Урок истории Казахстана на тему Освоение целины (9 класс)


Тема урока: Освоение целины.

Цели: Сформировать у учащихся знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, понимание условий, которые вызвали данный процесс, учащиеся выделяют положительные и отрицательные моменты в поднятии целины, дают оценку демографической ситуации республики после освоения целины.
Задачи:
Образовательные:
Учащиеся
Дают характеристику положения в сельском хозяйстве республики в первые послевоенные годы
Знают когда, кем и почему было принято решение об освоении целины, руководителей республики начального периода освоения целины, регионы СССР и области Казахстана, вошедшие в число целинных.
Называют социальный состав целинников
Анализируют итоги освоения целинных земель, выделяют плюсы и минусы освоения целины, и дают оценку итогов.
Делают анализ демографической ситуации, сложившейся в республике после освоения целины.
Дают оценку положения в животноводстве республики, определяют факторы, повлиявшие на упадок и подъем отрасли.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию критического, логического и ассоциативного мышления учащихся, умений давать сравнительные характеристики историческим событиям, сворачивать информацию, вычленять общие и конкретные факты, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. Развитие коллаборативного сотрудничества, умения прислушиваться к мнению окружающих, воспринимать чужие идеи и конструктивно излагать собственную точку зрения.
Воспитательные:
Прививать интерес к героическому прошлому своей страны, воспитывать  чувство уважительного отношения к  людям  труда.
Оборудование урока:
История Казахстана (с начала ХХ в. По настоящее время). Учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ М.К.Казыбаев, К.Н.Нурпеис,К.М.Жукешев. – 3-е изд., переработанное и до., - Алматы: Мектеп, 2013.
ЦОРы по истории Казахстана
Ход урока.
Этап время Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Орг. момент.
1 мин Перед звонком на доске идут кадры хроники где целинники едут на освоение целины с песней «Едем мы друзья, в дальние края…»
Приветствие, проверка присутствующих на уроке.
Дети берут перевернутые карточки и садятся по группам, согласно одинаковому рисунку на карточке.
Полная готовность класса и оборудования быстрое включение в деловой ритм.
2.Подготов-ка к изучению новой темы. 1 мин - Ребята! Только что перед вами пролетели кадры событий, которые историки и политики оценивают, как грандиозный социально-экономический проект ХХ века.
Мы с вами сегодня станем сопричастны тем далеким событиям и перенесемся на 60 с лишним лет назад в середину ХХ века, где познакомимся с событиями освоения целинных земель. Слушают, настраиваются на работу.
3.Постанов-ка учебной задачи.
1 мин. 2 мин Записывается тема урока.
Целеполагание.
Обращается внимание на критерии успешности.
-Перед вами листки с критериями успешности. Посмотрите, что вам необходимо уметь делать к концу урока, чтобы он прошел для вас эффективно. Записывают.
Прочитывают критерии, нацеливаются на их достижение.
4.Изучение нового материала.
35 мин. 8 мин
2 мин
1 мин
1 мин
2 мин
7 мин
1 мин
5 мин
1 мин
6 мин
1. Положение в сельском хозяйстве.
-Рассмотрение вопроса мы начнем с анализа ситуации сложившейся в сельском хозяйстве республики к 50-м годам ХХ века.
Стратегия «Колесо последствий»
-Какая группа получила только «+»?
-У кого есть «-»?
-Какого цвета минус? Задайте вопрос по уточнению сведений те, кто поставил отрицательную оценку.
2. Решение об освоении целинных и залежных земель.
-Итак, какие неразрешенные проблемы остались к в начале 50-х годов в хозяйстве республики?
- Таким образом, становится очевидным, что, несмотря на попытки правительства, решить проблемы сельского хозяйства, сделать это пока не удалось.
Перед страной встала серьезная проблема дефицита зерна. Хлеба катастрофически не хватало. Первый руководитель страны Н.С.Хрущев был сторонником экстенсивного метода, то есть обработки ранее не возделанных целинных земель.
