Конспект урока по окружающему миру на тему О чём расскажет план ( 3 класс)

Тема урока: О чем расскажет план
Цели: познакомить с понятиями «план местности», «масштаб»; научить читать карту.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы, извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в нашей жизни.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 2 (с. 14)
Какие примеры записаны в тетради?
Что вы можете о них рассказать?
Задание 3 (с. 14)
Какие вопросы вы записали?
На какие из них вы сможете ответить?
Задание 4 (с. 15)
Какие фотографии приклеили к каждой подписи?
Что можете рассказать об этих музеях?
Самоопределение к деятельности
Любознательный человек стремится как можно больше узнать, увидеть. Он посещает экскурсии, ходит в походы, отправляется в новые незнакомые места.
Как найти в незнакомом городе достопримечательности? (Спросить у местных жителей, воспользоваться путеводителем.)
Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную местность без путеводителя? (Ответы детей.)
Нам поможет план местности. Сегодня мы узнаем, как его читать.
Работа по теме урока
Работа по учебнику С. 20
Почитайте тему урока. (О нем расскажет план.)
Как думаете, о чем может рассказать план?
Всем ли раскроет план свои тайны? (Только тем, кто может его прочитать.)
Как думаете, что значит прочитать план? (Изучить условные обозначения и определить, что изображено на плане.)
Работа с загадками
Отгадайте загадки. Докажите свое мнение.
Виден край,
Да не дойдешь. (Горизонт.)
Что такое линия горизонта? (Линия кажущегося соединения неба и земли.)
По стране в поход идем,
Друга мыс собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. (Компас.)
Какие основные и промежуточные стороны горизонта еще может показать компас? (Запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.)
Работа по учебнику
С. 20
Прочитайте и скажите, что такое план местности.
Рассмотрите иллюстрации на с. 2021 и скажите, где рисунок, а где план местности. (На с. 20 рисунок, на с. 21 план местности, так как все объекты на местности обозначены условными знаками, не зная их значения, понять, что изображено, нельзя.)
Обратите внимание на стрелку, которая указывает направления. Изучите условные обозначения. Что вы можете рассказать о местности по ее плану? (Изображены окрестности города Климова, два села Покровка и Дивное, река Быстрая течет с севера на юг, а потом меняет направление на юго- восток. И т. д.)
Расскажите, как пройти из села Дивное в Покровку. (Примерный ответ. Выйти из села в западном направлении, по грунтовой дороге дойти до реки, пройти через мост, справа будет кустарник, слева луг. Идти по краю луга, дойти до пашни. На пересечении дорог свернуть на северо- запад.)
Как узнать, далеко ли от города Климова находится село Покровка? (Ответы детей.)
Определить расстояние нам поможет масштаб.
С. 21
Прочитайте, что такое масштаб. (Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.)
Что означает масштаб этого плана? (1 см на плане соответствует 100м на местности.)
Как узнать расстояние от города Климова до грунтовой дороги на Покровку? (6 см х 100м = 600м)
Какое расстояние нужно проехать по грунтовой дороге?
(Дети проводят измерения и вычисления.)
Чему равно все расстояние от города до Покровки?
(Работа в паре.)
Задайте друг другу вопросы на определение расстояния по данному плану. Ответьте на них.
Физкультминутка
Шеей вертим осторожно
Голова кружиться может.
Влево смотрим раз, два, три.
Так! И вправо посмотри.
(Повороты головы вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся
И на место вновь вернемся.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику С. 22
- Прочитайте, скажите, какие бывают планы.
(Работа в паре.)
- Посмотрите на план Москвы и расскажите, как проехать от Ленинского проспекта до Винницкой улицы.
С. 23
- Изучите план Санкт-Петербургского зоопарка. Оля стоит у вольера с белым медведем. Каких животных она может увидеть по дороге к вольеру с лисой?
- Перед вами план эвакуации из школы. Что нужно сделать, чтобы понять этот план? {Прочитатьусловные обозначения.)
- Рассмотрите условные обозначения. Расскажите о пути эвакуации. (Путь показан красными стрелками. Я выйду из класса, сверну..., пройду мимо..., дойду до..., поверну... и т. д.)
Рефлексия
Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 6 (с. 20)
(Практическая работа.)
Подведение итогов урока
-Чему научились сегодня на уроке?
-Какими планами вам приходилось пользоваться? Какую помощь они вам оказали?
Домашнее задание :
Прочитать текст на с. 2023 учебника. Ответить на вопросы на с. 23 в рубрике «Проверим себя».
Выполнить задания 25 (с. 1819) в рабочей тетради.



15