ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Назарова Людмила Леонидовна
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 262 г. Челябинска» Тракторозаводский район, г. Челябинск
Одной из главных составляющих полноценного развития детей в раннем и младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Наиболее актуальна проблема сенсорного развития и в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В специальной литературе широко рассматриваются особенности сенсорного развития и воспитания детей с нарушением интеллекта (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, С.Г. Ким, Е.Н. Мастюкова Г.В. Цикото и др.), детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.Б. Осипова и др.), детей с нарушением слуха (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард). Однако содержание коррекционной работы по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (ЗПР) раскрыто недостаточно полно.
Каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается. Своеобразие сенсорного развития детей с ЗПР проявляется в особенности усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины и фактуры предметов, а также в недостаточности сформированности перцептивных действий (идентификации, соотнесения и перцептивного моделирования).
Большие потенциальные возможности в рамках сенсорного развития ребёнка с ЗПР имеет продуктивная деятельность: конструирование, лепка, рисование, аппликация.
Особое внимание И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина уделяют роли конструирования в сенсорном развитии детей с задержкой психического развития [8].
По данным И.И. Мамайчук конструируя, дети с ЗПР учатся не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.), у них развиваются познавательные и практические действия. В конструировании дети с ЗПР, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии они осуществляют и анализ, и синтез) [10].
В работах ряда авторов (О.В. Боровик, С. И. Земляная, М.А. Касицына и др.) большое внимание уделяется роли рисования и аппликации в сенсорном развитии детей с ЗПР. Посредством осязания в процессе оперирования с кожей, бумагой, тканью и т. д., дети с ЗПР знакомятся с такими свойствами предметов, как фактурность, плотность, упругость, вес, качество поверхности, тепловые характеристики. Анализ и воспроизведение образцов различными техниками рисования и аппликации помогают детям с ЗПР устанавливать соотношение частей по величине, объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу), величинных представлений (длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, больше – меньше и т.д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности [1; 2; 5; 11].
Большое значение в сенсорном развитии детей с задержкой психического развития имеет лепка.
В лепке дети с ЗПР знакомятся со свойствами пластилина и глины, учатся отражать материальные свойства тел – их объем, форму, плотность, фактуру.
В работах Н.Ю. Боряковой отмечается, что посредством лепки различных предметов у детей с ЗПР развивается осязание и мелкая моторика, формируются формообразующие движения, развиваются содружественные движения обеих рук [2].
И.И. Мамайчук указывает на то, что в процессе лепки у детей с ЗПР развиваются навыки дифференциации предметов по цвету, форме, величине. Лепка предметов состоящих из нескольких частей развивает у детей данной категории действия перцептивного моделирования [9]. Активное обследование предмета перед лепкой обогащает чувственный опыт детей.
Таким образом, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, ленка, конструирование) с одной стороны способствуют формированию у детей с ЗПР представлений о сенсорных эталонах, с другой стороны развивают перцептивные действия идентификации, соотнесения и перцептивного моделирования.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешное сенсорное развитие ребёнка с задержкой психического развития.
Для систематизации коррекционно-педагогической работы нами была составлена и внедрена в работу групп комбинированной направленности ДОУ модель «Организация коррекционной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности».
Схематическое изображение модели
-13906535433000left135255Модель «Организация коррекционной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности»
020000Модель «Организация коррекционной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности»
-11620533909000
-13462114033500615886614287500
-5905559690Цель: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности.
00Цель: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности.

243840176530Принцип деятельностного подхода
00Принцип деятельностного подхода
2018665274320002244090167640Принципы
00Принципы
3905250196215Принцип комплексного подхода
00Принцип комплексного подхода
right16446500
30245052216150037801551016000
1781810119380Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
00Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

left79375Ознакомить с общепринятыми сенсорными эталонами.
00Ознакомить с общепринятыми сенсорными эталонами.
4503420130810Формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.
00Формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.

