Образовательная программа По обучению игре на аккордеоне и ансамбля аккордеонистов, баянистов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»



УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Н.А.Головкова
Приказ № 253/1 от 31.08.2016 года
СОГЛАСОВАНА
На заседании методсовета
Протокол № 3 от 24 августа 2016 года








Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по обучению игре на аккордеоне
и ансамбль аккордеонистов и баянистов


Возраст обучающихся: 7-16 лет
Срок реализации программы: 6 лет






Составитель:
Фассахова Н.М.,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория



















Ижевск - 2016 год
Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры. Среди различных форм учебно-воспитательной работы одним из наиболее привлекательных видов является музыка.
Педагог-инструменталист может своим умением привить ученику любовь к музыке и инструменту. Аккордеон - один из любимых инструментов как в народе, так и у изысканных слушателей. Обучение игре на этом инструменте - захватывающий и сложный процесс.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы: обращение к изучению аккордеона очень своевременно, так как анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что этот инструмент теряет свою популярность и востребованность. Важно не забывать о своих истоках, знать историю создания инструмента сохранять исполнительские традиции и обычаи, уважать историю своего и других народов.
Новизна и отличительная особенность: программа адаптирована к условиям обучения в системе дополнительного образования детей и предусматривает в отличие от базовых программ детских школ искусств индивидуальный репертуарный план в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся, их способностям. При выборе репертуара педагог в первую очередь руководствуется возможностями ученика, его желанием исполнять то либо другое произведение. В программе тесно переплетаются задачи поставленные для индивидуального обучения и для занятий в ансамбле народных инструментов.

Педагогическая целесообразность:
обучение по данной программе развивает самостоятельность,
самоконтроль,
творческое мышление,
воображение,
общую выносливость.
Занятия по классу аккордеона способствуют хорошему настроению, заряжают бодрым самочувствием и энергией, формируют привычку к здоровому образу жизни. На этапе углубленной подготовки воспитанники приобретают специальные качества, навыки и умения, развивают и совершенствуют память, мышление, волю, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке.

Цель: развитие музыкально - творческих способностей обучающихся посредством обучения игре на аккордеоне.

Задачи:
1. Формировать прочные музыкально-исполнительские навыки игры на аккордеоне;
2. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, музыкальный слух);
3. Развивать коммуникативные навыки, навыки ансамблевого исполнения;
4. Формировать уважительное отношение к культуре и традициям своего и других народов.


Отличительная особенность данной программы от существующих (типовая программа по аккордеону для детских музыкальных школ, типовая программа для детских домов творчества, образовательная программа по классу аккордеона предыдущих годов) в том, она дает большую возможность для приобщения детей к богатству музыкальной культуры как российской, так и других народностей, дает возможность овладеть разнообразием стилей и манер исполнения, знакомит с особенностями, традициями и историей народа, пополняя кругозор, развивая исполнительскую культуру, эстетику и эмоциональную выразительность. При выборе репертуара педагог в первую очередь руководствуется возможностями ученика, его желанием исполнять то либо другое произведение. В программе тесно переплетаются задачи поставленные для индивидуального обучения и для занятий в ансамбле народных инструментов.

Возраст обучающихся: 7-16 лет.

Срок реализации программы: 6 лет.

Этапы реализации программы:

Ознакомительный - 1, 2 года обучения;
Начало занятий на инструменте. Основное место в содержании этого этапа отводится развитию музыкального слуха и освоению необходимых практических начальных музыкально-исполнительских умений и навыков игры на аккордеоне. Учащийся знакомится с историей создания и устройством инструмента. Одновременно с этим происходит овладение элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой. Происходит работа над постановкой и укреплением исполнительского аппарата. Значительное место отводится развитию зрительно-слухо-двигательных умений и навыков. Дети овладевают умением работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять этюды, песни, пьесы, играют в ансамбле с педагогом. Происходит обогащение слухового опыта, развитие и закрепление интереса к занятиям. Со второго года обучения в работу включаются специальные задания и упражнения на развитие техники.

Базовый – 3, 4, 5 6 года обучения;
Переход от младшего звена к среднему и старшему. Материал становится более трудоемким. Учащийся детально знакомится с основными средствами музыкальной выразительности. Репертуар становится более сложным.
Вся учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы учащиеся в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыки. Этот этап предполагает развитие у ученика музыкального исполнительства, мелкой и аккордовой техники, умения правильно анализировать и выразительно исполнять музыкальные произведения, точно читать с листа нотный материал, самостоятельно находить пути решения более точного и выразительного исполнения произведений.

На протяжении всех лет обучения происходит работа над:
чтением нот с листа, подбору по слуху, транспонированием;
аппликатурной дисциплиной;
выразительностью исполнения;
техникой исполнения (пальцевой беглостью, четкостью, исполнением аккордов);
музыкальной и эстетической культурой.