СЛАЙД
Распахав миллионы гектаров новой пашни, руководитель СССР Н.С.Хрущев надеялся решить проблему дефицита хлеба в стране.
ВИДЕО «ПЕРВАЯ ВЕСНА» (4.26-5.13)
- На призыв партии откликнулись молодые люди со всей страны. Глобальный проект заработал.
Задание.
- Наша следующая задача: изучить и систематизировать фактический материал о проекте освоения целины.
Стратегия «Творческая матрица», «Стикеры»
- С заданием Вам поможет справиться маршрутный лист, учебник, карта и набор фотографий. Не забудьте, успешной будет та группа, которая эффективно организует свою работу, распределит роли и время.
3. Итоги целины.
-Освоение целинных и залежных земель пошло полным ходом. Отвечая на призывы партии, со всех концов огромной страны ехала молодежь, готовая преодолеть любые трудности в борьбе за хлеб. И какими же были итоги их трудового героизма?
Задание:
- На ленте, что лежит у вас на парте, отметьте, опираясь на учебник §36п.3 стр.152 первые итоги работ по освоению целины и достижения целинников сделанные ими на каждом очередном этапе. Внесите их в «ленту достижений».
4. Результаты освоения целины.
Стратегия «Займи позицию»
На доске прикреплены листы А4 с обозначением «+» и «-».
Повторяют правила работы в группе.
Каждая группа, получает лист с цепочкой направлений по исследованию вопроса. Находит в учебнике необходимые сведения и после обсуждения в группе вносит их в соответствующее окошко.
Взаимооценивание «Плюс, минус, интересно»: учащиеся каждой группы своим цветом маркера проставляют оценки работе других групп. (Если согласны с утверждением ставят «+», не согласны «-», нашли интересную идею «!»
Задают вопросы, вносят коррективы, исправляют.
Отвечают:
-Сельское хозяйство не могло обеспечить страну продовольствием, а промышленность сырьем.
Смотрят отрывок видео.
Берут маршрутные листы и, работая в группах, записывают необходимые сведения на стикеры своего цвета.
По сигналу учителя прикрепляют стикеры на доску, в соответствующую ячейку «матрицы» по цепочке выходя к доске и озвучивая свой ответ
«Самооценивание большим пальцем»
По учебнику §36п.3 стр.152 находят первые итоги работ по поднятию целины, достижения целинников и вносят их в ленту.
Самопроверка по образцу на слайде .
«Стратегия Светофор»: Зеленый кружок – все верно
Желтый кружок – есть неточности
Красный кружок – допущены ошибки.
Учащиеся получают карточки с утверждениями, обсуждают их в группе и выходят к доске, становясь,
возле «+» или «-».
Свой выбор аргументируют. Возможны контраргументы одноклассников и смена позиции.
5 Итог урока 2 мин -Я попрошу вас вновь обратиться к собственным карточкам с критериями успешности.
-Отметьте на них то, что вам удалось освоить за урок.
-Покажите пальцами, сколько задач осталось невыполненными?
-Это задание вы выполните дома. Просматривают, отмечают, показывают на пальцах.
4
1 -Положение в животноводстве.
6. Рефлексия 2 мин -И завершая изучение темы, освоения целины, мне хотелось бы отметить, что несмотря на неоднозначность оценок этого исторического события, его по праву можно назвать грандиозным социально-экономическим проектом ХХ века.(Н.Назарбаев)
Я попрошу вас закончить урок рефлексивным эссе из 5 предложений:
« Целина это -……» Пишут на стикерах.
Прикрепляют на доску.
7. Домашнее задание.
1 мин. 1 мин §36
1. Стратегия «Иммагогия»: Придумать рассказ от первого лица «Я был в числе целинников», с опорой на фактический материал.
2. Придумать 5 вопросов высокого порядка по теме. Записывают.