Интеграция учителя-логопеда и музыкального руководителя в логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


Интегрированная организованно образовательная деятельность
Тема: «Тайна деревянной шкатулки»
Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, развитие сотрудничества в группе, умения чувствовать партнера, развивитие интереса к музицированию на детских шумовых и музыкальных инструментах, потребности детей к творческому самовыражению. Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках обучения игре на детских музыкальных инструментах;
Задачи:
1. Обучающие:
- Расширять кругозор и словарный запас детей, закрепляя знания о различных шумовых и музыкальных инструментах.
- Закрепить знания о шумовых инструментах через презентацию
« Деревянные музыкальные инструменты».
- Учить детей слышать богатство и разнообразие красок в мире звуков, издаваемых предметами и шумовыми инструментами; развивая тонкость и чуткость слуха.
- Продолжать учить детей играть на различных шумовых инструментах .- Учить искать способы звукоподражания в сопровождении текста сказки « Трусливый заяц»
- Выступать в оркестре; учить вступать и заканчивать игру на инструментах вместе. Играть свои партии не сбиваясь, сохраняя общий темп, ритм, динамику, настроение.
- Познакомить детей с шумовыми звуками: шорох бумаги и хлопание руками по коленям, звуком волшебной шкатулки.
- Учить детей внимательно слушать музыку, выполняя соответствующие движения.
2.Развивающие:
- Развивать в детях способность слушать и наблюдать.
- Развивать творческое воображение, слуховую фантазию и изобретательность в звукотоворчестве.
- Развивать изобретательность при изготовлении самодельных музыкальных инструментов из различных материалов.
- Развивать позитивное самоощущение ребёнка, ощущение своей значимости в детском коллективе.
3.Воспитывающие:
- Воспитывать в детях чувство уважения к красоте мира звуков. Поддерживать желание слушать их и эмоционально откликаться на звуки.
- Создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.
- Воспитывать музыкальную, речевую, двигательную, общую культуру.
- Воспитывать интерес к звучанию различных инструментов.
Методы ведения ООД:
наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений +в записи и в живом исполнении) и наглядно-зрительный (показ слайдов, предметов, инструментов);
• практический - исполнение, игра и т.д.;
• словесный – диалог, объяснение, рассуждение;
• сенсорно - моторный - движения, игры;
• проблемный - постановка проблемных вопросов.
Предварительная работа:
Знакомство детей с шумовыми инструментами – ложками, бубном, трещотками, барабаном, рубелем, самодельными, кастаньетами, маракасами.Оборудование:
• шумовые и музыкальные инструменты – ложки, бубны, барабан, трещотки, ксилофон, сделанные самими детьми совместно с музыкальным руководителем: кастаньеты, ударные деревянные инструменты.
( Заготовки для шумовых инструментов – баночки, специально подготовленные музыкальным руководителем и обклеены. Крупы: горох, фасоль, гречка, пшено, сахар, рис, кукуруза дробленая, перловка, полтавская крупа.• аудиозапись – русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет» музыка А. Варламова.
Методика проведения.
1-я часть занятия. Вводная.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как я рада видеть вас! А вы меня? Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Попробуем поздороваться стихами Я начну, а Вы мне поможете?
Музыкальный руководитель:
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже « Здравствуй ! » говорю
Я соседской …
Дети с музыкальным руководителем вместе: «курице » ( показывают крылышки).
Здравствуй, солнце золотое! (скрестили руки над головой, растопырив пальчики)
Здравствуй, небо голубое! (подняли руки вверх к небу)
Здравствуй вольный ветерок! ( «показывают ветерок» )
Здравствуй, маленький дубок! («показывают дубок»)
Здравствуй, утро! ( «жест вправо»)
Здравствуй, день! (« жест влево»)
Нам здороваться не лень! (« прижали руки к груди»)
А гостям всем Добрый День! (« руки развели в стороны вверх ладошками»)
Музыкальный руководитель: Ребята! Как здорово у нас получилось! Сегодня я предлагаю совершить увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Я предлагаю Вам сесть на коврик. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всюду: звуки окружают нас всегда; все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит – звучит.
Много разных звуков окружает нас,
Даже если тихо, кажется сейчас.
Ранним, ранним утром всюду тишина,
Но ее послушай, звуками полна.
Закройте глазки и постарайтесь услышать звуки.( Треск ветка дерева, тиканье часов). Кто что услышал? Какие разные бывают звуки, не правда, ли? Задумывались вы о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И еще о том, что у каждого звука есть свое лицо, и мы даже с закрытыми глазами можем угадать, что происходит вокруг. Давайте вспомним, какие звуки нам знакомы и о чем они могут нам рассказать.
Дети называют звуки (шорох, шуршание, треск, скрип и т.д.)
Многие звуки знакомы нам и мы без труда можем определить некоторые из них. И даже представить себе звуки в своем воображении. Теперь вы убедились, что звуки могут оживать в вашем воображении?
Музыкальный руководитель: С помощью чего можно воспроизвести звуки? Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов или с помощью предметов.
Все на свете знают –
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Сегодня мы с Вами в гостях у шумовых звуках.