Форма и режим занятий:
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу, в год 72 часа;
Ансамбль аккордеонистов и баянистов:
Младшая группа ансамбля 2 часа в неделю, в год 72 часа;
Старшая группа ансамбля 2 раза в неделю по 2 часа, в год 144 часа.
Основной формой учебной и воспитательной работы является индивидуальное занятие в классе по специальности. Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.
Обучение игре на аккордеоне ведется во взаимной связи с другими предметам, входящими в систему музыкального образования: сольфеджио, музыкальная литература, оркестр русских народных инструментов.
С 3 года обучения обучающиеся посещают групповое занятие - ансамбль аккордеонистов и баянистов.

Принцип построения программы – от простого к сложному.
Форма занятий – индивидуальное занятие, занятие в ансамбле.

Ожидаемые результаты освоения программы:
Предметные результаты.
-Знают устройство аккордеона.
- Знают принципы и правила звукоизвлечения, меховедения.
- Знают, как работать с нотным текстом.
- Знают теорию музыки.
- Знают принципы и этапы работы над музыкальным произведением.
Метапредметные результаты
Умеют использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Умеют анализировать, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Умеют оценивать качество исполнения гаммы, аккордов, ритмических упражнений, музыкальных примеров.
Умеют сотрудничать со сверстниками при решении различных задач; прислушиваются к мнению педагога и сверстников.
Умеют формулировать свои мысли при общении, обучающиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления проблемных ситуаций.
Личностное развитие:
- развитие организационно-волевых качеств (воля, целеустремленность, трудолюбие, самоконтроль, аккуратность)
- развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке доброты, любви к родине, прекрасному;
- развитие уважительного отношения к людям, умение слушать и чувствовать настроение другого человека
- развитие адекватной самооценки

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
контрольный урок;
зачет;
опрос;
участие в концертах.

ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ:
концертное выступление, зачёт.
- участие в концертах, фестивалях, конкурсах;

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование
1 год обучения
Задачи:
Познакомить с инструментом.
Работать над правильной посадкой, постановкой рук.
Изучить основы музыкальной грамоты, основных приемов звукоизвлечения.
Играть двумя руками простейшие произведения используя основные приемы звукоизвлечения.
Исполнять простейшие партии в ансамбле с педагогом.
Привить интерес к занятиям на инструменте.

Учебно-тематический план


Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля


1.
Вводное занятие.
2
1
1
опрос


Устройство инструмента





2.
Посадка, постановка руки
10
2
8
Контрольный урок

2.1
Правильная посадка и положение руки на инструменте
5
1
4


2.2
Упражнения для развития игрового аппарата
5
1
4


3.
Основы музыкальной грамотности
9
9
-
опрос

4.
Основы звукоизвлечения на правой клавиатуре
9
3
6
Контрольный урок

4.1
Основные штрихи
3
1
2


4.2
Меховедение
3
1
2


4.3
Аппликатура
3
1
2


5.
Разучивание легких пьес правой рукой.
9
2
7
Контрольный урок

6.
Изучение левой клавиатуры, постановка руки
9
3
6


6.1
Основного ряд
3
1
2


6.2
Мажорный ряд
3
1
2


6.3
Минорный ряд
3
1
2


7.
Игра двумя руками
12
1
11
зачет

8.
Игра в ансамбле с педагогом
12

12
Контрольный урок


Итого:
72
21
51



2 год обучения
Задачи:
Продолжить работу над постановкой рук, правильной посадкой.
Работать над развитием музыкальных способностей обучающегося.
Разучить разнообразный репертуар сольно и в ансамбле с педагогом.
Освоить новые штрихи и приемы меховедения.
Познакомиться с инструментами оркестра русских народных инструментов.
Развивать мотивацию к дальнейшим занятиям на инструменте.

Учебно-тематический план

Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие.
8
2
6
зачет


Работа над постановкой рук





1.1
Учебно-тренировочный материал (гаммы, упражнения)
4
1
3


1.2
Игра этюдов
4
1
6


2.
Работа над развитием музыкальных способностей ученика: музыкальный слух, ритм, музыкальная память.
8
1
7
опрос

2.
Разучивание репертуара
36
9
27
Контрольный урок

2.1
Пьесы с двойными нотами
16
4
12


2.2
Пьесы с использованием вспомогательного ряда в левой клавиатуре
16
4
12


2.3
Пьесы со скачками в мелодии
4
1
3


3.
Изучение новых штрихов и приемов меховедения
9
3
6
зачет

4.
Игра в ансамбле с педагогом
9
1
8
Контрольный урок

5.
Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов
2
2

опрос


Итого
72
18
54



3 год обучения

Задачи:
Изучить новые исполнительские приемы, развивать технику игры на аккордеоне.
Разучить более сложный репертуар.
Продолжить развитие музыкальных способностей обучающихся (освоить начальные навыки чтения с листа и подбора по слуху).
Работать над выразительностью исполняемых произведений.
Подготовить обучающегося к концертному выступлению.

Учебно-тематический план


Раздел, тема
Всего часов
теория
практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие.
12
2
10
зачет


Упражнения, этюды, гаммы до 4 знаков





2.
Чтение нот с листа, подбор по слуху
6
1
5


3.
Изучение новых исполнительских приемов, способов, украшений
6
1
5
опрос

4.
Работа над репертуаром
30
4
26
контрольный урок,
концертное выступление

4.1
Разучивание пьес с аккордами
15
2
13


4.2
Изучение полифонических пьес
15
2
13


5.
Работа над выразительностью исполнения, образом произведения
10
2
8


6.
Подготовка к концертному выступлению
8
4
4
контрольный урок,
концертное выступление


Итого:
72
14
58


4 год обучения
Задачи:
Продолжить работу над развитием техники исполнения обучающегося.
Усложнение изучаемого репертуара.
Работать над художественным образом исполняемых произведений.
Развивать мотивацию к концертному выступлению.


