Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях МОУ «ЦППРК



Я работаю учителем-логопедом с 2006 года. Окончила Ставропольский государственный педагогический институт с отличием в 2004 году.
Сложившаяся система коррекционно-логопедической помощи МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» результативна: свыше 90% детей, посещающих логопедические занятия выпущены с нормой речевого развития. У детей с отягощенной этиологоией речевых нарушений отмечаются значительные динамические улучшения.
По данным исследователей количество детей, страдающих нарушениями звукопроизношения, резко возросло. Если в девяностых годах оно составляло 30-40 %, то в двухтысячных - 50-60 % всех дошкольников. Поэтому тема, выбранная мною: «Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях МОУ «ЦППРК»» актуальна.
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Очень важно устранить все недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается более интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому нарушения звукопроизношения преодолеваются легче и быстрее. Необходимо также учесть, что дефекты звукопроизношения могут повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать нарушения устной и письменной речи ребенка.
Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от кинестетических раздражений идут к горе головного мозга. И.П.Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и назвал их «базальным компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. При дефектном изображении «базальный компонент» присутствует не целиком и, значит не происходит полноценного развития фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия приводят к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами. В состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. В результате нарушений звукопроизношения появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А ОНР, если его не устранить в дошкольном возрасте, повлечет за собой нарушения чтения и письма. Вот какие серьезные последствия может повлечь за собой нарушение звукопроизношения, если его своевременно не выявить и не устранить. Этой проблеме уделяли внимание Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, И.С.Лопухина, Н.А.Гегеля, Н.В.Новотворцева.
В ходе логопедического обследования в 2008 году мною было выявлено 17 детей с недостатками звукопроизношения в возрасте 4-9 лет. Все дети прошли районную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью определения образовательного маршрута. В дальнейшем мною был намечен план коррекционной работы. Он включал в себя:
Работу с детьми
Работу с родителями
Работу с педагогами
Цель логопедического воздействия – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи у старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения звукопроизношения.
Для реализации этой цели в МОУ «ЦППРК» созданы соответствующие условия, функционирует логопедический кабинет. Его пространство условно разделено на четыре зоны:
Пространственно-организующим элементом первой служит настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий;
В оборудовании второй зоны, рабочего места логопеда входит письменный стол, стулья для родителей и педагогов, полки для книг, игрушек, наглядных пособий;
Третья зона предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми, а ее элементами являются соответствующие росту детей столы и стулья, логопедическая доска;
Игровая зона, где собраны игрушки для установления доверительного контакта с ребенком и развивающие игры.
В кабинете мною был подготовлен коррекционный уголок в помощь родителям и педагогам. Для преодоления дефектов звукопроизношения накоплен и широко используется дидактический материал.
Я провожу индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Регулярность занятий определяется степенью выраженности речевого дефекта, обычно от 1 до 2 раз в неделю. Мною был разработан перспективный план коррекционной работы, на основе программы «Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (авторы Г.В.Чиркина, Т.Б. Чевелева). Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения я разделила на два этапа:
Первый этап – подготовительный.
Основными задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия.
б) устранение неточности речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
Второй этап – формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входят:
а) устранение неправильного произношения.
б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или звучанию.
в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Наряду с традиционными методами на занятиях мною применяются новые логопедические технологии:
Модели артикуляции звуков, отражающие положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука;
Хромотерапия, воздействие цвета на организм ребенка;
Куклотерапия, основанная на идентификации с образом любимого героя;
Сказкотерапия, коррекция звукопроизношения средствами сказки;
Логопедический массаж.
С целью предупреждения нарушений звукопроизношений я провожу абилитацию детей 3 – 4 лет. В младшем дошкольном возрасте знакомлю детей с органами артикуляции, провожу артикуляционную и дыхательную гимнастику для укрепления и развития мышц речевого аппарата.
Речевой дефект очень трудно, а в отдельных случаях, невозможно устранить без помощи и сотрудничества родителей. Как показал мой практический опыт, наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями являются: консультативно – рекомендательная, индивидуальные занятия с детьми в присутствии с родителей, экспресс – выступления на родительских собраниях, просветительская работа.
Консультативно – рекомендательная работа включает: первичное логопедическое обследование ребенка в присутствии родителей, повторные индивидуальные консультации. На первичном обследовании родители получают ответы на вопросы, касающиеся уровня речевого развития ребенка, возможности коррекции речи, рекомендации по организации дальнейших условий развития ребенка. При повторных консультациях прослеживается динамика развития речи ребенка, а так же эффективность предложенных рекомендаций.
Распространенной формой взаимодействия являются индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей. На индивидуальных занятиях я решаю коррекционные задачи, при этом, осуществляю личностно – ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком. На первых логопедических занятиях я работаю с ребенком самостоятельно, а родителей прошу фиксировать ход занятия. В последующем я активно вовлекаю родителей в проведение занятий.
Одной из подходящих форм взаимодействия с родителями детей является экспресс-выступления на родительских собраниях, с целью пропаганды логопедических знаний, повышения культуры речи взрослых.
Интересной формой взаимодействия с родителями является выступления в передаче «Канал доверия» на Кочубеевском телевидении, где я раскрываю трудности речевого развития детей, даю практические советы по устранению недостатков звукопроизношения. В районной газете «Звезда Прикубанья» выходят мои статьи о деятельности МОУ ЦППРК в этом направлении. На страницах газеты родители получают консультативную логопедическую помощь.
Для устранения дефектов звукопроизношения детей необходима взаимосвязь с педагогическим коллективом МОУ ЦППРК. Регулярно проводятся:
Индивидуальные консультации с педагогами, в которых выясняется динамика развития речи детей,
Взаимопосещение занятий, с целью обмена педагогическим опытом,
Групповые консультации, сцелью профилактики речевых нарушений, накопления знаний по специальному образованию,
Планирование совместной коррекционной работы.
В МОУ ЦППРК проводится экспертная работа в рамках заседаний психолого-медико-педагогического консилиума с целью выявления детей с речевой патологией, определения путей интеграции данной категории в условиях МОУ ЦППРК. Большая роль уделяется комплексному медико-педагогическому подходу. Он выражается в следующем:
- медикаментозное лечение и психотерапия;
- логопедическое воздействие специалистов;
- максимальная помощь родителей.
Определить эффективность своего труда помогает то, что систематически, в течении всего учебного года провожу диагностику, составляю графики результативности учебного процесса, пишу статестические и аналитические отчеты, делаю мониторинги. В них ярко видна результативность нашей совместной работы специалистов МОУ ЦППРК.
Принимаю участие в районных методических объединениях учителей-логопедов ОУ района.
Выступала на научно-практической конференции «Воспитание в современной России: проблемы и достижения» (г. Пятигорск 2008 г).
За время работы в МОУ ЦППРК прослеживается результативность коррекционной работы, которая наглядно представлена на диаграммах.
Таким образом, только в тесном контакте с педагогами и родителями можно преодолеть недостатки звукопроизношения у детей.

15