Урок-путешествие по экологии «Мы в ответе за нашу планету»


Урок-путешествие по экологии
«Мы в ответе за нашу планету»
Здоровье нашей планеты -
главнейшая забота современного человека.
Цели: Рассмотреть антропогенное воздействие человека на окружающую среду.
Оценить экологическую ситуацию в селе Каратальск и наметить пути решения
экологических проблем.
Воспитывать любовь к природе. Пробуждать интерес к природе родного края.
Оборудование: Письма учащихся об экологической обстановке в нашей сельской местности, экологические тесты, экологические задачи.
Ход урока.
1. Организация урока. Психологический настрой учащихся на работу в течение урока.
2. Сообщение цели и задач, поставленных перед уроком.
3. Сообщение темы урока.
4. Вступительное слово учителя.
Наш урок мы посвящаем охране окружающей среды. Природу надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека. В Программе «Казахстан-2030» говорится о том, что
в интересах настоящего и будущих поколений в Республике Казахстан принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного использования земли и её недр, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды. «Граждане обязаны беречь природу, охранять её богатства», - говорится в статье 38 Конституции РК.
Сегодня мы совершим путешествие по местам, наиболее подверженным антропогенным воздействиям человека как на всей планете, так и в селе Каратальск:
А) в 2080 год
Б) отстойник свинцово-цинкового комбината
В) Коринское ущелье.
Мы совершим путешествие в прошлое, настоящее и будущее нашего села и постараемся наметить пути решения экологических проблем села.
1 этап путешествия.
Итак, наступил 2080 год. Планете Земля угрожает необратимая катастрофа. Из-за теплового и химического загрязнения атмосферы и гидросферы среднегодовая температура планеты 220°С, хотя норма – 150°С, а критическое значение – всего 190°С.
Начинают таять все ледники, вечные льды Арктики и Антарктиды. Уже затоплена значительная часть прибрежной зоны. Под водой оказались Нью-Йорк, Петербург, Сидней и Лиссабон, Лос-Анджелес и Рио-де-Жанейро.
В мире царит хаос. Люди бегут в глубь континента. Политическая и экономическая стабильность, с трудом установленная за последние десятилетия, подорвана. В Африке снова стал обычным явлением голод, о котором давно никто не помнил. В некоторых регионах свирепствуют эпидемии забытых болезней. Человеческая цивилизация пожинает плоды бесконтрольного потребления энергии. Выступления многих ученых в последние несколько десятилетий никто не хотел слышать. На первое место всегда ставилось благо человека, а природе нужно было терпеть. Но терпение кончилось, и человечество летит в глубокую пропасть, выбраться из которой будет очень непросто.
Вопрос. Возможна ли такая кризисная ситуация на Земле или это фантастический бред писателя? И какие антропогенные воздействия человека на окружающую среду могли привести к таким глобальным изменениям на Земле? В чем сущность экологического кризиса?
Сообщение «Сущность экологического кризиса».
А теперь совершим путешествие в прошлое нашего села.
Ученик: Пожилые люди рассказывают, какой красивой была природа нашего края.
В речках Каратал, Чажа, Кора, Талды текла всегда чистая, прозрачная вода. В ней водилось очень много рыбы; в горах обитали разные животные и птицы. Особенно много было зайцев, лис, волков. Встречались медведи и козлы. На лугах росли травы, цветы, ягоды, причем трава была высокая и ярко-зеленая. В колхозе было много овец, лошадей, кур, гусей и других животных и птиц. Раньше экология села была намного лучше, воздух был чище. Не было кислотных дождей, за отстойником Текелийского свинцово-цинкового комбината ухаживали, орошали его (выступления учащихся).
- А теперь, ребята, давайте вернемся в настоящее время.
За последние десятилетия проблема загрязнения окружающей среды нашего села приняла глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природе и нерациональное ее использование приводят к нарушению экологического равновесия. В основном экологию нашего села загрязняет отстойник Текелийского свинцово-цинкового комбината. При сильном ветре поднимается пыль, в которой находятся химические элементы таблицы Менделеева, влияющие на здоровье человека. Этой пылью дышат и растения, и животные, и люди. Пыль осаждается на растениях, при этом овощи и фрукты теряют свои вкусовые качества.
В настоящее время на территории нашего села возводится каскад ГЭС. Рабочие вырубают деревья. Тугай становится меньше, воздух загрязнен выхлопными газами машин, пылью.
При походах в горы мы видим, как люди безнравственно относятся к природе. Наблюдаются выжженные места от костров, всякий бытовой хлам. А для сохранения красоты нашего края люди должны изучить правила поведения на природе.
А теперь, ребята, давайте совершим путешествие в будущее. Что нужно сделать для того, чтобы сохранить красоту и чистоту нашего края? (сообщения учащихся).
Мне кажется, все мы должны начинать с себя.
Сочинение «Если бы я была Президентом», «Проблемы и пути решения экологических проблем нашего края».
Заключительное слово учителя.
- Наше путешествие подходит к концу. Главный вывод: каждый человек в ответе перед будущим за состояние природы. Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, а то и вовсе погубить природу, а значит, и жизнь на Земле. В заключении ребята прочитают стихотворения.
Моя Земля – прекрасная планета,
На ней живу я и расту.
Я познаю планету эту.
Как хорошо, что есть на ней
Большие города и горы,
Красивые леса, моря и долы.
На ней воздвигнуты дворцы, дома и школы.
На ней мы добываем уголь, нефть и газ,
И все необходимое для нас.
Есть чудо-рай – поселок наш.
Весь утопает он в садах, цветах, лесах.
Здесь с криком пролетают гуси на озера.
Зверюшки водятся в лесах, рыбешки плавают в прудах.
Ну чем не чудо света планета эта!
Ребята, а теперь давайте совершим путешествие в научно-исследовательский институт для решения экологических проблем-задач и экологических тестов.