Из опыта работы Профилактика нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта


Профилактика нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта
На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. У детей первых лет жизни речь оказывает влияние на развитие ощущений и восприятий. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. В.Т. Афанасьев писал: «Не будь языка, письменности был бы безвозвратно потерян опыт многих поколений людей, и каждое новое поколение было бы вынуждено заново начинать труднейший процесс изучения мира». Чтение — одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Чтение помогает в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями.
Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.
Впервые о такой проблеме в конце XIX- начале XX веков заговорили такие ученые, как А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Д. Гиншельвуд, Ф. Варбург, П. Раншбург, Е. Иллинг, О. Ортон и др.
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р.А. Ткачев, С.С. Мнухин, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и др.
Нарушения чтения и письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития к переходу на последующие его ступени, т. е. как результат недоразвития устной речи.
Механизмы чтения рассматриваются с позиций современной нейрофизиологии в работах А.Р. Лурия и С.С. Ляпидевского, А.Н. Корнева.
В исследованиях нарушения чтения у младших школьников отмечается, что дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка. К таковым относятся: устная речь, ее фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй, пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторная координация, сукцессивные операции, слухоречевая и зрительная память профиль латеральной организации (О.Б. Иншакова, A.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений психических функций.
По данным ученых, несколько десятков процентов детей не овладевают школьными навыками из-за нарушений нервно-психического здоровья. При этом у 3-10% учеников массовой школы и до 50% учеников вспомогательной школы препятствием для обучения становится дислексия (Р.Беккер, А.Н.Корнев, B.Hallgren, P.Ott и др.).
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с сохранным интеллектом, правильным произношением, хорошим зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но обнаруживаются при овладении письмом или чтением. Большинство взрослых - родителей, учителей и школьных психологов не догадываются о существовании таких проблем. А дети, не получившие вовремя профессиональной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Проблема формирования первоначальных навыков чтения у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Проблемой обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Р. Е. Левина, Л.Е. Журова, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова.
При недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. На затруднения овладением звуковым анализом слова указывают работы Р.Е. Левиной, Г.А.Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой.
Основные задачи воспитания и обучения ребенка в детском саду: развитие речи ребенка, умения чётко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, развитие умения правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли. Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения навыков письма и чтения в начальной школе.
Специальные исследования Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.
Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи (Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова).
Работа по профилактике нарушений чтения, предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте.
Цель логопедического пункта — оказание логопедической помощи детям, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений. К таким нарушениям относятся: фонематическое недоразвитие речи (ФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной речи и профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста, что является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе дошкольного образования.
Задачи коррекционно-логопедической работы:
Постановка и автоматизация нарушенных звуков;
Уточнение артикуляции сохранных звуков;
Дифференциация звуков;
Развитие слухового и зрительного восприятия;
Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
Подготовка к дальнейшему обучению грамоте.
В процессе логопедической работы были учтены методологические принципы:
Принцип комплексности;
Патогенетический принцип;
Принцип поэтапного формирования умственных действий;
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала;
Онтогенетический принцип;
Принцип системности и правильного подбора методического материала;
Принцип сознательной опоры на значение слова.
Система коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта включает в себя следующие компоненты:
1. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2. Взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.
3. Взаимодействие с родителями дошкольников.
Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма осуществлялась по направлениям:
Развитие устной речи:
- формирование звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков)
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, анализа и синтеза:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Развитие языкового и слогового анализа и синтеза:
- знакомство и дифференциация понятий «слово», «слог», «предложение»;
- деление слов на слоги, определение количества, последовательности и места слогов в слове и слов в предложении.
Развитие пространственно - временных ориентировок:
- ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;
- ориентировки в окружающем пространстве;
- определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или их изображениями;
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги;
- развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений;
- использование детьми в своей речи предлогов «в», «на», «под», «из», «около», «за», «перед», «между», «над», «из-за», и др.; прилагательных «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий» и т. п.Развитие сукцессивных функций:
- последовательность действий и планирование;
- последовательность в пространстве;
- последовательность во времени;
- перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно;
- последовательность в речи.
6. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключалось в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Параллельно с самых первых занятий проводилась работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяло добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия осуществлялось с самых первых этапов логопедической работы и проводилось в игровой форме, на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умение контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Работа по развитию у детей фонематических процессов начиналась на материале неречевых звуков и постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставились и вводились в самостоятельную речь (см. Приложение 2.).
В системе обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи навыкам звукового анализа и синтеза, в определенной последовательности проводились упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте:
1. Уточнение артикуляции звуков у, а, и, выделение первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Четко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, а, у или и, у, а, а затем определяют количество их и последовательность .2. Анализ и синтез обратного слога типа an, ym, ок.
3. Выделение последнего согласного из конца слова (кот, мак).
4. Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
5. Анализ и синтез прямого слога типа са.
6. Основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги (хлопки, топанье и т.д.).
7. Составление слоговой схемы слова, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими — слоги.
Составляются из полосок (или записываются) схемы односложных, двусложных и трехсложных слов.
8. Звуко-слоговой анализ односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляются соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.
9. Анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием.
10. Упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук — сук, мак — рак, каша — кашка — кошка — мошка). Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
Задачи и содержание индивидуальных занятий определяли, исходя из речевых нарушений, индивидуальных особенностей ребенка. Несмотря на конкретное количество выявленных детей с предпосылками нарушения чтения, профилактическую работу проводили со всеми детьми, имеющими нарушения фонематического слуха. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, основное внимание уделялось дидактическим играм и игровым упражнениям. Обязательное включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивали позитивный результат в преодолении речевых нарушений и в развитии высших психических функций. По всем данным направлениям коррекции и развития нами подобраны и систематизированы различные игры и упражнения.
Взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.
Сотрудничество с воспитателями в условиях логопедического пункта оказывается эффективным для коррекции звукопроизношения детей, профилактики нарушения предпосылок чтения.
Организация работы:
- взаимное посещение занятий;
- индивидуальные и групповые консультации;
- рекомендации по организации и проведению занятий;
- рекомендации с практическим материалом по профилактике нарушений чтения;
- подбор пальчиковой гимнастики;
- рекомендации по созданию в группах сенсорных центров для развития мелкой моторики, стимулирующей речевую активность детей.
В ходе работы была проведена консультация для воспитателей о возможности их участия в осуществлении профилактики нарушений чтения и письма, начиная с младшего возраста при реализации общеобразовательной программы детского сада, без предварительной диагностики по следующим направлениям:
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики.
2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций.
3. Развитие психических функций.
4. Развитие интеллектуальной деятельности.
5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.
При взаимодействии с родителями дошкольников использовали различные методы и формы работы:
- анкетирование, консультации, беседы, обсуждение результатов тестирования или обследования ребенка;
- проведение совместных занятий родителей с детьми;
- размещение информации в родительских уголках;
- участие в родительских собраниях, освещение проблем речевого развития и важности профилактической работы по предупреждению нарушений чтения со стороны родителей;
- рекомендации по выполнению с ребенком домашних заданий по закреплению пройденного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям [Текст]: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 160 с.
2.Каше, Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
3.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
4.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
5.Коррекция нарушений речи [Текст]: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
6.Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фономатическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью [Текст]: пособие / под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 310 с.
7.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1994. – 188 с.
8.Ткаченко, Т.Б. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Ткаченко. - М.: ВЛАДОС, Пресс, 2005. – 112 с.
9.Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
10.Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение,1989. – 223с.
11.Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Электронный ресурс] / Г.В. Чиркина // Режим доступа: сайт: http://www.twirpx.com/file/89348/
12.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 302 с.
13.Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г.С. Швайко. - М.: Просвещение, 1983. – 240 с.
14.Шевченко, И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. [Текст] / И.Н. Шевченко – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 176 с.