Рабочая программа по логопедическому курсу занятий. Профилактика дизорфографии у младших школьников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение лицей №1 п. Добринка

Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
методического совета директора лицея №1
от _________ №__ от _______ № ____









Рабочая программа

по логопедическому курсу занятий.
Профилактика дизорфографии
у младших школьников.























п.Добринка
2014 г.


Оглавление
1.Пояснительная записка..3-4

2.Содержание .5-8

3.Тематический план

4.Требования к уровню подготовки обучающихся 9
5.Литература и средства обучения10
6.Приложение (календарно-тематический план) 11-17


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это обстоятельство вынуждает составлять специальные дополнительные коррекционные программы, в которых учитываются наиболее сложные моменты при изучении орфографических правил этими детьми. Данная программа составлена с учетом контингента детей с речевыми нарушениями.
Адресат: учащиеся 2-3 классов, испытывающие затруднения при усвоении орфографических правил.
Цель и задачи программы: профилактика дизорфографии у младших школьников.
выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
развить логическое и образное мышление;
развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Организация процесса обучения. В зависимости от особенностей речевого нарушения у детей и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые занятия.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Основные методы работы на занятии :
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Принципы логопедической работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
групповая;
работа в парах;
индивидуальная.
Ведущая технология, ее цели и задачи:
Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.







































Содержание работы.
Система коррекционных занятий по профилактике дизорфографии составлена с учетом программы обучения русскому языку во 2-3 классах и способствует подготовке школьника к усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений. Количество учебных часов 60.
Курс занятий включает в себя изучение следующих тем:
предложение;
звук и буква;
правописание жи иш, на ща, чу щу, чк, чн\
слог, перенос слов;
мягкие и твердыесогласные
звонкие и глухие согласные;
ударение ;
разделительный мягкий знак;
однокоренные слова.
При итоговом контроле предусмотрены следующие проверочные работы: диктанты на изученные правила; грамматические задания по изучаемой теме; письмо по памяти.

















Тематический план.
Предложение
1. Понятие «Предложение» (2 часа)
обобщение представлений о предложении как единице высказывания;
деление предложения на слова;
составление предложений из слов;
графическое изображение предложения, оформление на письме.
2. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения (12 часа)
деление текста на предложения;
определение границ предложения;
работа над интонационным оформлением предложения (постановка точки, вопросительного, восклицательного знаков);
работа с деформированным текстом.
Имена собственные
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных (12 часа)
путешествие по карте (расширение круга имен собственных);
упражнения на различение собственных и нарицательных имен существительных (отгадывание загадок, подбор кличек животным, написание кличек животных);
история происхождения имени и отчества;
практическое усвоение написания имени и отчества родителей.
Звуки и буквы
1. Гласные звуки и буквы (34 часа)
упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука обозначение голосом, артикуляция и буквы графическое изображение);
работа со словами-паронимами;
фонематический анализ слов различной звукона- полняемости.
упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков;
звуковой анализ слов, работа со схемами;
игра «Поле чудес».
2. Согласные звуки и буквы (23 часа)
характеристика согласных звуков;
упражнения на различение согласных и гласных звуков на слух и по артикуляции;
работа с изографами;
звукобуквенный анализ.
Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
1. Шипящие согласные [ж], [ш], [ч], [щ\ (2 часа)
упражнения на уточнение артикуляции и четкое произнесение шипящих звуков;
заучивание скороговорок;
2. Слова с сочетаниями жи, ши (23 часа)
характеристика звуков [ж] и [ш];
упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи, ши;
дидактические игры «Один много», «Круги», «Лесенка»
3. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу (23 часа)
характеристика звуков [ч], [м<];
упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча, ща, чу, щу\
дидактические игры «Круги», «Лото», «Эстафета».
4. Сочетание чк, чн (23 часа)
упражнения на написание слов с сочетаниями чк, чн;
фонетический анализ слов с этими сочетаниями;
дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов.
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, ё, я, /о и мягким знаком
1. Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа)
игры на различение твердых и мягких согласных в слогах;
фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными;
упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах.
2. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и
фонетический анализ гласных е, ё, ю, я;
упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью.
3. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука (12 часа)
звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце;
упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.
4. Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в середине слова (12 часа)
игра «Спрячь мягкий знак в середину»; звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине;
упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине;
упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине.

