Педагогический опыт работы Тема: «Развитие познавательно — исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста через организацию мини-музеев в ДОУ»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 337 Ворошиловского района Волгограда»









Педагогический опыт работы



Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста через организацию мини-музеев в ДОУ»
















Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Орлова Татьяна Валерьевна








Волгоград 2016
I. Информационно-справочные сведения об опыте:

Тема опыта: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста через организацию мини-музеев в ДОУ».
Автор опыта: Орлова Татьяна Валерьевна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Место функционирования опыта: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 337 Ворошиловского района Волгограда», тел. 94-49-73.
Разновидность опыта: рационализаторский.
Длительность функционирования опыта: 2 года.
II. Технологические сведения об опыте:

Введение
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и Л. Логиновой).
Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев вовлечь детей в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность.

Актуальность опыта 
Познавательно-исследовательская деятельность, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника (ФГОС ДО п 2.7.). Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира (история возникновения, разновидности, свойства и качества) и экспериментирование с ними. В процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Познавательно-исследовательская деятельность является основой организации работы в мини-музее в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
В мини-музее ДОУ можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция мини-музея может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта (предмета), с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны.
Организуя образовательную деятельность с опорой на экспонаты мини-музея педагог формирует у дошкольников интеллектуально-познавательные умения и, в первую очередь,
обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов;
формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
При организации деятельности в мини-музее педагог может столкнуться со следующими трудностями и противоречиями:
-существуют противоречия между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;
-недостаточное использование в работе в ДОУ потенциала мини-музеев по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через создание мини-музеев одного предмета.
Задачи:
1) разработать и апробировать алгоритм работы создания и функционирования мини-музеев в ДОУ;
2) подобрать и апробировать эффективные формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием экспонатов мини-музеев;
3) увеличить развивающий потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы через создание мини-музеев;
4) повышение педагогической компетентности родителей воспитанников через организацию проектной деятельности по созданию мини-музеев в группе.

Педагогические средства, используемые в опыте:
I. Формы образовательной деятельности:
проектная деятельность;
непосредственно образовательная деятельность (познавательные беседы, экскурсии, в том числе виртуальные);
массовые и культурно-досуговые мероприятия (конкурсы, выставки);

II. Виды детской деятельности:
коллекционирование;
экспериментирование;
наблюдения;
художественно-продуктивная деятельность;
игровая деятельность (дидактические и развивающие игры, проблемные игры-задания);

III. Развивающая предметно-пространственная среда


Технология описания опыта
С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. В процессе анкетирования выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родителей готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев (Приложение №1).
Опрос детей средних групп в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, хотят знать об истории того или иного предмета, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.
Исходя из результатов анкетирования родителей и опроса детей, мы решили создать мини-музеи, выбрав для этого проектную технологию.
Технология проектирования (образовательные или социально-образовательные проекты) создает широкие возможности для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, формирования познавательных интересов и развития любознательности.
Проект – это то, чего ещё нет в реальности, но есть в воображении, в мыслях – то, что будет воплощено в жизнь. Технология проектирования позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.
Проектная деятельность:
непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;
предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;
обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;
позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;
дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
В ходе реализации проектной деятельности у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия в рамках разработки и реализации проекта нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента каждого проекта мы использовали: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).
В рамках реализации проектов использовали следующие педагогические средства:
-коллекционирование,
-подбор экспозиции,
-организация тематических выставок,
-художественно-продуктивная деятельность,
-познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, экспериментирование).
Наметили тематику проектов, результатом которых будет создание мини-музеев или их дальнейшее развитие:
-проект «Хочу всё знать о пуговке» (Приложение № 2),
-проект «Матрешка» (Приложение № 3),
-проект «Мы милашки – куклы неваляшки» (Приложение № 4),
-проект «Хлеб всему голова»,
-проект «Мир камней».
В результате данных проектов в средней группе были созданы мини-музеи пуговицы, матрешки, неваляшки, хлеба, камня. Работа над мини – музеями способствует всестороннему развитию детей. На базе мини-музеев проводятся различные виды познавательно-исследовательской деятельности. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями и детьми.

Разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор и изучение методической литературы.
6) подбор экспонатов,
7) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
8) разработка форм работы с экспозициями мини-музея (экскурсии, конспекты занятий, дидактические игры)
9) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.
Принципы создания мини-музея:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач всех пяти образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей среднего возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Формы работы:
Совместной деятельности воспитателя с детьми:
- занятия;
- мини-экскурсии;
- познавательные беседы;
-исследовательская деятельность;
-художественно-продуктивная деятельность (Приложение № 5);
Самостоятельной деятельности детей:
- элементарные опыты;
- ролевые игры;
- дидактические игры (Приложение № 6);
-творческие задания.
Тематика мини-музеев в средней группе может быть разнообразна: «Хлеб всему голова», «Матрешка», «Волшебная пуговка», «Мы милашки – куклы неваляшки», «Мир камней» и другие. Тематику мини-музеев мы определяли с опорой на интересы и инициативу детей, с учетом их возрастных особенностей и задач образовательной программы ДОУ.
При создании мини-музеев выбор места мини-музея в развивающей предметно-пространственной среде группы осуществлялся с учетом мнения и инициативы детей, с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, доступности детям, психологической комфортности и безопасности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников. Например, мини-музей матрешки и неваляшки по инициативе детей расположили в центре художественно-продуктивной деятельности, мини-музей камня – в центр природы.
Участие родителей в реализации проектов по созданию мини-музеев способствовало установлению партнерства родителей и педагогов, обеспечило единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, оформляли экспозиции и коллекции. Это способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, некоторые являются достоянием семьи, многие из них сделаны руками воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей. Это и матрешка, сделанная и расписанная своими руками, в мини-музее «Матрешка – краса России», и макет плуга и жерновов в мини-музее «Хлеб всему голова».
Дальнейшая работа заключалась в разработке конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музеев, подборе стихов, сказок, загадок, оформлении тематических альбомов по темам мини-музеев, организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях. Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.
В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Как утверждал выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности (демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться).
Экспонаты мини-музеев используются не только на занятиях познавательного цикла, но и по художественно-продуктивной деятельности, при организации игровой и экспериментальной деятельности.
Мини-музей предоставляет возможность для самостоятельной деятельности дошкольников. В рамках ФГОС ДО решение образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музеев направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Мини-музей – это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребенка.