Раздел, тема
Всего часов
теория
практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие
12
2
10
зачет


Упражнения, этюды, гаммы до 4 знаков





2.
Чтение нот с листа, подбор по слуху
6
1
5


3.
Изучение новых исполнительских приемов, способов, украшений
6
1
5
опрос

4.
Работа над репертуаром
32
4
28
контрольный урок,
концертное выступление

4.1
Полифонические пьесы
5
1
4


4.2
Произведения крупной формы
8
1
7


4.3
Обработки народной музыки
15
1
14


4.4
Разучивание партий для ансамбля
4
1
3


5.
Работа над выразительностью исполнения, образом произведения
10
2
8


6.
Подготовка к концертному выступлению.
6
2
4
контрольный урок,
концертное выступление


Итого:
72
12
60




5 год обучения
Задачи:
Совершенствовать технику исполнения.
Разучить более сложный и разнообразный репертуар.
Работать над художественным образом исполняемых произведений.
Работать над эмоциональным исполнением и артистизмом обучающегося.


Учебно-тематический план

№ п.п.
Разделы и темы
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие
10
1
9
зачет


Упражнения на совершенствование техники, этюды, гаммы до 5 знаков





2.
Чтение нот с листа, подбор по слуху
6
1
5
Контрольный урок

3.
Совершенствование исполнительских приемов, способов игры на аккордеоне
5
1
4
опрос

4.
Работа над репертуаром
34
4
30
Зачет,
выступление

4.1
Полифонические пьесы
6
1
5


4.2
Произведения крупной формы
6
1
5


4.3
Обработки народной музыки
12
1
11


4.4
Эстрадно-джазовые пьесы
8
1
7


4.5
Разучивание партий для ансамбля
2

2


5.
Работа над выразительностью исполнения, образом произведения
11
2
9

зачет

6.
Подготовка к концертному выступлению.
6
2
4
Зачет,
Концертное выступление.


Итого:
72
11
61




6 год обучения
Задачи:
Работать над совершенствованием музыкально – исполнительских навыков.
Подготовить обучающегося к успешному выступлению на выпускном экзамене.





Учебно-тематический план

№ п.п.
Разделы и темы
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие
12
5
7



Упражнения на совершенствование техники, этюды, гаммы до 5 знаков





2.
Подбор экзаменационной программы
4
1
3


3.
Работа над репертуаром
44
6
38


3.1
Работа над текстом
20
2
18


3.2
Работа над технически сложными местами в исполняемых произведениях
12
1
11


3.3
Работа над художественным образом исполняемых произведений
12
3
9


4.
Подготовка к экзаменационному выступлению.
12
3
9



Итого:
72
15
57




Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения.

1.Устройство инструмента

Теория: Устройство аккордеона: правая, левая клавиатура, мех, ремни.
Практика: Практическое изучение частей аккордеона. Исполнение педагогом произведений разных жанров на инструменте.

2.Посадка, постановка руки

2.1 Правильная посадка и положение руки на инструменте.

Теория: Правила посадки при игре на аккордеоне, положение и постановка правой руки на клавиатуре.
Практика: Освоение правильной посадки, постановки правой руки.

2.2 Упражнения для развития игрового аппарата.
Теория: Простые упражнения на легато, нон легато и стаккато в пределах первой октавы.
Практика: Освоение упражнений для развития игрового аппарата правой рукой.

3.Основы музыкальной грамотности.

Теория: Понятие скрипичного ключа, звукоряда в пределах первой октавы, такта, музыкального размера такта, сильной и слабой долей, длительностей нот (четвертные, половинные).

4. Основы звукоизвлечения на правой клавиатуре.

4.1 Основные штрихи.

Теория: Основные штрихи: легато, нон легато, стаккато.
Практика: Исполнение упражнений и пьес, используя основные штрихи.

4.2 Меховедение.

Теория: Правила смены меха, влияние на построение фраз. Расстановка в нотах знаков, обозначающих сжим и разжим меха.
Практика: Отработка смены меха при исполнении легких пьес и упражнений правой рукой.

4.3 Аппликатура.
Теория: Определение аппликатуры. Правила распределения, расстановки аппликатуры при исполнении упражнений и в нотном тексте.
Практика: Исполнение упражнений, несложных пьес, используя правильную аппликатуру.

5.Разучивание легких пьес правой рукой.

Теория: Выбор пьесы. Устный разбор содержания пьесы: тактовый размер, лад, тональность, длительности, штрихи, аппликатура, смена меха, характер.
Практика: Разбор нотного текста. Разучивание пьесы правой рукой с использованием основ теории музыки и освоенных приемов и навыков игры на аккордеоне.

6.Изучение левой клавиатуры, постановка руки.

