Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема «Насекомые». Старшая группа.


МАДОУ «Детский сад №242»
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико – грамматических категорий.
Лексическая тема «Насекомые».
Старшая группа.
Учитель-логопед:
Храмова Раушания Жаудатовна.
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
Развивать музыкально-эстетическое восприятие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, картинки «зеленая лужайка», трафареты «бабочка», массажный шарик, разноцветный пластилин.ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?
- Это птицы поют.
- Правильно. А чем питаются птицы?
- Птицы питаются семенами и зернышками.
- Птицы питаются насекомыми.
II Развитие неречевого дыхания.
У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
III Вводная беседа. - А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?
- На моей лужайке спрятался муравей.
- На моей лужайке спряталась стрекоза.
(кузнечик, жук, комар.)
- Как назвать одним словом?
- Это насекомые.
- Кто такие насекомые?
- Это крошечные животные, у которых шесть лапок.
- Из каких частей состоит тело насекомых?
- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.
- Почему некоторые насекомые ярко окрашены?
- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.
IV Развитие лексико-грамматических категорий.
- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?
- Комар звенит, а комары звенят.
- Кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.
- Жук и жуки?
- Жук жужжит, а жуки жужжат.
- Сверчок и сверчки?
- Сверчок свистит, а сверчки свистят.
- Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти? Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете, как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
- Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.
Муха - мушка, жук – жучок, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик.Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?
- Муравей питается вредными насекомыми.
- Чем питается муха?
- Муха питается остатками пищи человека.
- Чем питается пчела?
- Пчела питается нектаром цветов.
- Чем питается кузнечик?
- Кузнечик питается вредными насекомыми.
- Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а другие – вред. Комар – какое насекомое?
- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.
- Муха?
- Муха – это вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.
- Пчела?
- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и опыляет цветы.
- Муравей?
- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.
- Бабочка?
- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.
- Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?
- На поляне две стрекозы.
- Сколько на поляне муравьев?
- На поляне три муравья.
- Сколько на поляне мотыльков?
- На поляне пять мотыльков.
- Сколько на поляне кузнечиков?
- На поляне один кузнечик.
- Сколько на поляне жуков?
- На поляне два жука.
- Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).
Как вы думаете, кто к нам прилетел?
- Я думаю, что прилетел комар.
- Я думаю, что прилетел шмель.
- Я думаю, что прилетела муха.
- А комар какой?
- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.
- А шмель какой?
- Шмель большой, полосатый.
- А муха какая?
- Муха вредная, назойливая, надоедливая.
- А пчела какая?
- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.
Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.
Прилетела к нам вчера         (дети бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
Полосатая пчела ,       (загибают по одному пальчику на название каждого насекомого)
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза                         ( показываем пальцами два круга у глаз)
Пожужжали, полетали                   ( бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)
От усталости упали.                         ( Приседают на ковер.)
- Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?
- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.
- Может быть она под листом?
- Под листом нет гусеницы.
- Может быть она на цветке?
- На цветке нет гусеницы.
- В норке?
- В норке нет гусеницы.
- Над травой?
- Над травой нет гусеницы.
- Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?
- В, над, под, на.
- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.
- Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.
V Развитие мелкой моторики. (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).
- Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?
- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
VI Итог занятия.
- Куда мы сегодня совершили путешествие?
- Мы совершили путешествие на лесную полянку.
- В кого превратилась гусеница?
- Гусеница превратилась в бабочку.
- Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?
- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.
Приложение. Презентация к занятию.