При проведении НОД наряду с методами, направленными на расширение кругозора дошкольников об окружающем мире, обязательно включали:
элементарные опыты (демонстрационные и фронтальные), стимулирующие познавательную активность и любознательность дошкольников («какая пуговица утонет..»),
наблюдения – рассматривания с целью выделения признаков и свойств, объединения предметов на основе выделенных признаков («какого цвета, формы» и т.п.)
игровую деятельность (подвижные, дидактические и развивающие игры «Запомни и повтори», «Сосчитай-ка» и др.)
Тема, цели и содержание НОД определялась в соответствие с комплексно-тематическим принципом построения воспитательно-образовательного процесса.

Я бы хотела подробно познакомить с одним из мини-музеев, который создали для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. Это мини-музей «Волшебная пуговка». Его цель: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира; расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Данный мини-музей был результатом проекта «Хочу всё знать о пуговке». В процессе реализации образовательного проекта была собрана коллекция пуговиц по разным признакам (по цвету, форме, способу крепления, рисунку, материалу, из которого была изготовлена) (Приложение № 8); предметно-развивающая среда пополнилась продуктами детской продуктивной деятельности (книжки-малышки, рисунками сказочных пуговиц, поделками из пуговиц) и коммуникативно-творческой (сказки, рассказы и др.); детьми совместно с родителями были изготовлены поделки и рисунки для экспозиции мини-музея. Нами были разработаны: паспорт мини-музея (Приложение № 7), авторские дидактические игры с пуговицами (Приложение № 8), конспекты занятий с экспонатами мини-музея (Приложение № 9), созданы условия для познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста в мини-музее.
Важным моментом является то, что в течение всего учебного года предметно - развивающая среда в группе для познавательно - исследовательской деятельности детей была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания познавательно - исследовательской деятельности дошкольников изменялось наполнение центров «Познание» и «Лаборатория», какие-то объекты и пособия дополнялись или заменялись другими.

Результативность опыта
- разработан алгоритм создания мини-музеев,
- реализованы проекты и оформлены мини-музеи в группе и паспорта для них,
- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых мини-музеев и улучшению уже существующих),
- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием экспонатов мини-музея,
- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые мини-музеи, задают вопросы, стремятся пополнить существующие экспозиции новыми экспонатами).










III. Сведения о перспективах использования в массовой практике:

Условия функционирования опыта
Данный опыт функционирует в МОУ «Детский сад № 337 Ворошиловского района Волгограда». Участниками опыта являются дети среднего дошкольного возраста.
Данный опыт изучался и распространялся:
Мастер-класс для воспитателей МОУ детского сада № 337 – 2015 г. - «Организация мини-музея в ДОУ»;
Тематическое методическое объединение «Освоение и введение ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях Ворошиловского района г. Волгограда – 2015 г. – медио - презентация «Организация мини-музея в средней группе»;
Районный конкурс на лучшую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОР ДО в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Ворошиловского района – 2015 г. – 3 место в номинации «Лучший музейный уголок»
Международный образовательный портал Маам – 2015 г. - публикация методической разработки «Мини-музей «Волшебная пуговка»;

Теоретико-практические основы опыта
Мы изучили научно-методическую литературу по тематике «познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», «мини-музеи в детском саду». На основе изученной литературы мы отметили и взяли на вооружение для себя несколько положений:
Интерес формируется и развивается в деятельности (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн);
Интерес характеризует тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься (Н.Г. Морозова)
Одной из форм познавательного интереса является любознательность важнейшее интегративное качество, которое ребенок-дошкольник должен приобрести к концу дошкольного детства в результате освоения ООП.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. В этот период формируется и развивается познавательно - исследовательская деятельность, направленная на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами (элементарные опыты) и в виде вербального исследования (вопросов, задаваемых взрослому: почему, зачем, как?, рассуждений и умозаключений)
Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:
- выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами;
- определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов;
- отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта);
- определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов;
- объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий).
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством:
умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв).
К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно–деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
При создании опыта опирались на основные принципы дошкольного образования:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество Организации с семьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).


Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике
Данный опыт рекомендуется для массовой педагогической практики педагогам образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Список литературы:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
8. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
9. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.
11. . Столяров Б.А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.












15