Теория: Изучение рядов левой клавиатуры: вспомогательный, основной, мажорный, минорный, септаккорды. Правила постановки левой руки.
Практика: Практическое изучение рядов левой клавиатуры.

6.1 Основной ряд.
Теория: Понятие басового ключа. Изучение основного ряда левой клавиатуры. Изображение в нотной тетради основного ряда левой клавиатуры с указанием кнопок «до», «фа», «соль», «ре», «ля».
Практика: Прописывание басового ключа в нотной тетради. Исполнение упражнений на аккордеоне для координации определения кнопок «до», «фа», «соль», «ре», «ля» основного ряда левой клавиатуры.

6.2 Мажорный ряд.

Теория: Показ и изучение мажорного ряда левой клавиатуры. Обозначение его в нотном тексте.
Практика: Выполнение упражнений на левой клавиатуре с использованием основного и мажорного рядов.

6.3 Минорный ряд.

Теория: Показ и изучение минорного ряда левой клавиатуры. Обозначение его в нотном тексте.
Практика: Выполнение упражнений на левой клавиатуре с использованием основного и минорного рядов.

7. Игра двумя руками.

Теория: Устный разбор несложных пьес. Определение что такое игра двумя руками.
Практика: Исполнение пьес правой и левой рукой отдельно. Соединение партий правой и левой рук.

8. Игра в ансамбле с педагогом.

Теория: Определение понятия ансамбль. Устный разбор партии.
Практика: Исполнение несложных пьес в дуэте с педагогом.


Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения.
1.Работа над постановкой рук.
1.1Учебно-тренировочный материал (гаммы, упражнения.)
Теория: Гамма Сdur и G dur штрихами. Арпеджио короткие и длинные. Упражнения для развития техники.
Практика: Исполнение гаммы C dur и G dur штрихами. Исполнение длинных и коротких арпеджио.
1.2. Игра этюдов.
Теория: Разбор текста этюдов. Тональность, размер, ритмические особенности, движение мелодии и баса. Практика: Исполнение текста этюда, его дальнейшее разучивание и сдача на оценку.
2. Работа над развитием музыкальных способностей обучающегося: музыкальный слух, ритм, музыкальная память.
Теория: Развитие музыкального слуха, чувства ритма музыкальной памяти Практика: Умение пропеть несложную мелодию, исполнить несложные пьесы правой рукой, прохлопать ритм, и применить его на практике. Выучивание легких пьес наизусть для развития музыкальной памяти. 3. Разучивание репертуара.
3.1 Пьесы с двойными нотами.
Теория: Разбор пьесы по нотам. Определение тональности, размера, лада. Прием исполнения двойных нот.
Практика: Исполнение пьес с учетом разбора текста, исполнение двойных нот в произведениях.
2.2 Пьесы с использованием вспомогательного ряда в левой клавиатуре.
Теория: Показ и изучение вспомогательного ряда на левой клавиатуре.
Практика: Умение найти ноты на вспомогательном ряду в басах и использование их в аккомпонименте.
2.3 Пьесы со скачками в мелодии.
Теория: Разбор текста правой руки. Умение найти скачки в произведении. Расстановка аппликатуры.
Практика: Исполнение мелодии правой руки правильной аппликатурой и работа над скачками в тексте разучиваемой пьесы.
4.Изучение новых штрихов и приемов меховедения.
Теория: Повторение названий основных штрихов: легато, нонлегато, стаккато. Переменные штрихи. Смена меха в зависимости от построения
фраз и мелодии.
Практика: Исполнение репертуара штрихами и с правильной сменой меха.
5.Игра в ансамбле с педагогом.
Теория: Разбор партии обучающегося.
Практика: Исполнение обучающимся партии. Игра в ансамбле.
6.Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов.

Теория: Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов: струнные, духовые, клавишно-духовые, ударные.
Практика: Показ и игра на инструментах: аккордеон, баян, балалайка, домра, бубен, ложки.
Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения.
1.Упражнения, этюды, гаммы до 4 знаков.
Теория: Гаммы G,D,A,E dur. Штрихи, количество знаков. Устный разбор упражнений и этюдов.
Практика: Исполнение гамм G,D,A,E dur штрихами , правильной аппликатурой. Разбор и игра на инструменте этюдов и упражнений в тональностях G,D,A,E dur.

2.Чтение нот с листа, подбор по слуху.
Теория: Устный разбор текста несложной пьесы: определение тональности, размера, особенностей ведения мелодии и аккомпонимента.
Практика: Исполнение с листа несложной пьесы. Подбор по слуху мелодии.
3.Изучение новых исполнительских приемов, способов, украшений.
Теория: Исполнительские приемы: Исполнение штрихов, правильное меховедение, использование форшлага.
Практика: Разучивание репертуара разными штрихами, с правильной сменой меха. Исполнение форшлага.

