Конспект занятия по обучению грамоте Звук [ш]. День рождения куклы Маши.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» посёлка городского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Тема: «Звук [ш]. День рождения куклы Маши».
Багаутдинова Алсу РаисовнаУчитель - логопед первой
квалификационной категории


2016Тема: Звук [ш]. День рождения куклы Маши.
Цель: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Задачи:1)Развитие артикуляционной моторики;
2)Выработка правильного речевого дыхания;
3)Уточнение правильного положения органов артикуляции при произношении звука [ш];
4)Развитие фонематического восприятия;
5)Развитие общей и мелкой моторики;
6)Произношение звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках;
7)Развитие умения детей употреблять существительные в родительном падеже.
Предварительная работа: постановка звука [ш] по подражанию, а также механическим способом. Автоматизация звука в слогах, чистоговорках и словах. Формирование у детей навыка определения позиции звука в словах.
Литература:1) Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», с.134.
2)//Логопед №3/2008, с. 116.
3)//Логопед №2/2008, с.104.

Ход занятия.
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте, поприветствуем их!
+Здравствуйте!
2.Артикуляционная гимнастика.
-Однажды утром Весёлый язычок проснулся, подтянулся и посмотрел на картинку, которая висела на стене. Там были изображены маленький лягушонок и слоник («Слоник и лягушка»). Затем он встал и пошёл чистить зубы (упражнение «Чистим зубки»). Он принюхался и почувствовал очень вкусный запах и пошёл на кухню. А там мама готовила тесто для блинов, и он решил ей помощь (упражнение «Месим тесто»). Затем они с мамой поели вкусных блинов с вареньем и испачкали губы («Вкусное варенье»), затем стали пить чай из красивой чашки («Чашка»).
3. Дыхательная гимнастика.
- После завтрака Язычок пошёл прогуляться и по пути зашёл в магазин и купил там воздушные шарики. А давайте, сейчас мы с вами превратимся в воздушные шарики! Сейчас на счёт 1,2,3,4 сделаем 4 глубоких вдоха через нос и задержим дыхание. Затем медленно выдохнем через рот и на выдохе произнесём ш-ш-ш. Молодцы!
4. Сообщение темы занятия.
Вносится кукла.
-Это – Маша. (Звук ш произносится утрированно)
- Вспомните имена, в которых есть звук ш!
+Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.
- Скажите ласково имя Маша.
+Машенька.
-Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у неё в гостях и продолжим закрепление звука ш в слогах и словах.
5.Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам.
- Сейчас, ребята, возьмите зеркала и произнесите звук ш!
+Ш-ш-ш.
-Наши губы на что похожи?
+На окошко, на квадрат.
-Правильно! А язычок в виде чего?
+В виде чашечки.
-Молодцы!
6. Произношение звука [ш] в слогах.
- Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши» (вопросительно – пригласит ли Маша их к себе). Шу- шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)»
7. Произношение звука ш в словах. Определение позиции звука. Падежное управление.
- Кого пригласила Маша на день рождения?
Выставляются игрушки.
+Петушка, Петрушку, матрёшку, неваляшку, мышку с мышатами, мишутку, кошку, собачку Шарика.-В слове петушок, где находится звук ш? В начале слова, в середине, или в конце?
+В середине.
Также разбираются другие слова.
-Что подарили Маше? Здесь очень много подарков принесли гости! Но Маша любит только те подарки, в названии которых есть звук [ш]!
Давайте, выберем!
+Шарик, шапку, шубу, шарфик, машинку и т.д.
8. Физминутка.
9.Произношение звука [ш] в чистоговорках.
-Сейчас назовём каждую картинку, как чистоговорку и определим позицию звука ш!
+Ша-ша-ша - шарик. В начале слова.
+Шу-шу-шу - шуба. В начале слова.
+Ши-ши-ши – машинка. В середине слова.
-Молодцы! Сейчас мы представим себе, что машинок стало 5 штук, давайте, сосчитаем их!
+Одна машинка, две машинки, три машинки, четыре машинки, пять машинок.
+Одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.
-Молодцы!
10.Развитие мелкой моторики.
-А раз у куклы Маши день рождения и мы с вами должны подарить Маше подарки! Правильно?
+Да!
-Перед вами на столе лежат подарки для Маши, только эти картинки разделены на части и они перепутались. Нужно их собрать! Ну, посмотрим, кто первый соберёт свой подарок и подарит Маше?!
-Маше понравились ваши подарки, и она выражает вам свою благодарность!
11. Итог занятия.
-Чем мы занимались на занятии?
-Что вам понравилось больше всего?
-Что вам запомнилось?
-Я очень довольна вами, вы очень хорошо занимались!