Технология 5 класс. Тема урока: «Технология изготовления изделия из тонколистовой стали».


Технология 5 класс
Тема урока: «Технология изготовления изделия из тонколистовой стали.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить с технологической операцией правки, разметки, резки тонколистовой стали и удаления заусениц.
Развивающая: развитие умений и навыков по выполнению приемов правки, разметки, резки тонколистовой стали и удаления заусенцев.
Воспитательная: формирование аккуратности и дисциплинированности при выполнении приемов труда, привитие уважительного отношения к труду.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы обучения: лекция-визуализация, метод групповой работы, метод дифференцированного обучения, объяснительно - иллюстративный, проблемное обучение, метод мозговой атаки, опережающее обучение.
Технические сведения: внешние различия 3-4 видов тонколистового металла (тонколистовая сталь толщиной (жесть) 0,2 - 0,5 мм, кровельная сталь 0,5 – 0,8 мм и др.). Понятие о правке, разметке, резке и удалении заусенцев тонколистовой стали. Понятие о правке, плоскостной разметке, резке тонколистовой стали. Устройство и назначение киянки, чертилки, циркуля, слесарного угольника и ножниц по металлу. Приемы правки, разметки деталей, резки и удалении заусенцев . Последовательность работ при правке, разметке, резке тонколистовой стали и удалении заусенцев. Организация рабочего места, правила безопасности труда при разметке, правке, резании и удалении заусенцев.
Трудовые приемы и операции: подготовка заготовки (очистка, снятие заусенцев, правка), правка, плоскостная разметка, резка.Технические задачи: определение габаритных размеров изделия исходя из его назначения, определение наиболее рационального размещения изделия на заготовке.
Объект работы: подкладка под резец токарного станка
Межпредметная связь: математика - чертеж четырехугольного прямоугольника, познание мира (свойства металла)
Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, образцы листового металла, киянки, чертилки, линейки, угольники, напильники, плиты для правки, образцы изделий из тонколистового металла.
План урока:
Организационный момент
Постановка целей и задач урока
Повторение пройденного материала
IV. Объяснение новой темы
V. Закрепление
VI. Практическая часть.
VII. Итоговая часть.
VIII. Уборка рабочих мест
Ход урока
Организационный момент
Проверка списочного состава учеников, проверка состояния их спецодежды.
Постановка целей и задач урока перед учениками.
Дорогие ученики! На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим изучение учебный материал, а именно поговорим о тонколистовом металле. Наша с вами совместная цель – понять, что же из себя представляет тонколистовой металл, в чем заключается его важность, что такое правка, разметка, резка и как правильно удалять заусенцы. И постараемся после теоретического изучения закрепить полученные знания путем практической работы.
III. Повторение пройденного материала
Вставьте пропущенные слова и прочитайте определение:
сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется…; (сталь).
сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется …; (чугун).
сплав меди с … называется латунью; (цинком).
сплав … с …, а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)
сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это … (дюралюминий)
2.Что мы называем тонколистовой сталью?
IV. Объяснение новой темы.
IV/I. Правка тонколистового металла
Правкой называется операция выпрямления заготовок из листового металла, проволоки. Обычно выпрямляют заготовки перед разметкой, а также после разрезания ножницами, рубки зубилом и т. д. При выполнении правки важно знать такие свойства металла, как упругость и пластичность, а также инструмент и оборудование, используемые для этой технологической операции.
1. Инструменты для правки тонколистового металла.
Править тонколистовой металл вручную лучше всего на правильной плите молотком с незакаленным бойком или киянкой (рис.11). Боек у молотка должен быть круглый, так как бойком с квадратными углами можно случайно сделать вмятины на поверхности металла. Иногда для правки листов применяют молотки со вставками из мягких металлов — меди, свинца. Листы очень тонкого металла (фольга) правят деревянным бруском (рис.12).
Рис. 11. Правка тонколистового металла

Рис. 12. Правка фольги на правильной плите киянкой плите деревянным бруском
2. Техника правки металла.