4.Работа над репертуаром.
4.1.Разучивание пьес с аккордами.
Теория: Устный разбор произведений: определение жанра, количество частей, особенности строения мелодии, аккомпонимента.
Практика: Нотный разбор и постепенное разучивание произведений на аккордеоне. Исполнение аккордов. Применение кистевого стаккато.
4.2 Разучивание полифонических пьес.
Теория: Менуэт, сарабанда. Особенности полифонических пьес.
Практика: Разучивание партий правой и левой руки. Исполнение произведения двумя руками.
5.Работа над выразительностью исполнения, образом произведения.
Теория: Эпоха создания репертуара. Исполнительский план произведения: динамический, темповой ритмический, выбор кульминаций, характер.
Практика: Разучивание и исполнение репертуара по намеченному исполнительскому плану.

6.Подготовка концертного выступления.
Теория: Культура поведения на сцене: правильный выход, поклон, показ эмоций. Психоэмоциальный настрой, работа над преодолением страха, яркая и эмоциональная игра на аккордеоне.
Практика: Культура поведения на сцене. Яркое эмоциональное выступление.


Содержание учебно-тематического плана 4 года обучения.
1.Упражнения, этюды, гаммы до 4 знаков.
Теория: Гаммы G,D,A,E dur. Штрихи, количество знаков. Устный разбор упражнений и этюдов.
Практика: Разучивание и исполнение гамм, этюдов, и упражнений.
2.Чтение нот с листа подбор по слуху.
Теория: Устный разбор несложных пьес. Этапы подбора по слуху.
Практика: Исполнение с листа несложных произведений. Игра подобранной по слуху мелодии двумя руками.
3.Изучение новых исполнительских приемов, способов, украшений.
Теория: Изучение приема тремоло мехом. Репетиция в аппликатуре. Изучение знаков сокращенного письма. Двойной форшлаг и группетто.
Практика: Исполнение репертуара с использованием новых приемов, способов, украшений.
4.Работа над репертуаром.
4.1. Полифонические пьесы.
Теория: Строение прелюдий и фуги. Изучение особенностей исполнения полифонии.
Практика: Разучивание и исполнение полифонических произведений.
4.2.Произведения крупной формы.
Теория: Строение произведений крупной формы. Разбор репертуара.
Практика: Знание строение крупной формы. Разбор и исполнение произведения.
4.3 Обработка народной музыки.
Теория: Особенности народной музыки.
Практика: Разучивание обработки русской, удмуртской, татарской и т.д народной песни или танца.

4.4.Разучивание партий для ансамбля.
Теория: Устный разбор партии для ансамбля.
Практика: Исполнение партии на аккордеоне.
5 Работа над выразительностью исполнения, образом произведения.
Теория: Выстраивание исполнительского плана: динамика, темп, ритмические особенности, кульминации.
Практика: Работа над произведением по намеченному исполнительскому плану.

6.Подготовка к концертному исполнению.
Теория: Психоэмоциональный настрой. Культура поведения на сцене.
Практика: Концертное выступление.
Содержание учебно-тематического плана 5 года обучения.

1.Упражнения на совершенствование техники, этюды, гаммы до 5 знаков.
Теория: Теоретический разбор текста этюдов, упражнений и гамм до 5 знаков. Практика: Разучивание и исполнение этюдов, упражнений, гамм до 5 знаков.
2.Чтение нот с листа, подбор по слуху.
Теория: Устный разбор несложных пьес. Этапы подбора по слуху.
Практика: Исполнение с листа несложных произведений. Игра подобранной по слуху мелодии двумя руками.

3.Совершенствование исполнительских приемов, способов игры на аккордеоне.
Теория: Изучение более сложных исполнительских приемов.
Практика: Разбор и игра произведений с использованием более сложных исполнительских приемов.

4. Работа над репертуаром.

4.1. Полифонические пьесы.
Теория: Строение прелюдий и фуги.Изучение особенностей исполнения полифонии. Усложнение репертуара.
Практика: Разучивание и исполнение полифонических произведений.
4.2 Произведение крупной формы.

Теория: Строение произведений крупной формы. Разбор и усложнение репертуара.
Практика: Знание строение крупной формы. Разбор и исполнение произведения.

5. Работа над выразительностью исполнения, образом.

Теория: Выстраивание исполнительского плана: динамика, темп, ритмические особенности, кульминации. Характер произведения.
Практика: Работа над произведением по намеченному исполнительскому плану.

6. Подготовка к концертному выступлению.

Теория: Психоэмоциональный настрой. Культура поведения на сцене.
Практика: Концертное выступление.
Содержание учебно-тематического плана 6 года обучения.
1 Упражнения на совершенствование техники, этюды, гаммы до 5 знаков.
Теория: Устный разбор упражнений, этюдов. Определение знаков в гаммах и определения штрихов для их исполнения.
Практика: Игра упражнений и гамм различными штрихами в разных темпах, разучивание и исполнение этюдов.
2. Подбор экзаменационной программы.
Теория: Выбор трех пьес разных жанров: полифония или часть крупной формы, обработка народной песни или танца, эстрадная пьеса.
Практика: Все произведения исполняет педагог для выбора.
3. Работа над репертуаром.
3.1 Работа над текстом

Теория: Устный разбор текста произведений: определение тональности, штрихов, размера, динамических и темповых особенностей, смена меха, аппликатура.
Практика: Исполнение произведений экзаменационной программы по нотам.
3.2.Работа над технически сложными местами в исполняемых произведениях.
Теория: Выявление сложных мест в исполняемых произведениях.
Практика: Отработка сложных мест методом повторения, разными штрихами, крепкими пальцами.
3.3 Работа над художественным образом исполняемых произведений.
Теория: Эпоха создания произведений. Сведения об авторах. Исполнительский план экзаменационной программы.
Практика: Исполнение программы согласно намеченному исполнительскому плану.
4. Подготовка к экзамеционному выступлению.

