Конспект по литературному чтению Ш.Перро Подарки Феи

ХОД УРОКА
1. Проверка уровня начитанности
– Сегодня, ребята, на уроке мы снова отправляемся в волшебный мир сказок, в тот мир, с которого началось ваше знакомство с жизнью. Ведь первыми произведениями, которые читала вам мама, были сказки. – Вспомните и назовите ваши первые сказки. – «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Маша и  медведь», «Снегурочка». – Молодцы! Много помните сказок. А теперь обратите внимание на нашу выставку книг. Что вы можете сказать о книгах, которые здесь представлены? – На выставке мы видим много со сказками народными и литературными. – Правильно! На дом было задано повторить всё, что мы знаем о сказках, которые изучали в 1-3 классах и перечитать свою любимую сказку. Сейчас мы проверим, как вы подготовились к домашнему заданию. А кто помнит, что такое сказка, что  обозначает это волшебное слово? – Сказка – это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. – Назовите свою любимую сказку и объясните, за что вы её любите. – Вспомните,  на какие две группы делятся все сказки? – Все сказки делятся на авторские или литературные и народные. – А чем они отличаются? – Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилий авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С. Я. Маршака. – Молодцы! Вы точно и грамотно ответили на мой вопрос. Сейчас я вам раздам схемы, а вы вспомните и запишите в пустых прямоугольниках 8 сказок народных и 4 литературных, указывая фамилии автора. – Проверим. Итак, назовите литературные сказки, которые вы записали.
Варианты.
Пантелеев «Две лягушки», Сутеев «Кто лучше?», «Дядя Миша», Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Андерсен «Ель», «Принцесса на горошине», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка». Народные сказки. «У страха глаза велики», «Журавль и цапля», «Колосок», «Дети Деда Мороза», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Морозко», «Теремок».
Вывод делает учитель. Во всех сказках отражена жизнь народа, его мечты о будущем, о мирной, справедливой жизни. Отложите листочки.
2. Викторина
– А теперь мы с вами проведём викторину, где каждый из вас покажет свои знания. Я вам буду читать отрывки из изученных в 1-3 классах сказок, а вы вспомните, и назовите их.
3. Динамическая пауза
– Встаньте, пожалуйста, проведём викторину стоя.
4. Первичное восприятие произведения (сказку читает учитель)
– Ребята, посмотрите на мою обложку. Что вы можете сказать, глядя на неё? С каким произведением мы будем  сегодня знакомиться? – Это авторская волшебная сказка. – Правильно. Сегодня мы познакомимся со сказкой французского писателя – сказочника Ш. Перро «Подарки феи». Со сказками этого автора мы уже знакомились в предыдущих классах. Вспомните, какие сказки мы изучали? – Мы знакомились и анализировали сказку «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Золушка», – Какой персонаж из этих сказок нравится? А что вы можете рассказать о Ш. Перро? – Шарль Перро – писатель-сказочник. Им написано 8 сказок в прозе и 3 в стихах. Многие его произведения вошли в фонд детской литературы. У Ш. Перро было очень доброе сердце, которое до конца согревало людей. По сказкам Ш. Перро написаны пьесы, музыкальные спектакли, сняты фильмы, которые идут во многих странах мира. – Послушайте, я вам почитаю. Вы можете открыть учебники и следить по книге, а можете воспринимать на слух. Прежде чем приступить к анализу сказки, скажите, какие слова были непонятны и неясны?
Словарь урока:
Вдова – женщина, у которой умер муж (женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа). Пристанище – приют, убежище. Спесивый  – высокомерный, уверенный в своём превосходстве перед другими. Заносчивый – высокомерный, самоуверенный.
5. Выявление первичного восприятия (беседа)
– Скажите, ребята, чем тронула вас сказка? – Какие мысли и чувства пробудила? – Мне понравилась фея, потому что она справедливая: наградила младшую дочь и наказала старшую. Мне понравилась младшая дочь. Она была добрая, приветливая. – Что не понравилось? – Не понравилось то, что мать любила только старшую дочь, а надо относиться ко всем детям одинаково. Не понравилась старшая дочь, так как она была грубая, злая. – Какие чувства вы испытали? – Я испытал чувство гордости и восхищения за младшую дочь и тревогу, страх за судьбу старшей дочери.
