эксперимент
Необычный, научный,
Наблюдать, узнавать, проверять
Результаты всегда интересны и невероятны
Открытие
А закончить я бы хотела  Притчей  «Счастье»
 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
      Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
До свидания!