Теория: Культура выступления и психоэмоциональный настрой.
Практике: Исполнение программы на концертах и репетициях для успешной сдачи экзамена.

Учебно-тематический план группового занятия ансамбля аккордеонистов и баянистов (1 год обучения. Ознакомительный уровень).

Задачи:
1.Формирование первоначальных навыков игры в ансамбле.
2.Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на учебных занятиях.
3.Участие в концертах.



Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля


1.
Вводное занятие
2
2
-
опрос

2.
Ансамбли и оркестры
4
2
2
опрос

2.1
Виды оркестров.
2
1
1


2.2
Особенности ансамблевой игры
2
1
1


3.
Приемы ансамблевого исполнительства
6
2
4
Опрос
Контрольный урок


3.1
Разновидности партий в ансамбле
2
1
1


3.2
Особенности исполнения партий ансамбля
4
1
3


4.
Работа над музыкальными произведениями
54
12
42
Контрольный урок

4.1
Работа над текстом
11
2
9


4.2
Работа над меховедением, штрихами
7
2
5


4.3
Работа по партиям
14
2
12


4.4.
Работа над синхронностью исполнения
14
2
12


4.5
Эмоциональное и выразительное исполнение
8
4
4


5.
Концертная деятельность
4
1
3
Выступление на концерте

6.
Итоговое занятие
2
-
2
Контрольный урок
Концертное выступление


итого
72
19
53




Учебно-тематический план группового занятия ансамбля аккордеонистов и баянистов
(2, 3, 4 год обучения. Базовый уровень)
Задачи:
1.Совершенствование знаний и умений в области коллективного исполнительства. 2.Воспитание культуры сценического поведения.
3.Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.


Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля

1.
Вводное занятие.
2
2
-
Опрос


2.
Работа над музыкальными произведениями прпроизведение прр
120
20
100
Контрольный урок

2.1
Работа над текстом
30
10
20


.2.2
Работа над меховедением, штрихами
12
2
10


2.3
Работа по партиям.
35
2
33


2.4
Работа над синхронностью исполнения
26
2
24


2.5
Эмоциональное и выразительное исполнение
17
2
15


3
Концертная деятельность
20
0
20
Выступление на концерте

4
Итоговое занятие
2
-
2
Контрольный урок
Концертное выступление


итого
144
22
122



Содержание учебно-тематического плана ансамбля 1 года обучения.
1.Вводное занятие:

Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. 2.Ансамбли и оркестры.
2.1 Виды оркестров.
Теория: Симфонический, эстрадный, оркестр русских народных инструментов. Практика: Умение назвать виды оркестров.
2.2 Особенности ансамблевой игры.
Теория: Отличие ансамбля от оркестра. Совместное исполнение произведения ,где каждый участник ведет свою партию. Практике: Дать определение ансамблю и особенностям совместного музицирования.
3.Приемы ансамблевого исполнительства.
3.1 Разновидности партий в ансамбле.
Теория: Виды партий: тема или мелодия, контрапункт, педаль, аккомпонимент, бас.
Практика: Определение вида партии и подготовка к исполнению.
3.2 Особенности ансамблевой игры.
Теория: Игра в ансамбле- это совместный увлекательный процесс. где каждый участник является частью коллектива. Зависимость качества игры от каждого участника ансамбля. Практика: Умение определить свою роль в совместном творческом процессе.
4 Работа над музыкальным произведением.
4.1 Работа над текстом.
Теория:Написание партий с учетом возможностей и способностей детей. Устный разбор текса партий: тональность, размер, темп, характер. Практика: Исполнение партий в медленном темпе со счетом.
4.2 Работа над меховедением. и штрихами.
Теория: Определение смены меха. Выбор штриха для исполняемого произведения. Практика: Исполнение партий с учетом расстановки смены меха и выбранного штриха.
4.3 Работа по партия.
Теория: Определение особенностей разных партий. Их роль в гармоничном звучании произведения. Практика: Исполнение партий в медленном темпе группами участников ансамбля.
4.4 Работа над синхронностью.
Теория: Определение что такое синхронное исполнение. Практика: Умение одновременно с другими участниками ансамбля исполнить свою партию.
4.5 Эмоциональное и выразительное исполнение.
Теория: Определение особенностей произведения: эпоха создания, сведения об авторе, жанр, лад, характер. Настроение при исполнении произведения. Практика: Исполнение произведения эмоционально и выразительно.
5.Концертная деятельность.
Теория: Культура исполнения. Выстраивание плана игры Настрой на успешное выступление. Практика: Выступление на мероприятиях и концертах внутри объединения и Дворца детского (юношеского) творчества.
6.Итоговое занятие.
Теория:Опрос или анкетирование участников ансамбля. Практика: Исполнение выученного репертуара. Подведение итогов по результатам опроса или анкетирования. Содержание учебно -тематического плана ансамбля 2, 3, 4 года обучения.
1.Вводное занятие.

Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности.

2.Работа над музыкальными произведениями.
2.1 Работа над текстом.

Теория: Усложнение репертуара. Народные обработки, эстрадные произведения, аккомпонимент фольклорному ансамблю. Написание партий с учетом возможностей участников ансамбля. Практика: Разбор исполнение произведений разных жанров.
2.2 Работа над меховедением, штрихами. Теория: Расстановка смены меха. Определение штрихов исполняемых произведений. Практика: Исполнение партий правильными штрихами и сменой меха.
2.3 Работа по партиям.
Теория: Определение особенностей разных партий и их роль в гармоничном звучании произведения. Практика: Исполнение партий отдельными группами участников ансамбля.
2.4 Работа над синхронностью произведения.
Теория: Повторение понятия синхронного исполнения. Практика: Работа над синхронным исполнение партий.
2.5 Эмоциональное и выразительное исполнение.
Теория: Выстраивание исполнительского плана произведения. Определение характера. Эмоциональный настрой. Практика: Исполнение произведения согласно намеченному плану .Работа над характером и эмоциональной игрой.
3.Концертная деятельность.
Теория: Культура выступления. Выстраивание плана исполнения произведений. Настрой на успешное выступление. Практика: Выступления во Дворце детского ( юношеского) творчества, на р азличных площадках города, республики. Участие в мероприятиях конкурсах, фестивалях.
4.Итоговое занятие.
Теория: Опрос или анкетирование участников ансамбля. Практике: Исполнение выученного репертуара. Подведение итогов по результатам опроса или анкетирования.

Ожидаемые результаты.
Проверка знаний осуществляется на контрольных и зачетных уроках. Выпускной экзамен проходит после усвоения детьми программы в полном объеме, опираясь на индивидуальные способности ребенка. Система оценок – традиционная, пятибалльная.
1-й этап. После окончания обучения 1-ого этапа обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки:
Знания: Знать устройство аккордеона. Знать динамические оттенки и простые интервалы. Знание нот, аппликатуры в гаммах и арпеджио.
Умения: Правильно сидеть за аккордеоном . Контролировать действия правой и левой руки. Определять в тексте ноты и длительности. Играть 1-но октавную гамму. Играть 2-х октавные гаммы шьрихами. Разобрать самостоятельно нотный текст, определить в общих чертах характер и некоторые особенности музыкального произведения. Контролировать качество звука и меховедения.
Навыки: Определять: лад, тон – полутон, ритмические рисунки, характер музыки, движение мелодии. Владение основными игровыми навыками; способность к самоконтролю за качеством звука, ритмической точностью, за исполнительским планом. Выдержка и собранность при концертном исполнении.
2-й этап. По окончании 2-ого этапа обучения выпускник должен иметь следующие знания, умения и навыки:
Знания: всего теоритического материала, по программе музыкально-хоровой студии, строения мелодии и музыкальных форм, динамических оттенков, условных обозначений. Знание технологии исполнения штрихов, двойных нот. Знание технологии разучивания гаммы, этюда, пьесы. Правила и приемы звукоизвлечения.
Умения: разобрать самостоятельно нотный текст, проанализировать, в общих чертах, характер, жанр, выразительные средства и другие особенности музыкального текста. Разучивание текста, работа с техничными, сложными эпизодами, каденциями, согласовывать силу звука, артикуляцию. Играть слаженно с другими участниками ансамбля. Контролировать качество звука.
Навыки: владение игровыми навыками, соответствующими индивидуальным особенностям учащегося; способность к самоконтролю за всеми сторонами исполняемого произведения (качество звука, ритмическая точность, прдуманный исполнительский план), психологическая готовность к исполнению большой сольной программы (выдержка и собранность при концертном исполнении).
Ожидаемые результаты ансамбля 1 года обучения. Участник ансамбля должен:
- уметь вести свою партию, не отвлекаясь на другие;
- правильно исполнять все штрихи;
- выступать с ансамблем;
- владеть собой на сцене во время выступления.

