Урок русского языка в 3 классе по теме Части речи — обобщение, УМК Гармония


Тема «Обобщение и систематизация знаний о частях речи»
Цели и задачи урока:
Обобщить и ситематизировать полученные знания о частях речи;
Закреплять умение делать логические заключения, рассказывать о частях речи;
Совершенствовать грамматико - орфографические и речевые умения и навыки.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД :осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
могут распознавать изученные части речи , самостоятельно группировать, использовать специальную терминологию при определении частей речи.
Коммуникативные УУД :вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.
Оборудование:
интерактивная доска.
компьютер;
проектор;
необходимые учебные принадлежности.
Орг. момент:
На доске пословица «Жизни человека есть предел, учению-нет»
-Как понимаете эту пословицу? К чему она нас побуждает? ( будем стремиться к знаниям)
Зрительные метки на стенах. Разделитесь на 2 группы.
- По какому признаку вы это сделаете? ( части речи и части слова) . Назовите части речи. ( предл., глаг., сущ., мест.). С данными словами мы сегодня еще встретимся.
2. Словарная работа.
- Сгруппируйте слова, помня темы предыдущих уроков. ( вагон, дорога, Москва, интересный, дорогая, тетрадная, желать, видеть, веять, пятьдесят, двадцать, снежки)
- Как сгруппируем? ( по частям речи) – работа с интерактивной доской.
- Так какова тема нашего урока? ( части речи) . Обратиться к домашнему заданию. Вы делали памятку. Как определить часть речи? Своими записями вы сможете воспользоваться во время урока.
-Перед вами слова с пропущенными орфограммами. Какая орфограмма пропущена?
(непроверяемая безударная гласная, словарные слова).
- Запишите эти столбики в свою тетрадь.
- Проверка. Все верно? Какое слово лишнее? ( снежки, т.к. здесь проверяемая безуд.гласная и парный согласный)
Самооценка
-Оцените свои знания по теме урока на данный момент. (оценка по шкале)
3. Работа в тетради.
-Запишите число и классная работа.
-В каких словах есть непроверяемая безударная гласная?
( ноябрь, работа)
-Слово классная –это какая часть речи и почему окончание ая? (по вопросу проверяем).
- Запишите эти столбики в свою тетрадь. Что нужно выделить в сл.словах? (ударение и опасные места).
Самопроверка по словарю, 2 человека у доски.
Самостоятельная работа ( Записать по 3 слова в каждый столбик, это могут быть и словарные слова ( откройте словарь), и любые другие). Отметка будет после проверки тетради.
Продолжим работу с новой строки.
- Слова первой группы ( им.сущ.). Запишите однокоренное слово. Что в словах будет изменяться?
( основа слова) Выделите эту часть слова. Способ образования слова?
Вагон –
Дорога-
Москва –
- Слова второй группы ( им.прил.) – запишите форму слова.
-Что изменится? ( только окончание).Оно ударное? ( нет) Какое безударное окончание? Почему?
-Выделите его
-Какое прилагательное в начальной форме? (интересный)
Интересный-
Дорогая-
Тетрадная-
Слова 3 группы (глаг.)
Желать, видеть, веять
-В какой форме эти глаголы? Почему?
-Запишите глагол в прошедшем времени с приставкой.
- Какой вопрос зададим?
- Получилось однокоренное слово или форма слова? (однокоренное).
- Выделите приставку.
Слова четвертой группы ( им.числ.)
Пятьдесят, двадцать.
- Запишите числ. в Д.п. Что изменилось при изменении? (окончание) Значит это …. слова.
- Выделите окончание.
Задачи урока.
- Ребята , был ли вопрос, ответ на который мы не знали? (нет)
- Значит каковы наши задачи на оставшуюся часть урока? ( углубить и систематизировать наши знания).
4. Систематизация знаний.
Работа в группах. (распределяются по желанию) Правила работы в группах проговорить. Право каждого на свою точку зрения,
Дополни ответ:
ГЛАГОЛ - это ________________________часть речи.
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы что делать? (___________________________).
Изменяется по временам: имеет формы ____________, ____________ и ____________ времени.
В предложении чаще всего бывает сказуемым.
НЕ с глаголом пишется __________________.
Имя прилагательное – это
самостоятельная часть речи, которая:
1.Обозначает ______________________________________
2. Отвечает на вопросы: какая? какой? какое? какие?
3. Изменяется по _____________, ______________________ и ______________________________.
Род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени ___________________, которое командует ему: «Делай, как я!»
Имя существительное –
это самостоятельная часть речи, которая:
Обозначает ________________________.
Отвечает на вопрос: __________________________________
т.е. бывает одушевленным (кто?) и неодушевленным (что?).
Изменяется по ____________________, __________________. Род признак постоянный.
Местоимение
Местоимение – _________________________ часть речи, которая указывает на предмет, но не _________________ его.
Местоимение употребляется вместо имени существительного и отвечает на те же вопросы - это личные местоимения.
Личные местоимения
3. Бывает ____ , ______, ______ лица:
6. Предлоги с местоимениями пишутся ______________________.
Имя числительное.
Имя числительное — это ________________________________ часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов при счете и отвечают на вопрос "____________?"
Имена числительные изменяются по падежам.
Физминутка«Определи часть речи» (Игра в движении: сущ. - хлопок, глагол – прыжок, прилагательное – гладим себя по голове, числительное – показ пальцев.)
Небо синее блестит.
Сто снежинок прилетит.
Закружится хоровод.
Радость детям принесет.
Работа со схемой. Интерактивная доска
- На какие две группы делятся все части речи русского языка?
( самостоятельные и служебные).
- С какой группой мы работали?
( самостоятельные части речи ).
На схеме
-самост.и служ части речи;
- какая лишняя ( глагол, т.к. это не имя)
-как изменяются; ( имена по падежам, глагол по временам)
У каких частей речи можно определить род ( все)
- какие части речи изменяются по числам (все)
- у каких частей речи можно определить лицо ( мест.и глаг.)
Самооценка . Оцените свои знания по теме урока после проделанной работы (на шкале). Было бы хорошо, если бы ваши знания стали более надежными и крепкими.
- Следующим этапом нашей работы будет самостоятельная работа по теме «Части речи» Но прежде чем к ней приступить, скажите, удалось ли нам закрепить наши знания, привели ли мы их в систему?
5.Домашняя дифференцированная работа. ?
- Ребята, я вам опять приготовила разноуровневую работу, я учла все ваши предыдущие успехи и неудачи и думаю, что сегодня вы справитесь лучше. Отметки будут выставлены в журнал после проверки тетрадей. Желаю вам удачи. На работу у вас 5 минут. На полях напишите с.р.
- Запись д.з. ( тест № 8 , сл.слова 3 столбика)?