Листовой металл толщиной свыше половины миллиметра правят таким образом. Все выпуклости обводят мелом и кладут лист на плиту выпуклостью вверх. Молотком наносят удары с краев листа по направлению к выпуклой части.
При этом ровная часть листового металла будет вытягиваться, а выпуклая постепенно выправляться. Приближаясь к выпуклому месту, силу ударов постепенно уменьшают, но наносят удары чаще.
Листы жести правят деревянным бруском, поглаживая им по металлу в разные стороны. Во время работы важно помнить, что нельзя наносить удары по выпуклой части, так как от этого выпуклость может увеличиться. Качество правки контролируют разными способами: на глаз, линейкой, на плите, специальными инструментами.
3. Демонстрация приемов работы.
Учитель показывает приемы правки и контроля качества тонколистового металла, комментируя технологический процесс.
4. Правила безопасной работы при правке тонколистового металла.
1) На руку, которая удерживает заготовку надо надевать рукавицу.
2) Руки надо беречь от порезов о кромку заготовки из тонколистовой стали.
3) При правке заготовки удары надо наносить с краев листа по всему периметру по направлению к выпуклой части.
4) Приближаясь к выпуклому месту, следует постепенно уменьшать силу удара, но удары наносить чаще.
IV/II Разметка тонколистового металла
Все вы знаете, что на глазок сделать какое-либо изделие невозможно, так как оно, вероятнее всего, не подойдёт по размерам. Значит, и в слесарном деле разметка играет не последнюю роль, а наоборот технологическая операция, с которой всё и начинается. Сегодня с этой операцией мы познакомимся поближе. Мы с вами знакомы с приёмами разметки древесины, а сегодня мы посмотрим, чем же отличается разметка на металле.
Учитель. На плоскости древесины мы можем наблюдать линию разметки, а на металле нет. Почему? (На металле линия разметки от карандаша не видна, она блестит также, как металл).
Учитель. Поэтому необходимо использовать другой метод. Что могли бы предложить вы? (Чертилка, кернер, разметочный циркуль).
Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия. Разметка — это нанесение на поверхность заготовки линий и точек для обозначения границ обработки детали и центров отверстий. Линии, наносимые на заготовку, называют рисками.
1. Назначение разметки и разметочных инструментов
Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят места и границы обработки в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.
Разметка выполняется с целью определения мест разрезания и сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий.
Точки при разметке – керны представляют собой небольшие углубления.
Линии, наносимые при разметке, называют рисками.
Записать в тетрадь:
Разметка – нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.
Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков.
2. Инструменты разметки на тонколистовом металле.
Рис. 5. Инструменты для разметки заготовки из металла. (Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).
Для чего предназначен каждый инструмент?
Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок на заготовку. Конструкция чертилок может быть различной. (Демонстрация чертилок из слесарного набора и самодельных проволочных).
Разметочный циркуль применяется для нанесения на заготовку окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы.
Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:
   -для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;
   -для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.
Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении и контроле размеров.
Слесарный угольник также служит для выполнения разметочных рисок. Он позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.
Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.
Записать в тетрадь:
Разметочные инструменты:
а) чертилка;
б) разметочный циркуль;
в) кернер;
г) измерительная линейка;
д) слесарный угольник;
е) разметочный молоток.
3)  Технология выполнения разметки
Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.
Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.
Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.
Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали.
При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.
При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.
Разметка по шаблону применяется если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.
Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.
 На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации – слесари-инструментальщики.
Разметка – очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.
Виды брака и возможности его устранения
Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.
4. Организация рабочего места
1.      На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.      Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
3.      Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
4.      Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.
5. Правила безопасности труда
1.      Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.
2.      Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.
Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе -проверить усвоение нового материала, при отрицательном – ответить на вопросы.
 
IV/III. Резка металла как технологическая операция.
Поскольку мы будем работать на уроке с тонколистовым металлом ( учитель показывает заготовку в виде консервной банки из под сгущенного молока с вырезанными донышками), который легко режется и выправляется, то прежде всего необходимо научиться использовать для этой технологической операции следующий инструмент и оборудование.
1). Инструменты для резания тонколистового металла.