Ожидаемые результаты ансамбля 2,3,4 года обучения. Участник ансамбля должен:
- грамотно вести свои партии, при этом слышать и другие;
- точно исполнять все штрихи;
- владеть динамическими приемами;
- правильно менять мех;
- выступать с ансамблем
- уметь владеть сценической культурой поведения.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося:
- понимание стиля, композиционных закономерностей в процессе воплощения художественного образа;
- владение исполнительской культурой;
- техническое мастерство;
-артистизм и творческое самовыражение в создании яркого художественного образа при исполнении;
- сценическая культура исполнения;
- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;
- стабильность исполнения;
-умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Качественные характеристики, которые закладываются в оценку промежуточной аттестации:
Оценка “отлично” (5) ставится за артистичное, технически качественное и художественно-осмысленное исполнение программы. В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка “отлично - “ (5-) ставится за музыкальное, выразительное исполнение программы. Произведения исполняются в заданном темпе, с качественным звуковедением и звукоизвлечением, обучающийся свободно владеет исполнительским аппаратом. В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора. Допускаются небольшие погрешности от волнения (текстовые, ритмические, технические).
Оценка “хорошо +” (4+) ставится за качественное стабильное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей стилистическим разнообразием программы и заинтересованным отношением к исполнению. Оценка может быть поставлена за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также при наличии погрешностей стилистического характера или метро-ритмической неустойчивости.
Оценка “хорошо” (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в которой очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя.
Оценка “хорошо -” (4-) ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы с заниженной сложностью, за недостаточно технически качественную игру без проявления исполнительской инициативы, при понимании обучающимся поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками.
Оценка “удовлетворительно” (3) ставится за формальное, невыразительное исполнение программы. Программа выучена удовлетворительно, однако исполнение сбивчивое, имеются технические погрешности. Темп не соответствует заданному автором. Обучающийся слабо владеет инструментом, исполнительский аппарат зажат. Программа заниженной сложности.
Оценка “неудовлетворительно” (2) ставится в случае существенной недоученности программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, на крайне низком техническом и художественном уровне.

Методическое обеспечение программы
Методические пособия:
Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» М. «Советский композитор» 1970г.
Двелянский «Самоучитель игры на аккордеоне» М. «Советский композитор» 1985г.
К. Черни «Избранные этюды»
Г. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
Бажилин «Школа игры на аккордеоне»
Беседа «Аккордеон – от создания до современности»
Лекция «В.В. Андреев - создатель оркестра русских народных инструментов»
Сценарий «Музыкальные чудеса» авторы Н. Фассахова, И. Шатунова
Список требований к зачёту, контрольному уроку, экзамену по классу аккордеона
Дидактический материал: нотная литература, нотная тетрадь, дидактический материал для усвоения музыкальной грамоты, ритмические карточки, учебные и методические пособия.
Технические средства: аккордеоны, баяны, балалайки, домры, ударные инструменты, ноутбук и аудио-аппаратура.
Перечень сборников для детей.
Г.Бойцова «Юному аккордеонисту» 1,2 части
Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги» - М. «Кифара» - 1998г.
Бортянков. «Эстрадные миниатюры для аккордеона». Издательство «Детство».
Завальный «Музыкальная мозаика» М. «Кифара» 2003г.
Хрестоматия репертуара для ДШИ 2,3,4,5 год обучения. Издательство «Советский композитор» 1995 год.


Список литературы для педагога.
1.Пьяццола «20 танго для баяна и аккордеона». Изд. «Музыка», 2002 г.
2.«Первые шаги баяниста». В. 16. «Советский композитор», 1970 г.

3.Сборник пьес «Я люблю тебя, жизнь». «Советский композитор»,1982г.
4.Сборник танцев и маршей для баяна». «Огиз-музгиз», 1934 г.
5.Ушаков «Композиции для дуэта аккордеонистов». «Композитор»,2003 г
6.Ушаков «Композиции для аккордеона», «Композитор», 2000 г.
7.Хрестоматия аккордеониста. 1-2 кл. Сост. Гусев. М. «Музыка»,1966 г.
8.Хрестоматия аккордеониста 1-3 кл. ДШИ. М. «Кифара», 2002 г.
9. Хрестоматия аккордеониста 5 кл. ДМШ. Пьесы. М. «Музыка», 1999 г.
10. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона 3-4 кл. ДМШ, «Музыка», 1978 г.
11.Черни К. «Избранные этюды». В. 13. «Советский композитор», 1990 г.
12.«Эстрадные миниатюры». Изд. «Музыка», 1993 г.
Репертуарный список для обучающихся по мере усложнения.

1.Филлипенко «Цыплята»
2.Р.н.п «Не летай соловей»
3.Бел.н.п «Савка и Гришка»
4.Американская н.п «Сюзанна»
5.Р.н.п «Пойду ль я» Обр Бойцовой
6.Б.н.п «Зайчик»
7.Савельева. «Неприятность эту мы переживем»
8. Моцарт. Менуэт C dur
9. Гайдн. Менуэт G dur
10. Р.н.п «Вдоль да по речке» Обр. Дымова
11.Укр.н.п «Ой под вишнею»
12.Манчини «Розовая пантера»
13.Анцанти Вальс-мюзетт
14.Карело-финская полька Обр. Бажилина
15.Бажилин Вальс к спектаклю «Банкрот»
16. Волжская кадриль. Обр. Новикова
17. Джоплин Регтайм
18.Саратовские переборы Обр Бажилина
19.Петров Вальс из к.ф «Берегись автомобиля»
20.Хауг Прелюдия Е dur

Репертуарный список для ансамблей

1 год обучения

1.Р.н.п «Перевоз Дуня держала» Обр Фассаховой
2.Кравченко «Караван»
3.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
4.Иванов Полька

2,3,4 год обучения

1.Агапкин «Прощание славянки»
2.Еврейские мелодии Обр. Фассаховой
3.Полька Евы Обр. Фассаховой
4.Манчини «Розовая пантера»
5.Тассо «Puttin' On the Ritz»
6.Р.н.п «Как под яблонькой» Обр. Фассаховой










13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315