Методическая работа Развитие полифонического мышления


ГККП Уральский музыкальный колледж им. КурмангазыРазвитие полифонического мышления
Методическая работа Селивановой Л.Г.
Одним из важнейших условий развития начинающего пианиста является воспитание полифонического мышления, полифонического слуха и навыков исполнения полифонии. Рассмотрение этого вопроса является главной целью моей методической работы.
Фортепиано, в отличие от других музыкальных инструментов, - это многоголосный инструмент, инструмент-оркестр, с богатейшим тембро-динамическим потенциалом. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности. Играя на фортепиано, мы имеем дело не с одной мелодией, как, например, певцы или другие музыканты-инструменталисты, а с разнообразной, интересной и в такой же степени сложной звуковой «картиной». Фортепианная музыка уже в своей основе многослойна, полифонична.
Развитие полифонического мышления необходимо рассматривать как часть музыкального воспитания в целом, воспитания художественного вкуса. Сложность этих задач требует начинать занятия по развитию у учащихся навыков полифонической техники на более раннем этапе обучения, потому что недостаточное внимание к произведениям полифонического склада на начальном этапе приводит к механическому воспроизведению текста в отрыве от живой музыки.
Мы должны научить своих учеников умению слушать и слышать, прививать им общую культуру, открыть эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства. Слушание и, конечно, самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет правильно осознать красоту и богатство музыкальной культуры.
Научить ученика осознанно «петь» произведения, содержащие контрастные голоса, подголоски и имитации, а так же полноценно воспринимать полифоническое изложение, ощущать художественный смысл полифонических приемов, является одной из главных задач преподавателя фортепианного класса.
Для формирования полифонического мышления начинающего пианиста педагог фортепианного класса должен отчетливо представлять, что такое полифонический слух. Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной, как минимум, двумя голосами
Полифонический слух – это комплекс целого ряда различных музыкальных способностей.
Это и мелодический слух, т.к. полифония состоит из мелодий или мелодических линий. Это и гармонический слух, т.к. мелодии выстраиваются в гармонии. Это и тембро-динамический слух, т.к. каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой. Это и чувство ритма, т.к. в сочетающихся линиях голоса ритмически различны. Важным компонентом так же является чувство музыкальной логики и способность «охвата формы», т.к. лишь они позволяют услышать и осознать логику горизонтального продвижения и вертикального сочетания линий.
Все эти компоненты полифонического слуха находятся в активном внутреннем взаимодействии и выступают слитно, как целое.
Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одноименном развитии звуковых линий, - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания музыканта.
Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся, и не только начинающих, к полифонии. Причина этого—восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Заметно, что слуховое внимание ученика переключается с одного голоса на другой, выделяя лишь отдельные, наиболее выразительные моменты. Разрыв между слышанием и двигательным воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он обнаруживается и у продвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифоническое слышание с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности, и неуклонно учить пользованию простыми и рациональными способами работы над полифонией.
Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство педагога. Добавлю к этому, что помимо тщательного изучения немногих характерных полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с разнообразными по складу пьесами, включающими отдельные моменты многоголосия.
Следовательно, подступы к полифонии начинаются с правильного восприятия и умения исполнять один из важнейших компонентов полифонической музыки, впрочем, как и музыки вообще – мелодии.
Обращение к методу пропевания мелодии голосом очень помогает лучше её почувствовать, выразительнее исполнять на инструменте, более того, это помогает ученику быстрее заучить мелодию наизусть. Научившись исполнять одноголосную песню, ребенок вскоре переходит к игре мелодий с гармоническим фоном и эпизодическими подголосками. А в дальнейшем начинает постигать музыкальную ткань полифонического двухголосия.
Полезно, например, один голос поиграть громко, а другой – тихо, как «эхо». Важно, чтобы с самого начала работы над пьесой, когда ученик учит ее отдельными руками, он слышал на уроках не только сочетание двух голосов, но и их различную окраску. Затем «форте» и «пиано» меняются местами. Так как обычно хуже слышат нижний голос, можно поиграть его в октавном удвоении двумя руками, а педагог одновременно с учеником должен играть верхний голос.
Сосредоточивание внимания на каждом голосе позволяет лучше уяснить себе его развитие в целом и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос сначала до конца вполне законченно и выразительно.
Вслед за освоением простой имитации начинается работа над пьесами канонического склада, построенные на стреттной имитации. Это такой тип полифонии, когда имитирующий голос вступает до момента окончания своей мысли основным голосом. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения.
Играя пьесы старинных мастеров, ученик знакомится с музыкальным языком эпохи барокко, что служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох. Ведь именно в эту эпоху складывались риторические основы музыкального языка – музыкально-риторические фигуры, связанные с определенной смысловой символикой (фигуры вздоха, восклицания, вопроса, умолчания, усиления, различных форм движения и музыкальной структуры).
Так, постепенно, от урока к уроку ученик преобретает навыки самостоятельности работы над полифоническими произведениями.
И только после такой кропотливой, очень важной работы можно переходить к следующей ступеньке развития полифонического мышления – произведениям И.С.Баха («Нотной тетради А.М Бах» и «Маленьким прелюдиям»). Если первокласснику привили интерес к полифонии, то встретившись с произведениями И.С Баха, он не сможет остаться к ним равнодушным. Легкие полифонические пьесы из «Нотной тетради А.М Бах» - ценнейший материал, который воспитывает чувство стиля и формы, дальше развивает звуковую палитру полифонического мышления начинающего пианиста.