Тонколистовой металл разрезают с помощью слесарных ножниц (рис.7), установленных на крышке верстака или в губках слесарных тисков (рис.8).
Рис.7. Ручные ножницы.

Рис.8. Резание ножницами: а – на столе верстака; б – с закреплением ножниц в тисках.
Ручные ножницы состоят из двух половинок, соединяемых между собой винтом На рис. 8 а и б показана правильная хватка ножниц в зависимости от условий выполнения технологической операции. Каждая половинка ножниц составляет одно целое: нож и ручку. Промышленность изготавливает ножницы правые и левые. У правых ножниц верхняя режущая кромка лезвия расположена справа от нижнего лезвия, а у левых – с левой стороны. Разрезать листовой металл по прямым и кривым линиям лучше всего правыми ножницами. В этом случае всегда видна разметочная линия. Для резания более толстого листового металла (толщиной до 2 мм) применяют приспособления для резки тонколистового металла (рис.9) или ножницы (рис.10) (слайд 10).

Рис.9. Приспособление для резки

Рис.10. Резание толстолистового металла механичестонколистового металла. кими ножницами.
2). Техника резания тонколистового металла.
Разрезать тонкий листовой металл можно двумя способами. В первом случае ножницы держат в правой руке. Разжимают (раскрывают) ножницы мизинцем и безымянным пальцем. Левой рукой в перчатке удерживают лист металла и подают его между лезвиями ножниц, направляя лезвие точно по риске. Сжимают ручки пальцами правой руки и разрезают заготовку. Затем операцию повторяют.
При работе ножницы следует раскрывать не полностью, а лишь настолько, чтобы они захватывали листовой металл. Если раскрыть ножницы слишком широко, то они будут не резать, а выталкивать лист. К концу движения разрезания лезвия ножниц не закрывают полностью, чтобы не получалось неровностей.
При резании вторым способом одну ручку ножниц зажимают в тисках, а другая ручка остается свободной. Последовательность работы та же, что и при первом способе, но рукой берут лишь одну ручку инструмента. Такая установка ножниц позволяет разрезать более толстый металл и куски большего размера с небольшими затратами усилий. Если металл ножницы не режут, а мнут, значить следует обратить внимание на небольшую особенность технологии резки слесарными ножницами. Движение руки с ручкой слесарных ножниц должно быть “вниз и на себя”. Это делается с целью уменьшения зазора между режущими элементами ножниц (ножами).
3. Правила безопасной работы при резании металла ножницами.
На руку, поддерживающую лист, обязательно надевайте рукавицу.2. Разрезая лист большой длины, нельзя полностью смыкать ножи, т.к. это может привести к трещинам и разрывам материала.3. Закрепление ножниц в тисках должно быть надёжным.4. Подавайте ножницы ручками от себя, а кладите наоборот.5. Нельзя касаться голой рукой обрезанной кромки заготовки.6. Работать нужно осторожно, чтобы пальцы не попали под лезвие ножниц.
V. Закрепление.Правка и разметка
1. Правкой называют:
А) удары молотком по металлу
В) удары молотком по отдельным участкам металла
С) давление на отдельные участки металла
Д) операцию выравнивания поверхности металла
2. Листовой металл правят на:
А) правильной плите
В) верстакеС) прессе
Д) резиновом молотке3. Листовой металл правят:
А) правильной плитой
В) линейкой
С) резиновым молотком
Д) между выпуклостями
4. Правку выполняют в рукавицах, чтобы:
А) не испачкать руки
В) не обжечь руки
С) не порезать руки
Д) молоток не скользил в руке
5. Качество правки контролируют:
А) металлическим молотком
В) киянкой
С) закруглённым бойком
Д) на глаз или линейкой на просвет
6. Места сгиба показывают:
А) сплошной основной линией
В) тонкой линией
С) толстой линией
Д) штрихпунктирной линией с двумя точками
7. Разметка по чертежу заключается в:
А) определении мест разрезания или сгибания заготовки
В) построении чертежа развёртки изделия
С) показе формы и размеров изделия до операции сгибания
Д) в перенесении точек и линий c чертежа на лист металла
8. Риска это линия:
А) на чертеже изделия
В) полученная при помощи кернера
С) наносимая при разметке карандашом
Д) наносимая при разметке чертилкой
9. Керн это:
А) инструмент для получения небольших углублений при разметке
В) центр окружности или дуги
С) небольшое углубление, полученное при помощи кернера
Д) вспомогательная риска
10. Базы для разметки это:
А) линейка и угольник
В) ровные линии или кромки
С) заданный размер
Д) две параллельные линии
VI. Практическая часть.
1. Организация рабочего места
Учащиеся выполняют задание каждый на своём рабочем месте (слесарный верстак). Для выполнения работы понадобятся:
А) разметочные инструменты- металлическая линейка,
Б) режущие инструменты и приспособления - тиски, ножницы по металлу;
В) инструменты для правки - киянка, уголок, слесарный молоток, оправка;
Г) шаблон для контроля углов,
Д) технологическая карта изделия;
Е) образец изделия.
Вводный инструктаж.
Постановка перед учениками трудового задания (изготовление подкладок под резец). Изучение конструкции подкладки по чертежу, определение габаритных размеров подкладки на основе её назначения. Составление общего плана изготовления подкладки под резец. Доведение до сведения учащихся правил техники безопасности при практической работе с тонколистовым металлом. Демонстрация приемов работы
(Учитель показывает приемы разметки, правки, резки тонколистового металла, удаления заусениц и контроля качества, комментируя технологический процесс).
3. Проблемное задание
1. Определить оптимальное положения кромки режущей части резца токарного станка по отношению к центру оси вращения заготовки закрепленной в патрон. (обсуждение).
2. Можно ли устранить неправильное расположение режущей части резца закрепленного на резцедержателе? И как это сделать?
Подведение к практической работе
Ребята! Как мы с вами убедились в ходе обсуждения и решения технических задач большую роль в работе любого токарного станка играет подкладка. которую обычно делают из тонколистовой стали. И мы с вами сегодня проведем практическую самостоятельную работу именно по изготовлению подкладок для резца токарного станка.
5. Самостоятельная практическая работа “Изготовление подкладки под резец токарного станка из тонколистового стали”.1. Выполните в тетради технический рисунок и технологическую карту подкладки резца.
2. Рассмотрите образец детали, технический рисунок и технологическую карту на изготовление подкладки под резец токарного станка
3. Закрепите ножницы по металлу одной ручкой в губках тисков
4. Выправьте заготовку тонколистового металла
5. Произвести разметку подкладки под резец токарного станка
6. Вырежьте деталь по контуру слесарными ножницами
7. Убрать с изделия заусенцы путем опиливания.
8. Проверьте качество выполненной работы визуально, сравнив с образцом, и инструментально контрольно-измерительными инструментами.
9. Представьте выполненную работу учителю.
6. Текущий инструктаж
Самостоятельное выполнение учащимися практического задания. Текущие наблюдения учителем последовательности изготовления изделия и соблюдения правил безопасности труда. Ответы на возникающие вопросы в процессе работы. Проверка качества выполненной работы.
Возможные ошибки учащихся.
1. Тонколистовой металл не режут ножницы. Причина: при выполнении разделения тонколистового металла большой зазор между ножами ножниц или они затупились.2. Линия реза уходит к середине заготовки листового металла. Причина: левая придерживающая рука в процессе резания должна вытягивать заготовку “на себя”.3. Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания детали по шаблону. Причина: невнимательность во время работы, неправильная предварительная разметка (шаблон выполнен не по размерам чертежа развёртки детали).4. Повреждение поверхности детали. Причина: невнимательность при выполнении сгибов, нарушение технологической последовательности выполнения операций.
VII. Итоговая часть.
Оценка результатов работы учащихся, выбор и демонстрация лучших работ. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде, а также реализация потребности в изделиях из тонколистового металла в проектной деятельности.
1. Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения рубки металла.
2. Домашнее задание:
1. Повторить изученный материал по обработке тонколистового металла.
2.Прочитать страницы учебника 55-64.
3.Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей изделий из тонколистового металла.