Разработка урока по литературному чтению Петушок и бобовое зернышко


Урок литературного чтения во 2 – м классе
Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель: познакомиться с содержанием сказки.
Педагогические задачи урока:
Обучающие: создать условия для получения представления о н.
Развивающие: создать условия для формирования коммуникативной, языковой и лингвистической компетентности обучающихся; содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).Воспитательные: помочь обучающимся осознать значимость изучаемого предмета и ценность грамоты как неотъемлемой части национальной культуры.
УУД:
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Форма урока – урок получения новых знаний.
Тип урока – урок получения новых знаний, умений и навыков.
План урока
Организационный момент:
Психологический настрой
Мобилизующий этап
Дыхательная гимнастика
Формирование темы и цели урока
Работа в группах (исследование)
Обмен информацией
Физминутка
Работа по теме урока. Обобщение. Закрепление
Подведение итогов. Рефлекия.
Ход урока
Организационный момент
1. Психологический настрой
- Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте уважаемые взрослые!
Приглашаю Вас в удивительное путешествие к тайнам русского народного творчества, которое научит нас делать открытия и получать новые знания.
- С каким настроением отправимся в путь?
- Помашите рукой, у кого доброе хорошее настроение.
2. Разминка
- Предлагаю начать урок с маленькой разминки
- Произнесите согласные звуки с гласным звуком а, с гласным о :
п р т в с д л ч к н б г ц ф м з х
У. Теперь сконцентрируйте внимание на точке в центре треугольника и прочитайте слоги .
н а
п о
т и
к у
«Жужжащее чтение»
Работа с таблицами ШультаII. Формирование учащимися темы урока (целеполагание)
– Прочитайте, что здесь написано:
сказка ложь,да в ней намек
- Продолжите фразу. (добрым молодцам урок)
- Кто так сказал?
- Как понимаете смысл этих слов?
2. Мобилизующий этап.
Свечка, свечечка зажгись,Ярким светом загорись.Сказка в гости к нам явись.
- Кто догадался, о каком жанре русского народного творчества сегодня пойдёт речь на уроке? (Конечно же, о сказке)
- Давайте приготовимся их слушать и читать, а для этого выполним дыхательную гимнастику и задуем свечу.
III. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Свеча»
IV. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения Ю.Мориц "Сказка по лесу идёт".
V. Этап построения новых знаний
1. - Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, а кто главный герой сказки вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода. /петух/
- Правильно, петух. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко".
- Как вы думаете, почему её называют народной?
– А много ли сказок придумал народ? (Много.)
– Правильно, попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете! Слушаем одну из них.
- Предположите, о чём она.
2. Слушание сказки.
Работа с толковым словарём.(словарная работа)
Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий.

Коса- Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос.
Как вы представляете себе кузнеца. Каким он должен быть, как представляете себе его работу?.3. Работа по содержанию.
– Вам понравилась сказка?
- К какому виду сказок её можно отнести? (о животных)
--Какая беда приключилась с петушком?
-Из-за чего случилась с ним беда?
-К кому бросилась курочка за помощью?
- Что сказала ей хозяйка?
-К кому потом бросилась курочка?
-К кому послала корова курочку?
-Что попросила у хозяина курочка?
- К кому послал курочку хозяин?
- Что попросила курочка у кузнеца?
-Как закончилась сказка?
- Давайте теперь прочитаем сказку все вместе. Но сначала выполним гимнастику для глаз.
4. Гимнастика для глаз
Упражнение «Цепочки слов»
Прежде чем мы с вами прочтём эту сказку потренируемся в чтении сложных слов сначала по цепочке, затем целиком,которые встретятся в тексте:
при+го+ва+ри+ва+ла – приговаривала, хо+зя+юш+ка – хозяюшка, ко+ро+вуш+ка – коровушка, го+лу+буш+ка – голубушка, про+ско+чи+ло – проскочило
5. Чтение сказки детьми.
6. ФизминуткаПетушочек встрепенулся,Раз нагнулся, два нагнулся,Крыльями похлопал,Ножками потопал,Шею вытянул, согнулИ по улице шагнул.
7. Работа в группах.
- Для того, чтобы мы могли проанализировать сказку, предлагаю разделиться на группы.
- Ребята Ваших двух парт будут Наблюдателями и попробуют ответить на вопрос: Кто главные герои сказки?
- Вы, мои маленькие помощники, будете Художниками и постараетесь этих героев изобразить.
- Вы, друзья, будете Филологами. Вам предстоит найти в словаре, что обозначают, некоторые непонятные нам слова или фразы (второпях, выражение "со всех ног бросилась курочка к кузнецу" )- Следующая группа ребят – это Мыслители. Им предстоит определить главную мысль сказки.
- Вы, ребята, будете Философами. Попробуете подобрать к нашей сказке подходящую ей пословицу.
- Ну а, вы, друзья, будете Рассказчиками. Вам предстоит рассмотреть иллюстрации к сказке в учебнике и соотнести их с сюжетом.
- Итак, мы разделились на группы, давайте вспомним правила групповой работы.
- Задания каждой группы на столиках. Желаю всем хорошо потрудиться.
9. Обсуждение (обмен информацией)
1. Давайте подведём итоги нашей работы и предоставим слово нашим Филологам.
- Что же по-вашему мнению значит слово второпях?
- А фраза"со всех ног бросилась курочка к кузнецу"?
2. Теперь вопрос к Наблюдателям: Кто же главные герои сказки?
3. Как изобразили их Художники?
4. Чем порадуют нас Мыслители? Какова же, на ваш взгляд, главная мысль сказки?
5. А чем порадуют нас Философы? Какие пословицы можно отнести к данной сказке?
6. Ну а теперь, слово Рассказчикам.
- Кого вы видите на первой иллюстрации?
- Какой момент на ней изображён?
- Кого видите на второй иллюстрации?
- О чём просит курочка хозяйку?
- Кого видите на третьей иллюстрации?
- Какой момент изображён?
- Кого видите на четвёртой иллюстрации?
- О чём просит курочка хозяина?
- Кого видите на пятой иллюстрации?
-Какой момент изображён?
- Кого видите на шестой иллюстрации?
- Какой момент изображён?
10. Итог урока.
- Ну что ж, вы замечательно потрудились.
- Вернёмся к словам А.С. Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок»
- Скажите, чему учит нас эта сказка? Какой урок она нам преподносит?
- А может ли это пригодится нам в жизни? Например, когда?
- В награду за вашу хорошую работу, я приготовила Вам сюрприз? Хотите узнать какой?
Тогда поработайте в паре и соберите у себя на парте мозаику из букв.
- Какое слово получилось? М О Л О Д Ц Ы
- Это моё мнение.
- А теперь вы оцените свою работу с помощью смайликов.
11. Домашнее задание.( выборочно)
- Выберите себе любое из предложенного домашнего задания и выполните его к следующему уроку.
1. Выразительное чтение.
2. Пересказ.
3. Составление плана.
- А наш сегодняшний урок окончен. Благодарю всех за работу.