Слово и слог. Перенос слов
1. Деление слов на слоги (2 часа)
упражнение на определение слогов по количеству гласных звуков в слове (работа со схемами слов, подбор картинок к соответствующим схемам);
подбор слов с заданным количеством слогов и по заданному слогу;
игра «Рассыпанные слоги».
2. Перенос слов (2 часа)
* упражнения на формирование умения делить на слоги для переноса (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов);
*сравнение слов с правильным и неправильным переносом.
Диктант (1 час)
Ударение
1. Смыслоразличительная роль ударения (1 час)
игра «Верно неверно» (различение правильности расстановки ударения);
упражнение по определению ударения в словах- омонимах;
работа со схемами хХх, Ххх, ххХ (определение ударного слога).
2. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной (57часов)
упражнение на определение ударных и безударных гласных в слове;
работа со схемами Хх, хХ, ххХ, хХх, Ххх; ", ^ ,
подбор картинок к соответствующей схеме;
подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной;
работа со словарем над словами с непроверяемыми безударными гласными;
игры, упражнения на подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной; на развитие зрительной и слуховой памяти.
Звонкие и глухие согласные звуки
Звонкие и глухие согласные в конце слова.
Единообразное написание слов со звонкими и глухими согласными в конце слова, перед глухими согласными и гласными (3 часа)
упражнения на различение звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам;
игры «Не разорви цепочку», «Подбери пару», «Доскажи словечко»;
работа с веером «Парные согласные»;
упражнения на изменение слов «Один много», «Чего или кого не стало»;
работа с деформированными словами;
игры, упражнение «Исправь ошибку»;
упражнения на определение слов с сомнительной согласной в предложениях, текстах с последую-
.щим анализом и записью в тетради.
2. Звонкие и глухие согласные в середине слова (2 часа)
игры «Подбери пару», «Доскажи словечко», загадки
упражнения на изменения слова «Назови ласково», «Измени слова по образцу» (Р. п., Д. п. имен существительных);
работа с деформированными словами;
игры, упражнение «Исправь ошибку»;
упражнения на определение слов с сомнительной согласной в предложениях, текстах с последующим анализом и записью в тетради.
Диктант (1 час)
Разделительный мягкий знак
1. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, ю, я (34 часа)
упражнения на различение и воспроизведение слогов с разделительным мягким знаком;
звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком;
тренировочные упражнения в определении слов с разделительным мягким знаком и их последующей записью;
упражнения, направленные на анализ слов для самостоятельного вывода о правописании разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, ю, я.
2. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных (2 часа)
проблемно-целевые задания для подготовки детей к самостоятельному выводу о различии слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком показателем мягкости согласных;
упражнение на деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.
Диктант (1 час)
Однокоренные слова
1. Понятие «однокоренные» слова (1 час)
анализ групп родственных, однокоренных слов;
упражнения в выделении единого корня в словах.
2. Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова (23 часа)
- упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания сомнительной звонкой или глухой согласной;
сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных;
упражнения в нахождении в предложении и тексте слов с изученной орфограммой.
3. Единообразное написание слов с безударной гласной в корне слова (23 часа)
упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов;
сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной;
упражнения в нахождении в предложении и тексте слов с изученной орфограммой.

Диктант (1 час)

























Требования к уровню подготовки
Знать:
гласные и согласные звуки и буквы;
термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная;
отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;
буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;
правописание предлогов и приставок;
основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных).
Уметь:
различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
уметь производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;
определять какой частью речи являются данные слова;
писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах собственных)
правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции;
составлять предложения различных типов;
составлять связные высказывания на заданные темы








Литература и средства обучения
Логопедия под  ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989г
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.Основы  логопедии.- М.:
“ Просвещение” Р.А.Юрова «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушением интеллекта» М., 2005г
Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» М., «Владос», 1998
И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» М., «Владос», 1995г
Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» М., «Просвещение», 1991г
Л.Г.Кобзорева, М.П.Резунова, Г.Н. Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей» В., 2006г
Л.И. Гайдулина, Л.А.Обухова «Логопедические упражнения» М., 2007г
А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» М., 2006г
Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению» М., 2006г
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку» №1,2,3,4 М.,»Просвещение» 2002
Интернет ресурсы











Календарно-тематический план.

№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения
По плану


Предложение




1
«Предложение»
2



2
Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения
2




Имена собственные




3
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных
2




Звуки и буквы




4
Гласные звуки и буквы
3



5
Согласные звуки и буквы
3




Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн




6
Шипящие согласные [ж], [ш], [ч], [щ]
2



7
Слова с сочетаниями жи, ши
3



8
Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу
3



9
Сочетание чк, чн
2




Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, ё, я, /о и мягким знаком




10
Дифференциация твердых и мягких согласных
2



11
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и
2



12
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука
2



13
Мягкий знак показатель мягкости согласного звука в середине слова
2




Слово и слог. Перенос слов




14
Деление слов на слоги
2



15
Перенос слов
2



16
Диктант
1




Ударение




17
Смыслоразличительная роль ударения
1



18
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной
5




Звонкие и глухие согласные звуки




19
Звонкие и глухие согласные в конце слова
3



20
Звонкие и глухие согласные в середине слова
3



21
Диктант
1




Разделительный мягкий знак




22
Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, ю, я
2



23
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных
2



24
Диктант
1




Однокоренные слова




25
Понятие «однокоренные» слова
1



26
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова
2



27
Единообразное написание слов с безударной гласной в корне слова
2



28
Диктант
1



29
Повторение
3



























13PAGE 15


13PAGE 14615




15