6. Работа с текстом (вслед за автором)
– А теперь поработает с этим произведением более подробно, и пойдём вслед за автором. Скажите, как называется наша сказка? – Сказка называется «Подарки феи». – Задумайтесь, а почему автор так назвал свою сказку? – Я считаю потому, что фея по справедливости раздала сестрам подарки, наградила младшую дочь и наказала старшую. – Какие подарки получила младшая сестра? – Найдите и прочитайте отрывок, читайте медленно, плавно (сказки сказывались). – Вот что  подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадёт с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза. – Как вы думаете, за что фея наградила такими дорогими подарками младшую сестру? – Я считаю за то, что младшая сестра была скромной, терпеливой, очень доброй, отзывчивой, волевой, выносливой, скромной. – Прочитайте, как об этом пишет автор. – Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же ещё  красавица, каких мало. – А чем ещё  была награждена младшая дочь? – Она встретила прекрасного принца. – А что получила старшая сестра от феи? Прочитайте. – С нынешнего дня каждое слово, которое сорвётся с ваших губ, превратится в змею или жабу. и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог. – За что фея наказала Фаншон? – Я думаю, что фея наказала старшую сестру за грубость, спесивость, зло, высокомерие. – Прочитайте, как об этом пишет автор? – и старшая дочь и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше. – Однако вы не очень любезны, – сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда. – Что хотел нам сказать Ш. Перро своей сказкой? Чему учит эта сказка? Какой урок преподносит данная сказка нам? – Автор хотел сказать нам, что нужно быть добрыми, приветливыми, ласковыми, трудолюбивыми, скромными и как можно чаще говорить друг другу добрые слова, тогда люди от нас никогда не отвернутся, а зло, грубость, лень, высокомерие всё – равно рано или поздно будут наказаны. – Поэт Владимир Маяковский говорил, что после доброго слова «и хочется жить и работать хочется».
7. Динамическая пауза
– А теперь мы с вами отдохнём. Для этого вспомним сказку «Снегурочка». – Что делали ребята перед тем, как прыгать через костёр? – Играли в снежки. – Вот и мы с вами поиграем в снежки. – Вспомните сказку «Три поросёнка». Подуйте на домик из соломы, как дул волк. – Ещё одна сказка «Репка», тянем репку. – Ребята, что же прославляет, а что осуждает автор, Ш. Перро? – Прославляет: доброту, скромность, приветливость, кроткость, терпеливость, трудолюбие. – Докажите словами из текста. – Осуждает: жадность, зло, грубость, лень, высокомерие.
8. Композиция сказки
– Ребята, скажите, почему это произведение названо сказкой? – Что здесь сказочного? – Начало, зачин. – Почитайте. – Жила когда-то на свете вдова, и были у нёё две дочери. – А какие зачины вы ещё знаете? – В некотором царстве, в некотором государстве – Жили-были – Однажды – А ещё в жизни  не бывает феи, никто не может сделать так, чтобы слова превращались в драгоценные камни, розы, жаб, змей. – А какая  эта сказка: волшебная, бытовая или о животных? – Эта сказка волшебная, так как в ней происходят чудеса, которых не может быть в жизни. – А какое главное волшебство в сказке?  – Главное волшебство в сказке – это фея, т.к. без неё невозможны чудеса. – Как заканчивается сказка? Прочитайте. – Ну а старшая сестра с каждым днём становилась всё противнее и несноснее. В конце концов, даже собственная мать не выдержала и прогнала её из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми. – Как сказать одним словом?  – Справедливо. – Вас что-нибудь удивило? – Обычно в сказках хороший конец, а тут по воле автора старшая дочь умирает. – Почему же так жестоко обошёлся автор со старшей сестрой? Даже собственная мать не выдержала? – Я считаю потому, что автор не хочет, чтобы такие люди жили на свете или их было бы меньше. – Почему Ш. Перро называет старшую сестру несчастной? – В этом слове чувствуется жалость сказочника. Ему всё равно жаль Фаншон, ведь она человек. А в человеке должно человеческое торжествовать. И была бы живая. – Кто виноват во всём случившемся? Как вы считаете? – Я считаю, что виновата во всём мать. Не смогла правильно воспитать дочь. Нужно любить одинаково дочерей, тогда бы не произошло то, что произошло. – Надо найти ключ к человеку, пробудить его доверие – и перед тобой откроется сокровище (большая ценность). Должно быть бережное отношение к любому, даже к самому пропащему человеку. Андрей Платонов, очень мудрый писатель, словами своего героя говорил:
«Я жить родителями поставлен,  Я по закону родился,  Я тоже всему свету нужен,  Как и ты, без меня тоже,  Значит нельзя».