147066064770002179320253365Задачи
00Задачи
33883604127500
408051062865Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов и оперирования ими.
00Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов и оперирования ими.
left5715Формировать представления о различных свойствах предметов, получаемых с помощью зрения и осязания, формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью зрения и осязания.
00Формировать представления о различных свойствах предметов, получаемых с помощью зрения и осязания, формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью зрения и осязания.
295592526225500374459518923000188785510350500
199453552705Развивать аналитическое восприятие
(т. е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами), действия перцептивного моделирования.
00Развивать аналитическое восприятие
(т. е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами), действия перцептивного моделирования.

38862030353000
414782052070001584960257175Направления коррекционной работы
00Направления коррекционной работы
286131019240500
204025518986500429514012509500127317510604400346583025654000
64770020320Развитие восприятия цвета
00Развитие восприятия цвета
172466010795Развитие восприятия формы
00Развитие восприятия формы
279971510795Развитие восприятия величины
00Развитие восприятия величины
385889520320Развитие восприятия тактильных характеристик предметов
00Развитие восприятия тактильных характеристик предметов
left889000
279400238125Конструирование
00Конструирование
1369695242570Изобразительная деятельность
00Изобразительная деятельность
27686013970Продуктивные виды деятельности
00Продуктивные виды деятельности

1365885181610Рисование
00Рисование
2606040181610Аппликация
00Аппликация
3883025170180Лепка
00Лепка

179959080645Формы коррекционной работы
00Формы коррекционной работы
left194946Коррекционная направленность общеобразовательных занятий (рисование, аппликация, лепка, конструирование – по подгруппам)
00Коррекционная направленность общеобразовательных занятий (рисование, аппликация, лепка, конструирование – по подгруппам)

3743325268605001887855257810003709035107315Работа с семьёй
00Работа с семьёй

3244215431800023241004508500199834530416500
19761205524500260096010096500
504825293370004883785194945002940685293370Коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей (под управлением взрослым)
00Коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей (под управлением взрослым)
472440293370Коррекционное индивидуальное занятие – как самостоятельное занятие по сенсорному развитию
00Коррекционное индивидуальное занятие – как самостоятельное занятие по сенсорному развитию

2717800825500202057028257500
-1295402241550056146702400300047244057150Повышение уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР
00Повышение уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР

Основополагающим для нашей модели является принцип деятельностного подхода, обоснованный Л.С. Выготским и детально разработанный в дальнейшем П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейном и другими. [3; 4; 6; 7; 13].
Использование индивидуального и дифференцированного подхода к решению проблемы сенсорного развития детей с задержкой психического развития включает в себя следующие аспекты:
- коррекционная работа должна осуществляться при оптимальном сочетании дифференцированных и индивидуальных форм её организации;
- при организации коррекционной работы и определении её содержания, методов и средств педагогу необходимо учитывать особенности сенсорного развития каждого ребёнка.
Принцип комплексного подхода подразумевает организацию коррекционной работы одновременно в нескольких взаимодействующих блоках. С одной стороны, интеграцию индивидуальных занятий и общеобразовательных занятий, имеющих коррекционную направленность, а с другой использование потенциала семьи, что в результате предполагает стимулирующее воздействие на сенсорное развитие ребёнка.
Анализ литературных источников, диагностических материалов позволил сформулировать общие задачи, решение которых обеспечивает достижение цели модели:
Ознакомить с общепринятыми сенсорными эталонами.
Формировать представления о различных свойствах предметов, получаемых с помощью зрения и осязания, формировать навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью зрения и осязания.
Развивать аналитическое восприятие (т.е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами), действия перцептивного моделирования.
Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов и оперирования ими.
Формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.
Данные задачи решались в ходе реализации различных направлений коррекционной работы (таблица 1):
Развитие восприятия цвета.
Развитие восприятия формы.
Развитие восприятия величины.
Развитие восприятия тактильных характеристик предметов (фактура, форма, величина).
Таблица 1
Содержание коррекционной работы по развитию восприятия цвета, формы, величины, тактильных характеристик предметов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
№ п/п Направления коррекционной работыСодержание коррекционной работы1. Развитие восприятия цвета. Формирование навыков выделения эталонов цвета с помощью зрения.
Формировать представления о различных свойствах цвета предметов и навыки выделения сенсорных характеристик цвета предметов с помощью зрения.
Развивать аналитическое восприятие цвета предмета, действия перцептивного моделирования.
Формировать зрительный способ обследования предмета.
Формировать умения называть и выделять по слову-названию основные цвета.
2. Развитие восприятия формы. Формирование навыков выделения эталонов формы.
Формировать представления о различных свойствах формы предметов и навыки выделения сенсорных характеристик формы предметов с помощью зрения и осязания.
Развивать аналитическое восприятие формы предмета, действия перцептивного моделирования.
Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику руки и движения.
Формировать умения называть и выделять по слову-названию форму.
3. Развитие восприятия величины. Формирование навыков выделения эталонов величины.
Формировать представления о различных свойствах величины предметов и навыки выделения сенсорных характеристик величины предметов с помощью зрения и осязания.
Развивать аналитическое восприятие величины предмета, действия перцептивного моделирования.
Формировать зрительно-осязательные способы обследования предметов, развивать зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику руки и движения.
Формировать умения называть и выделять по слову-названию величину.
4. Развитие восприятия тактильных характеристик предметов. Формирование навыков выделения эталонов формы с помощью осязания.
Формирование навыков выделения эталонов величины с помощью осязания.
Формирование навыков выделения сенсорных эталонов осязательных признаков предметов.
Формировать осязательные способы обследования предметов.
Формировать умения называть и выделять по слову-названию тактильные характеристики предметов.
Нами определены основные формы коррекционной работы:
- коррекционная направленность общеобразовательных занятий (рисование, аппликация, лепка, конструирование – по подгруппам);
- коррекционное индивидуальное занятие – как самостоятельное занятие по сенсорному развитию;
- коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей (под управлением взрослым);
- работа с семьёй.
Все формы коррекционной работы взаимосвязаны и позволяют решать определенные задачи по каждому из ее направлений.
Коррекционная направленность общеобразовательных занятий (рисование, аппликация, лепка, конструирование – по подгруппам).
Для подгрупповых занятий дети делятся на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети со средним и высоким уровнем сенсорного развития, во вторую подгруппу дети с низким уровнем сенсорного развития.
Структура подгрупповых занятий одинакова для детей всех подгрупп, а уровень сложности ставящихся задач и пути их достижения разнообразны.
Таблица 2
Распределение занятий
по изобразительной деятельности и конструированию
Виды занятий Форма работыПериодичность проведенияРисование Подгрупповая 1 раз в неделю
Аппликация Подгрупповая 1 раз в 2 недели
Лепка Подгрупповая 1 раз в 2 недели
Конструирование Подгрупповая 1 раз в 2 недели
Занятия по рисованию, аппликации, лепке, конструированию проводят воспитатели (периодичность проведения занятий отражена в таблице 2), индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводит учитель-дефектолог.
Индивидуальные занятия по сенсорному развитию посредствам продуктивных видов деятельности несут пропедевтическую направленность и подготавливают ребенка к усвоению программного материала на подгрупповом занятии. Они проводятся в утренние и вечерние часы. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 10 – 15 минут. Количество индивидуальных занятий в неделю для детей каждой подгруппы различно и зависит от индивидуальных особенностей сенсорного развития.
При этом для каждого ребенка конкретизируются задачи по каждому направлению работы, определяется уровень и объем дидактических требований. На одном индивидуальном занятии решаются задачи одного из направлений коррекционной работы.
Ориентация на индивидуальные возможности ребенка предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении детей с задержкой психического развития.
Коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей (под управлением взрослым). Для этого были организованы специальные уголки, которые позволяли повторять и закреплять усвоенный на занятиях материал в разных системах связей, в различных условиях. При этом учитывались интересы и возможности каждого ребенка, подбирались необходимые игры, пособия, тренажеры.
Уголок изобразительной деятельности
Он оснащён: цветными карандашами, фломастерами, бумагой для рисования, развивающими раскрасками, в которых дети могли рисовать по точкам разные геометрические фигуры, а так же, раскрашивать предметы разной величины, соединять предметы по определённому цвету и т. д., шаблонами, пластилином, досками, стеками, салфетками, самоклеящимися геометрическими фигурами для аппликации.
Уголок конструирования включает в себя мягкие объёмные модули, строительный материал (деревянный и пластмассовый), различные конструкторы, типа «LEGO» (большие и маленькие детали), бросовый материал (коробки, крышки, пластиковые бутылки и т. д.), пазлы, счётные палочки, цветные карандаши и т. д.
Сенсомоторный уголок: дидактические игры и игрушки направленные на сенсорное развитие («Чудесный мешочек», матрёшки, бочата, модификации досок Сегена и Монтессори, пирамидки и т. д.), натуральные объекты, муляжи, предметные игрушки из различных материалов, специально изготовленные тренажеры для отработки ручной и пальцевой моторики, разнообразные мелкие предметы, массажные мячи, мозаика (мелкая и крупная), бусы и пуговицы разной величины, свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек, различные виды застежек (пуговицы, кнопки, крючки), наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, рамки-вкладыши и многое другое. Для формирования осязательных различительных способностей были использованы некоторые игры, аналогичные материалам М. Монтессори.
Предметы и материалы в «сенсорном уголке» обновляются, добавляются, варьируются в соответствии с изучаемой темой, с пройденным на занятии программным материалом, с учетом зоны актуального и ближайшего развития и на основе накопления и обобщения опыта детей.
Воспитатель стимулирует детей к самостоятельной деятельности в данных уголках, при необходимости педагог оказывал организующую или обучающую помощь.
Работа в семье
Для эффективности коррекционной работы по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития проводится работа с родителями, она предусматривает следующие направления и формы взаимодействия:
- педагогическое просвещение родителей (информационные стенды, памятки, консультации);
- активные формы взаимодействия (родительские собрания, индивидуальные консультации, практические занятия для родителей);
- совместное творчество детей, родителей и педагогов (выставка семейного творчества).
С целью повышения уровня педагогической компетентности родителей по данному вопросу были созданы памятки «Правила обследования предметов», «Как научить ребёнка правильно держать карандаш, кисть», разработаны консультации «Изучаем цвета с ребёнком», «Роль продуктивной деятельности в сенсорном развитии ребёнка», «Развитие мелкой моторики», «Развитие тактильного восприятия посредствам продуктивных видов деятельности», «Игры с бумагой», «Роль конструирования в сенсорном развитии детей» и т. д., а так же еженедельно в соответствии с темой недели обновляются информационные стенды.
В течение учебного года проводятся родительские собрания в с целью ознакомления с результатами диагностики и организацией коррекционной работы по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития.
Индивидуальные консультация осуществляются по запросу родителей. На данных консультациях уточняются проблемы ребёнка, связанные с нарушением сенсорного развития и намечаются пути их решения.
Организуются практические занятия для родителей, где они обучаются традиционным и нетрадиционным методам рисования, лепки, аппликации, различным методам конструирования и т.д.
При организации и осуществлении коррекционной работы мы руководствуемся разработками по сенсорному развитию детей Л.Б Осиповой и Н.В. Серебряковой [12; 14].
Таким образом, реализация предложенной модели «Организация коррекционной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности» имеет положительное влияние на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с традиционной коррекционной работой и указывает на целесообразность дальнейшего её использования.
Список литературыБоровик О.B. Коррекционно-развивающие возможности детского рисования [Текст] / О.B.Боровик // Обруч. – 1999. - № 1. – с.42-43.
Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст]/ Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина – М.: Просвещение, 1981. –
Выготский Л.С. Научное наследство [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
Запорожец А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец [и др.]; под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1967. – 322 с.
Земляная С.И. Развитие формы в детских рисунках – путь к творчеству [Текст] / С.И. Земляная // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. – 1991. -№5 – с.103-107.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Просвещение, 1975 – 121с.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия – СПб. : Питер, 2006. – 320с.
Мамайчук И.И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство [Текст] / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – СПб.: Речь, 2006. – 352с.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2003. – 204с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук – СПб. : Речь, 2006. – 224с.
Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова – М. : Академия, 2001. – 246с.
Осипова Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности. Монография [Текст] / Л.Б. Осипова – Челябинск .: Цицеро, 2011. – 111с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Т.1. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1946. – 488 с.
Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Серебрякова, А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина – СПб.: КАРО, 2008. – 112с.