Технологическая карта по биологии на тему Лишайники(5 класс)


Предмет: биология.
Учитель МБОУ СШ №1 г.Архангельска Зуева Елена Николаевна .Класс: 5 а
Тема урока: «Лишайники»"
Тип урока: проблемно-поисковый
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.
Организация пространства: групповая работа.
Оснащение урока: компьютеры, электронное приложение, учебник, мультимедиапроектор, элементы для моделирования лишайника, карточки с заданиями, модель лишайника.
УУД:
Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задачи:
Обучающая: изучить строение лишайника.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств

Организация пространства: групповая работа
Технологическая карта урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формы органи-зацииФормируемые умения (универсальные учебные действия)
1 2 3 4 5 6
1 . Организацион-ный момент
Ранжирование.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово.(Слайд №1)
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
– Здравствуйте, ребята.
Все приготовились к уроку, проверим ,все ли есть у нас на столах (учебник ,тетрадь ,пенал).

Учащиеся разбиваются на группы согласно
Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

2.Мотивация.
3.Определение целей и задач урока. Целеполагание.
4.Информационный блок (работа в группах по заданию учителя..)
5.Обобщение полученных на уроке сведений
6. Итоги урока.
7.Рефлексия
8.Домашнее задание Демонстрация
видеоролика о лишайнике на слайде
работа в технологической карте
Работа по тексту учебника
Работа по тексту с использованием электронного приложения к учебнику
.
на слайде
на слайде Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд№3)
-Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса).
-Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения).Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.)
-А вы хотели бы узнать , что это за организмы? (да)
Ребята, что вам известно о лишайниках?
Сформулируйте тему урока.
Молодцы. А теперь давайте подумаем, какие же цели мы поставим перед собой в изучении этой темы? Сформулируйте цель урока. Для этого обратитесь к технологической карте урока. Отметьте, чего бы вы хотели добиться на уроке.
А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.
Для этогосейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
(СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна!Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
-Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне?
- Что же бросились собирать люди?( лишайники)
Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.
1 группа – строение лишайника,2 группа – питание лишайника, значение3 группа – размножение и рост лишайника.
Музыкальная физминутка.
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд№6)
– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями. 2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд  14)
1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
если все задания выполнены верно – «5»;если 1 ошибка – «4»;если 2 ошибки – «3»;если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.
Объявление своих результатов учащимися.
Самооценка знаний обучающихся . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль.
Вывод: Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами.
Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока?
Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока?
(использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 )– Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:
Я узнал..Я умею…
У меня есть вопросы..Самооценка знаний обучающихся
Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием.
. Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №9 ) Спасибо всем за внимание.
Смотрят видеоролик,готовятся к ответу
Отвечают на вопросы
Записывают тему в технологической карте урока.(Лишайники)
учащиеся самостоятельно формулирую цели урока
(на столах карты с перечнем целей)см.приложение2-3 ученика зачитывают поставленные цели.
Выступления учащихся о результатах работы
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности.
Выполняют под музыку
читают, заполняют технологическую карту
Отчет представителей каждой группы.
находят необходимую информацию читают, заполняют
таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки
отвечают
на вопросы, обосновывают своё мнение
Несколько учащихся зачитывают свои результаты.
Выставляют оценки в дневник.
Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

Диффер.контроль.
Работа в группах
Индивид.
выступление.
Индивид.
Выступление (опережающее задание)
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: ориентируются вкарте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников (материала учебника, электронного приложения)
Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям
Познавательные: ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность


Приложение
Технологическая карта урока
дата ________________________ Тема урока: ________________________________________
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, каковы особенности строения лишайников Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинскомУзнать, что изучает наука «Лихенология» Узнать, от чего зависит окраска лишайников Узнать, каково значение в природе и жизни человека Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? Научится искать нужную информацию в интернете Среда обитания лишайников Пополнить свой словарный запас Отдохнуть на уроке Рассмотрите рисунок, укажите части лишайника.
Рисунок №1.

2.Классификация лишайников.
Карточка № 1
Выделяют ___________ типа слоевищ

Типы слоевищ Особенности строения
Работа с коллекцией лишайников
№1 -
№2 -
№3 -
Определите слоевище лишайников
013906500 3619514668500
6350013906500
№ 1 № 2
№ 3
3.Значение лишайников в природе и жизни человека
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 1 г. Архангельска .
Урок по биологии «Лишайники».
Разработан
учителем биологии
Зуевой Еленой Николаевной

Архангельск, 2017г