Урок русской словесности на тему Литературные сказки зарубежных писателей XIX века (на примере сказок Э. Т. Гофмана «Щелкунчик», Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля», О. Уайльда «Соловей и роза»).


-47625-285759525057150ФИО учителя Рапп Елена Валерьевна
Стаж работы 22 года
Место работы ГКУ «Средняя школа № 16 имени Ю. А. Гагарина с дошкольным мини-центром»
с. Междуреченское Илийского района Алматинской области
Должность учитель русского языка и литературы
Категория 13/1
Краткосрочный план урока
Учитель Рапп Елена Валерьевна
Класс 5 Предмет Русская словесность Дата проведения
Тема занятия Литературные сказки зарубежных писателей XIX века (на примере сказок Э. Т. Гофмана «Щелкунчик», Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля», О. Уайльда «Соловей и роза»).
Общая цель Учащиеся знакомятся со сказками Э. Т. Гофмана, Х. К. Андерсена, О. Уайльда. Формируют навыки работы с текстом, совершенствуют знания и применение основных понятий по теме.
Результат обучения По окончании занятия учащиеся знают содержание каждой сказки, основные литературоведческие понятия по теме; умеют работать с текстом, анализировать, составлять вопросы по тексту и отвечать на них, делать выводы; доказывать свою точку зрения; понятно, грамотно, четко излагать свои мысли; понимают, что такое нравственность и какие нравственные качества должны быть у человека; совершенствуют навыки работы в группах и оценивания себя и других.
Ключевые идеи Стимулирование обучения детей с помощью беседы, использование диалога, предоставление учащимся возможности выбора; уместное использование учителем ИКТ на уроках литературы, оценивание в процессе обучения; развитие самооценивания, развитие независимого мышления детей, их способности к собственным интерпретациям, выражению своих точек зрения; доступность и преемственность в обучении; создание благоприятного микроклимата в классе, который определяет самочувствие каждого ребенка в классе, комфортность работы в группе, способствует социальному, нравственному и эстетическому развитию детей.
Оборудование Интерактивная доска, компьютер.
Ресурсы Презентация, аудиозаписи, стикеры, плакаты, фломастеры, маркеры, раздаточный материал: план работы над постером, критерии для оценивания постера, карта самоанализа, лист оценивания групповой работы.
Ход занятия
Этапы
урока Время – 45 ми
нут Атмосфера в классе Действия преподавателя и действия учащихся Приме
чаниеОрг. момент 2 Кабинет подготовлен для проведения урока. Доброжелательный настрой. Приветствие.
Психологическая разминка, настрой на урок.
Разделение на 4 группы по картинкам из сказок
Приветствие. Участие в разминке. Пожелания друг другу. Рассаживаются по группам.
Введение в тему. Стадия вызова. 2 Создание рабочей атмосферы. Доброжелательный настрой. Аудиозапись.
Слово учителя. Целеполагание.
Мозговой штурм. Вопросы на слайде.
( за правильный ответ – 1 балл). Учащиеся слушают аудиозапись. Формулируют тему урока, ставят цели. Отвечают на вопросы.

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имею
щихся знаний.
Стадия осмысления. Презентация Опрос.
Взаимоопрос.
5
3 Комфортная обстановка для активного взаимодействия преподавателя с учащимися.
Свободный обмен мнениями. Учитель наблюдает, помогает.
Взаимоопрос. Тонкие и толстые вопросы.
Ученик выступает с презентацией и задает вопросы к слайдам, группы поочередно отвечают.

Учащиеся в группе составляют 3 вопроса по своей сказке, поочередно задают их каждой группе. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Оценивается вопрос и ответ (1 балл).
Стадия применения.
Подготовка к творческому заданию. 5 Внимательность учащихся.
Заинтересованность, активность учащихся.
Презентация. Работа с терминами. Тема, идея, система персонажей, нравственность.
Вопросы: «Попробуйте объяснить, что такое нравственность? Какими нравственными качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек?»
Учитель объясняет задание, раздает листы с содержанием постера и критериями для оценивания постеров. Учащиеся по слайдам повторяют основные понятия. Знакомятся с планом работы и критериями оценивания постера. Высказывают свои мысли.

Творческая работа в группе. 15 Активное взаимодействие учащихся в составе групп, взаимоуважение, выслушиваниемнений других.
Сплочен
ность групп. 1905869950Учитель наблюдает, направляет, консультирует. 14605517525-615951536700Учащиеся работают над постером.
Физминутка1 Активность учащихся.
Учащиеся делают разминку. Защита постеров. 4 Внимательность учащихся. Учитель наблюдает за презентацией. Презентация постера каждой группой.



Итог урока. Оценивание. 5 Заинтересованность, активность учащихся.
Учитель подводит итог работы, благодарит за активное участие на уроке. Учащиеся с помощью стикеров оценивают постеры (взаимооценивание), заполняют карту самоанализа (самооценивание).


Дополнительное оценивание работы групп другими учителя
ми по критериям.
Рефлексия. 2 Дружеская атмосфера, взаимоуважение. Позитивный настрой. Учитель задает вопрос: «С кем из героев сказок вы отправились бы в путешествие и почему?» Учащиеся письменно отвечают на вопрос, рисуют смайлик, чтобы выразить свое настроение после урока.

Прогнозирование с помощьюоткрытыхвопросов (по таксономии Блума–творческий вопрос)Последу
ющее задание.
Готовиться к внеклассному чтению. Прочитать сказки Х. К Андерсена «Дикие лебеди» по учебнику стр. 176 – 193, немецкую народную сказку «Шесть лебедей» по хрестоматии стр. 20 – 25.
ГКУ «Средняя школа № 16 имени Ю. А. Гагарина с ДМЦ»
Открытый урок
Класс 5
Предмет Русская словесность
Тема «Литературные сказки зарубежныхписателей XIX века (на примере сказок Э. Т.Гофмана «Щелкунчик», Х. К. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик», «Новое
платье короля», О. Уайльда
«Соловей и роза»)»
Учитель русского языка и
литературы Рапп Е. В.
2015 – 2016 учебный год