– Надо учиться видеть в человеке хорошее.
9. Творческие задания
– А теперь представьте, что вы все авторы. – Как бы вы закончили сказку? – Я бы закончила сказку тем, что старшая сестра поскиталась, поскиталась бы, поняла свою ошибку, исправилась и вернулась домой, попросила прощения, покаялась, и вся семья стала жить счастливо, дружно, мирно. – Я закончила бы так: Фаншон нашла себе дом, стала работать, вышла замуж.
10. Работа с микрокартинами
– Ребята, теперь вы мультипликаторы и вам предстоит показать по телевизору 1 кадр по этой сказке. Подумайте, что бы вы показали? – Я бы показала такой кадр, чтобы заинтересовать всех зрителей, а именно двух сестёр, у одной с губ падают розы, жемчужины, алмазы, а у другой – жабы, гадюки. Пусть люди задумаются, почему так происходит. А потом я дам ответ на их вопрос, показав следующие кадры.
11. Формирование читательских умений
– Молодцы, ребята! Назовите грамотно произведение, с которым мы сегодня работали на уроке. – Мы сегодня работали на уроке со сказкой Ш. Перро «Подарки феи». – Смоделируйте нашу сказку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Почему вы нарисовали круг и закрасили его синим цветом? – Первая сказка, с которой мы познакомились, была сказка «Колобок», а он  похож на круг. Закрасили синим цветом потому, что волшебные сказки мы закрашиваем синим цветом. – А теперь составим с вами схему сказки. Переверните модели.
Две дочери ––> Младшая дочь и Фея ––> Подарки Феи младшей дочери ––> Фея и старшая дочь ––> Подарки Феи старшей дочери ––> Младшая дочь и Принц ––> Судьба старшей дочери.
– А сейчас, ребята, произойдёт ещё одно чудо, все ваши работы превратятся в одну книжечку
(Учитель степлером сшивает листочки).
12. Выводы по уроку
– Ребята, вы все знаете такое выражение «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» – Какой урок вы возьмёте сегодня из сказки?  – Чему учит сказка? – Для себя я взяла такой урок: нужно в жизни быть добрыми, приветливыми, скромными и тогда люди от нас не отвернуться, у нас будет много друзей, а зло, грубость, высокомерие всё равно будут наказаны и никогда не будут у таких людей друзей, они останутся одни, а одиночество очень страшное наказание в жизни. – Ребята, а как вы думаете, почему сказки Ш. Перро не утратили своего значения до наших дней? – Сказки Ш. Перро учат стремиться к правде, к красоте, учат быть смелыми, добрыми, приветливыми, трудолюбивыми. Осуждают пренебрежение к труду, надменность, спесь, бездушное отношение к людям. Все сказки этого автора – это поучительные истории, взятые из самой жизни. В любой сказке сквозь богатую фантазию видна сама жизнь с её горестями и радостями. Доброта и трудолюбие вознаграждаются судьбой!
– Я хочу пожелать, чтобы у каждого из вас как можно чаще с губ слетали розы, алмазы, жемчужины. Говорите чаще друг другу добрые слова, и тогда люди улыбнуться вам в ответ и мир станет добрее и жить станет легче. Ведь в жизни тот добивается больше, кто добр, приветлив, тому хочется подарить что-то на память. Спасибо всем за работу на уроке!
13. Задание на дом
Подготовить рассказ о фее по плану в учебнике, выполнить задание в тетради, подготовить 2-3 кадра (по желанию).[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]