Статья на тему: Формы работы при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста (из опыта работы).


Формы работы при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
По данным мировой статистики в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речи, а именно звука - произносительной стороны речи. На сегодняшний день в работе с детьми, имеющими проблемы при произношении звуков, мною используется, обширный практический материал, который способствует эффективному речевому и психологическому развитию ребенка. Как известно, обучение и развитие детей проходит гораздо быстрее, если в одном занятии мы сочетаем несколько видов деятельности.
Для снятия тревожности и расслабления детей в работе постоянно используются круги приветствия, хороводные игры, физминутки, ритмические паузы.
В работе привлекаю только красочный, яркий материал, который помогает привлечь внимание детей. Только такой материал используется мною в качестве организационного момента. Это – наглядный материал по лексическим темам, яркая артикуляционная гимнастика, схемы, дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, карточки и т.д.
Так как доказана тесная связь между речевыми нарушениями и уровнем развития мелкой моторики, то каждая ОУД включает в себя различные игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук. (пальчиковые куклы, носочки для пальчиков, шнуровка, нанизывание бус). Артикуляционная гимнастика и самомассаж лица способствуют развитию мимических мышц и мышц речевого аппарата. Что в дальнейшем, формирует правильное произношение звуков. Артикуляционная гимнастика проводится в разнообразных формах: сказки, сказки с наглядностями, игровые формы.
Развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения (ветерок подул, песенка для куклы, забей мяч в ворота). Неотъемлемой частью являются упражнения на автоматизацию (пословицы, поговорки с поставленным звуком) и дифференциацию поставленных логопедом звуков(выбери предметы которые начинаются на звук…) и контроль за ними.
Чтобы ребёнок не терял интереса к занятиям, свою работу строю на основе метода наглядного моделирования, который помогает избежать данных проблем.
Развивая правильное звукопроизношение у ребёнка нельзя забывать о таких сторонах как мышления, анализ и синтез. Которые, способствуют развить практически-экспериментальную деятельность и конструирование. Хотелось бы отметить, что я в своей работе использую не только обычные модели конструктора, но и применяю мягкий конструктор (автор Г.Урадовских). Дополнительно такой конструктор развивает сенсорные ощущения, воображение ребенка, повышает его самооценку.
Из многообразного арсенала развивающих игр я, как логопед широко применяю магнитную доску. Это дидактическое пособие имеет преимущество на логопедических занятиях, т.к позволяет ребёнку не только проговорить изучаемый материал, но и закрепить его с помощью практических действий. Часто использую магнитную доску для автоматизации звука (назови предметы со звуком…),а так же на словообразование, лексику и т.д. Практически, под любую тему можно подобрать магниты или изготовить их собственноручно.
Использование в работе приема театрализации помогает мне в создании праздничной, сказочной атмосферы. В своей работе я применяю ТСО.
Контакт с родителями воспитанников помогает оптимизировать коррекционно-воспитательный процесс. Привлекая родителей и устанавливая обратную связь, мы с коллегами рассчитываем достичь максимально эффективные результаты. Надеемся, что мы поможем поднять коррекционную работу на высший уровень, и мы сможем подарить успешное будущее детям.
Подготовила: логопед Емельянова Н.Б