Технологическая карта урока по биологии Лишайники в 5 классе в соответствии с ФГОС


Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Авторы, разработчики:
ИВЛЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Предмет биология
Класс 5 класс
Тип урока Открытие нового знания
Технология построения урока Системно - деятельностная
Тема Лишайники.
Цель На основе изучения строения лишайников выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также формировать умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умения характеризовать их роль в природе.
Основные термины, понятия Лишайники: кустистые, накипные, листоватые. Симбиоз.
Планируемый образовательный результат
Предметные умения:
- знать строение и функции лишайников
- знать виды лишайников
- знать понятие симбиоз
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют критерии изучения цветка
Познавательные УУД:
Работать с таблицей
Работать со слайдами презентации
Находить отличия
3.Составление схем-опор
4.Работа с информационными текстами
5.Объяснение значения новых слов
6.Сравнивать и выделять признаки
7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Организация пространства
Формы работы: фронтальная, групповая
Ресурсы: ПК, мультимедийный проектор , слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, маркеры, листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
- определять критерии изучения бактерий
Познавательные УУД:- работать с текстом учебника, со слайдами презентации :Личностные УУД Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Осмысление Познавательные УУД:
- находить отличия
- составлять схемы-опоры
- работать с информационными текстами
- объяснять значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки
- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
- работать в группах по обсуждению информации
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать строение и основные процессы жизнедеятельности водорослей
- разнообразие и распространение водорослей
- отличать водоросли от других живых организмов
- знать отделы водорослей
Рефлексия - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы

Технология изучения
Цели Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяВремя
(в мин.)
Организационный и мотивационный блоки 3
– Подвести учащихся к формулировке темы и цели урока

Проинструктировать учащихся относительно форм работы на уроке. 1.С помощью вопросов в презентации учитель подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.
2.Раздаёт рабочие листы Воспринимают рассказ учителя, формулируют тему урока: «Лишайники».
Учащиеся формулируют цель урока: - изучить строение лишайников и выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также сформировать умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умения характеризовать их роль в природе.
Знакомятся с раздаточным материалом. Информационный блок 15
– Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.
1. Объясняет новый материал.
(строение лишайников)
Организует групповую работу, результатом которой должны стать схемы и рисунки.
Группы:
1.Строение лишайников (изучают строение)
2.Кустистые лишайники
3. Накипные лишайники
4. Листоватые лишайники
5. Функции лишайников 1. По ходу объяснения заполняют рабочие листы
2. Делятся на группы переменного состава. Выбирают звеньевого.
Работают в группах.
2.Организует контроль выполнения задания. Представляют результаты проделанной работы, заполняют схемы.
3. Организует диалог, подводит к выводу о значении лишайников в природе и жизни человека. Представляют результаты беседы в виде записей в опорной схеме рабочего листа
4.Проводит физкультминутку Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз:
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!  (дети выполняют круговые    движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб!  (глаза влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук! (глаза вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой,
И скорей беги домой! (моргают глазами)
На горе мы видим дом.  (глаза поднимают вверх)
Много зелени кругом:  (круговые движения глазами)
Вот деревья, вот кусты,  (смотрят влево, вправо)
Вот – душистые цветы.  (смотрят перед собой).
Аналитический блок 15
Через анализ строения и значения лишайников создать условия для более глубокого подтверждения выводов обучающихся о взаимосвязи всех органов растения.
1. Организует закрепление знаний, используя тест, анаграммы, головоломки.
Выполняют тест, отгадывают головоломки. 2.Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самопроверка и взаимопроверка теста. Оценочно-рефлексивный блок 7
Подведение итогов занятия, оценивание, рефлексия, домашнее задание 1. Проводит рефлексию 1. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Высказывают, аргументируют своё мнение. 2. Оценивает работу учащихся на уроке.
С помощью сигнальных карточек выражают своё отношение к уроку .Я сегодня на уроке про лишайники узнала,И от этого намного образованнее стала,И теперь как выйду в сопки,И вокруг я погляжу,Я о северной природе очень грамотно сужу.Знаю, что такое ягель,И в лишайниках я – “ас”,Не желаете послушать?Расскажу про них сейчас.Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут.Образуют слоевище. Их лишайники зовут. (Учащаяся читает стихотворение) 3. Информация о домашнем задании П. 15 в.2,3 стр. 59
По выбору:
Творческое задание: Значение лишайников в жизни растений.
Подумать над вопросом: Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?
Тест «Лишайники»
1. Какие два компонента сочетают в себе лишайники?
А) Гриб и бактерия
Б) Бактерия и водоросль
В) Гриб и водоросль
Г) Водоросль и водоросль
2. Взаимополезное сожительство двух компонентов в лишайнике - это…
А) Симбиоз
Б) Паразитизм
В) Биоиндикация
Г) Фотосинтез
3. Тело лишайников называется …
А) Таллом
Б) Мицелий
В) Микориза
Г) Спорангий
4. Какого типа слоевищ не существует у лишайников?
А) Накипная
Б) Листовая
В) Кустистая
Г) Побеговая5. Самая сложноорганизованная форма слоевища – это …
А) Накипная
Б) Листовая
В) Кустистая
Г) Побеговая6. В слоевище различают…
А) Корковые слои и древесину
Б) Корковые слои и сердцевину
В) Древесину и сердцевину
Г) Корковые слои и проводящие ткани
7. Чем крепится лишайник к дереву?
А) Корнями
Б) Водорослями
В) Сердцевиной
Г) Ризоидами
8. Хлорофилл содержится в …
А) Гифах гриба
Б) Клетках водорослей
В) РибосомахГ) Ядре9. По способу питания лишайники относят к …
А) Гетеротрофам
Б) Автотрофам
В) Миксотрофам
Г) «Прожорливым» организмам
10. Где не растут лишайники?
А) На почве
Б) На деревьях
В) На скалах
Г) В воде
11. Какой из лишайников употребляют в пищу олени?
А) Ягель
Б) Леканора
В) Пармелия
Г) Гипогимния
12. К какому царству живых организмов относят Лишайники?
А) Бактерии
Б) Грибы
В) Растения
Г) Животные