Специфика работы педагога — дефектолога по устранению нарушений письменной речи обучающихся начальных классов.

Специфика работы педагога - дефектолога по устранению нарушений письменной речи обучающихся начальных классов.


В настоящее время нарушения письменной речи среди обучающихся начальных классов достаточно распространённое явление. Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную структуру. Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи, поэтому проблема профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи, достаточна актуальна на данном этапе развития современной педагогики.
Нарушения письменной речи принято обозначать терминами « дисграфия», «дислексия», «дизорфография».
Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками при письме (пропуски, перестановки, замены гласных и согласных букв, слогов, аграмматизмы, зеркальное написание букв и др.) которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин ( от социально-психологических до органической патологии).
При дислексии дети с трудом овладевают навыками чтения. При чтении дети допускают многочисленные повторяющиеся ошибки, обусловленные «несформированностью психических функций участвующих в процессе овладения чтением» ( Р.И.Лалаева, 1998).
Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.
Все эти нарушения препятствуют полноценному освоению школьных знаний. Нарушения письменной речи сложны и многообразны по своей структуре, в их симптоматике могут наблюдаться различные нарушения компонентов языковой системы.
По данным обследования психолого - медико - педагогической комиссии обучающихся массовых школ Куйбышевского района, проводимого на базе Центра ПМСС «Надежда», основными причинами появления дисграфии и дислексии чаще всего являются:
нарушения устной речи;
несформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи.
нарушение оптико-пространственного восприятия;
отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышлении).
минимальные мозговые дисфункции.

Стойкие нарушения устной и письменной речи требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления, и такую работу должен вести педагог-дефектолог знающий причины и механизмы речевой патологии. Без специально организованной, систематической коррекционно-развивающей работы, эти нарушения не могут быть скорректированы.
Основной задачей коррекционной работы педагога-дефектолога является преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся начальных классов, формирование и развитие нарушенных или несформированных функций, компонентов языковой системы.
Коррекционно-развивающая работа ведётся по таким направлениям:
Коррекция устной речи этот раздел работы включает в себя формирование и развитие навыков правильного звукопроизношения, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, развитие связной фразовой речи.
Успех обучения ребёнка в начальных классах, во многом определяется тем, как он овладел звуко-буквенным анализом, базирующимся на чётких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением, поэтому большое внимание уделяется формированию, развитию и совершенствованию навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Для успешной работы на занятиях используются разнообразные игры: подвижные, дидактические, на развитие общей и мелкой моторики. Для развития артикуляционного аппарата на занятия вводится артикуляционная, дыхательно-голосовая разминка.
Коррекция письменной речи – этот раздел работы включает в себя развитие понимания изменений форм слов и значения грамматических категорий ,умению правильно строить словосочетание, предложение, формирование языкового анализа и синтеза. С обучающимися, имеющих оптические нарушения, проводится работа по развитию зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, дифференциации смешиваемых букв на письме по оптическому сходству.
У обучающихся со смешанными нарушениями устной и письменной речи остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы такие как: мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Поэтому на протяжении всей коррекционно-развивающей работы на занятия включаются различные задания, направленные на максимальное развитие психических функций.
Для отслеживания положительной динамики коррекционной работы по преодолению нарушений в развитии письменной речи с обучающимися, предусмотрена первичная и итоговая диагностика, по результатам которой ведётся мониторинг коррекционного воздействия.
Для наибольшей эффективности коррекционно-развивающей работы очень важна согласованная работа не только педагога - дефектолога и ребёнка, но и других специалистов: учителя-логопеда, психолога, психотерапевта, невролога, что становится возможным в условиях Центра ПМСС «Надежда».

Литература.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: 1991.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 2001.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под.общ.ред Г.В. Чиркиной.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно – методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н.- СПб.: КАРО, 2007.

15