Конспект урока русского языка по теме Группы слов с общим значением


Тема: Группы слов с общим значением (части речи)
С. 72-73
Цель: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Характеристика деятельности учащихся:
Иметь представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Знать роль имен числительных, наречий (по вопросам).
Уметь проводить анализ таблицы; группировать слова по частям речи; определять части речи в составе предложений; различать однокоренные части речи («бег» – «бегать»); составлять словосочетания и предложения по заданным в схемах названиям частей речи
Ход урока:
Организационный момент.
Ученики проговаривают хором четверостишие:
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
На доске предметные и сюжетные картинки.
- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие - действие предмета, а третьи - признак предмета.)- Правильно.
- Ребята, а сейчас вы на строчки посмотрите, что заметили - скажите…
Упражнение по формированию практических умений и способностей анализировать и обобщать.
На доске карточка со словами:
Зима, солнце, сердце, любовь, лес.
Поет, улыбается, жалеет, аукает, баюкает.
Мелкий, мохнатый, пестрый.
-Что же вы заметили? (В первой строке записаны слова, отвечающие на вопрос «Что?» и обозначающие предмет. Во второй – слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» и обозначающие действие предмета. В третьей - слова, отвечающие на вопрос «Какой?» и обозначающие признак предмета.)- Сформулируйте тему урока.
Словарная работа.
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов кусочки откусили, Из книжки в норку утащили. Слова на доске:  . сина, . рех , р . машка , до св . дани . , х . зяин, к . ньки.
Знакомство с новым словом.
Отгадайте загадку:
Закутан ребенок      
В сто пеленок.                                                              
Капуста – огородный овощ, растущий обычно кочаном.
        К истокам слова
Слово «капуста» является родственницей (хотя и дальней) слову «капитан». Слово «капитан» произошло от латинского «капут» - «голова», «глава», «начальник», «предводитель».
          Капуста – кап = «голова»
Однокоренные слова: капустный, капустница.
Основная часть.
-Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие - действие предмета, третьи - признаки предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется части речи.
Части речи - это группы слов с общим грамматическим значением:
предмета - имя существительное;
признака предмета - имя прилагательное;
действия предмета - глагол.
Есть и другие части речи, с которыми мы будем знакомиться в старших классах. (Учащиеся записывают новые слова: существительное, прилагательное, глагол - в словарик.)
На доске помещены опорные сигналы со словарными словами.
- Послушайте стихотворения и определите, о каких частях речи идет речь в стихотворениях.
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Слово – предмет . Имя существительное) Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. (Слово- признак. Имя прилагательное) Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Все в действие придет: Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. (Слова - действие . Глагол)
Игра
- Ребята, мы должны запомнить название частей речи и научиться определять их по вопросам и значению. (Класс делится на три группы. Каждая группа называет слово, две другие группы задают вопрос и определяют, какая это часть речи.)Игра «Снежки»
Учитель, бросая мяч ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.
Физкультминутка.
Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть,
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
Практическая игровая работа по учебнику.
Стр. 72 – 73.
Творческое задание на закрепление полученных знаний
На доске картина с изображением осеннего пейзажа.
Задание:
- Назовите, что изображено на картине? (Осенний пейзаж.)
- Какие предметы изображены на картине?
- К какой части речи относятся названные вами слова? (Ответы детей.)
А сейчас я зачитываю стихотворные строчки, а вы самостоятельно выберите: существительные, прилагательные, глаголы.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
Итог урока .- С какими частями речи мы сегодня работали? 
- Все ли было понятно на уроке?
- Над чем еще предстоит поработать?
Д/з: стр. 73, упр.4