Логопед: Ребята, сегодня вы сможете услышать необычные истории, а рассказывать их будут «деревянный» звуки, которые живут повсюду. Найдите деревянные предметы вокруг, подойдите к ним и постучите, чтобы послушать их голоса (стулья, двери, пианино, оконные рамы, пол).
Голоса этих деревянных предметов отличаются . У пианино даже разные поверхности звучат по разному. На столиках разложены мелкие деревянные предметы: карандаши. Палочки, кубики, деревянная посуда, шкатулочки, бусы.
Многие предметы, окружающие нас, сделаны из дерева. (Звучит аудио запись бытовых звуков). Попробуйте угадать что эти звуки означают.
Игра «Узнай, что это»
Цель: включить в работу слуховую память, слуховое воображение детей, развивать тембровый слух.
Ребята самостоятельно изучают звуковые возможности дерева, определяют качества «деревянных» звуков: сухой, щелкающий, трескучий.
Дети сами определяют, от чего зависит качество ( от размера предмета, способа извлечения, силы удара).
2-часть занятия. Игра с инструментами.
Логопед: Ребята, со временем обычные «деревянные» звуки переселились в музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, клавесы, которые вначале были простыми вещами: ложками ели пищу, рубель служил стиральной доской, клавесы были палочками, а коробочки-шкатулками.
Шкатулка- это штукалкаДля всяких разных штук
Она побольше короба,
Но меньше, чем сундук.
Шкатулка-это стукалка
Для всяких разных штук.
И, если потрясти ее,
Услышишь тук-тку-тук.
(В деревянную шкатулку заранее положены несколько бусинок. Логопед трясет ее, чтобы дети услышали звук.)Логопед: Давайте попробуем послушать коробочки с разным наполнением и отгадать что это за звук?
Игра: «Отгадай что за звук»
А самое замечательное превращение бытового предмета в инструмент произошло с деревянными поленьями- они стали клавишами изяшного и красивого ксилофона.
(Звучит музыка Д.Д. Шостаковича «Сказка о попе и работнике его Балде».)
Логопед: Ребята. Обратите внимание, как негромко и красиво звучит ксилофон.
( Далее дети самостоятельно изучают инструменты, пробуя по-разному на них играть, стараясь «найти» звуки, которые в них живут. Логопед направляет их фантазию на поиск и извлечение звуков самыми неожиданными способами. (Можно потереть два карандаша между ладонями, постучать по столу ногтем, подушечкой пальца, ладошкой, ребром ладони, деревянной или металлической палочкой.))Логопед: как еще можно поиграть на инструменте?
(ребята творчески исследуют темброво-динамические возможности деревянных инструментов и приемы игр на них. В процессе игры они свободно ими обмениваются по своему желанию. Когда дети попробуют поиграть на разных деревянных инструментах, логопед предлагает по две деревянные палочки. Затем садятся все вместе на полу в круг. Педагог спрашивает детей, как можно поиграть на палочках и что этот звук мог бы значить (стучать по-разному, потереть между ладонями, покатать по-полу, «чиркать» палочкой о палочку).) Музыкально-ритмическое упражнение игра на деревянных ложках под музыкальное сопровождение.
3-я часть занятия. Речевая модель «Палочка-стукалочка»
Ритмическое декламирование текста и сопровождение его различными движениями палочек (удары по полу перед собой, по полу вертикальными палочками, скрещенными палочками, по своим коленям, по коленям соседей справа слева и т. п.)
Логопед:
Чики- чичикалочки, поиграем в палочки?
В палочки-стукалочки, в палочки-игралочки.
Тук-тук-тук- это что за звук?
Деревянный это звук: тку-тук-тук.
Тук-тук-тук- это что за звук?
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Тук-тук-тук- это что за звук?
Деревянный молоточек
Подбивает ваш каблук тук-тук!
Тук-тук-тук- это что за звук?
В дверь к нам кто-то постучался
Вот откуда этот стук.
(читая это стихотворение, логопед исполняет его ритм на палочках. После первой строчки необходимо сделать небольшую .
Игра: «Отгадай деревянный предмет»
4-я часть занятия. Творческая мастерская.
Деревянные узоры на ксилофоне.
(Логопед показывает детям иллюстрацию деревянной резьбы на инструменте.)
Логопед: Посмотрите, какими затейливыми и необычными могут быть узоры. Сейчас я попробую «сыграть» деревянный узор на ксилофоне.
А теперь сыграйте свой узор. (Дети играют)
Попробуем цветными фломастерами нарисовать то, что мы только что сыграли. Каждый может забрать себе на память узор.
Деревянные танцы.
(Звучит «Комаринская» П.И. Чайковского.)
Логопед: Сейчас мы будем аккомпанировать этой музыке. Но использовать для этого бытовые вещи: карандаши, кубики, стулья, деревянную посуду.
Я превращаю вас в деревянных кукол — марионеток.
Потанцуйте! (Дети импровизируют)
(звучат пьесы С.М. Майкапара: «Вальс» и «Марш марионеток»).5-я часть занятия. Творческая мастерская.
Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребенка.