Технологическая карта урока по математике Применение распределительного свойства умножения,6 класс


Тема урока: «Применение распределительного свойства умножения»
Форма организации учебного занятия: урок.
Тип и вид урока: урок рефлексии.
Цели урока:
образовательные – закрепление полученных знаний и выработка умений по их применению; продолжение формирования вычислительного навыка учащихся;
развивающие – развитие познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы, учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока;
воспитательные – воспитание устойчивого интереса к изучению предмета,
аккуратности, умения проверять и оценивать результаты деятельности.
Планируемые педагогические результаты
- предметные: выполнять вычисления с натуральными числами рационально; уметь находить произведение натуральных чисел; знать и уметь применять распределительный закон умножения для вычисления значений числовых выражений; записывать его с помощью букв.
- метапредметные:
познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками;
- личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Средства обучения: проектор, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этапы учебного
занятия Задачи этапа
(обучения) Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Ожидаемый результат
1.Самоопределение к деятельности создать рабочее настроение у учащихся и условия для включения их в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная. Учитель даёт эмоциональный настрой на урок.
-Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь. Далее учитель просит учащихся вспомнить, что они изучили на прошлом уроке, повторить основные правила по теме.
Учитель определяет и называет учащимся основную цель урока Дети отвечают на вопросы учителя
Формирование УУД:- (К)Взаимодействуют с учителем
(Р) Настраиваются на занятия
(П) Выделяют существенную информации из слов учителя.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задача этапа: повторить все случаи применения распределительного свойства умножения относительного сложения и вычитания.
Методы обучения: словесный, практический.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная. Учитель предлагает учащимся выполнить устные вычисления с целью активизировать их мыслительные операции.
На доске написана цепочка действий с обыкновенными дробями (см. рис.1).
Учащиеся устно выполняют вычисления с пояснениями.
Далее учитель предлагает всем учащимся записать распределительное свойство в буквенном виде.
(a + b) ∙ c = a ∙ c + b ∙ c
(a – c) ∙ c = a ∙ c – b ∙ c

Учитель просит учащихся сформулировать вопросы, на которые мы должны дать ответ в ходе повторения этой темы.
Вопросы:
Как можно представить смешанное число?
Как умножить дробь на натуральное число?
Как умножить смешанное число на натуральное?
Какие случаи применения распределительного свойства
умножения мы знаем?
К доске выходят двое учащихся и решают примеры, остальные выполняют задания в тетрадях. Учитель спрашивает: «Как более рационально (проще, быстрее) вычислить значение выражения?»
Например


На этом этапе урока необходимо организовать индивидуальную деятельность учащихся – это проведение самостоятельной работы в двух вариантах (без выставления оценки)
6; ; 67 - 26
Через 5 минут учащимся предлагается проверить свою работу по образцу, она появляется на доске с помощью проектора 1.Проговаривают определение
2. Устно решают задачи по готовым чертежам
На данном этапе ошибки не исправляются, а свои ответы учащиеся отмечают знаками «+» (верно) и «-» (неверно) в тетради напротив каждого примера.
Самостоятельная работа №1 Формирование УУД:- (К)планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
(П): - анализ объектов с целью составления алгоритма решения задачи
(Р) самоконтроль: учатся
отличать верно выполнен-ное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
3. Этап локализации затруднений Задачи этапа:
выявление места и причины затруднений в самостоятельной работе, уточнение цели урока.
Метод обучения: практический, частично-поисковый.
Форма обучения: индивидуальная Учитель наблюдает за работой детей и в случае необходимости учит их сравнивать с эталоном своё решение.
Учитель раздаёт детям карточки с заданием (творческим), и они выполняют его на листочках (см. пример карточки №1). Учащиеся сравнивают свое решение с готовым образцом, анализируют и в случае несовпадения ответа должны определить место, где была допущена ошибка (вычислительные ошибки или неверное применение распределительного свойства).
Учащиеся, у которых правильные ответы, получают дополнительное задание на оценку (Р): целеполагание.
(К): постановка вопросов.
(П): самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;
логические - формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача этапа: построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование
способности к его выполнению.
Метод обучения: практический, частично-поисковый.
Форма обучения: индивидуальная. Всем учащимся, которые допустили ошибки, учитель выдаёт карточки аналогичным заданием (см. пример карточки №2).
Собирает творческие задания с предыдущего этапа.
Для снятия физического и эмоционального напряжения на этом этапе урока проводится «физкультминутка». Учащиеся исправили ошибки и проверили свои ответы с использованием эталона (образец на слайде).
Дети должны выбрать и решить только те примеры, в которых были допущены ошибки.
Учащиеся, которые получили дополнительное творческое задание на предыдущем этапе, сдают свои работы (К) УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника,
формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
(П) УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,
уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
5. Этап обобщения результатов во внешней речи Задача этапа: усвоение способов действий вызвавших затруднения.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная. Далее необходимо проговорить формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Проговаривают алгоритм решения задачи Формирование УУД:
(Р) проговаривание
последовательности действий на
уроке; формирование
познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и
обосновывать их.
(Л) умение осознавать
ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
(К) умение выражать свои
мысли с достаточной полнотой и точностью;
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача этапа: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации
успеха.
Метод обучения: практический.
Форма обучения: индивидуальная. Учитель предлагает учащимся написать на оценку другую самостоятельную работу (под копирку), которая является аналогичной первой. Один экземпляр собирает учитель. (листочки)
Через 5 минут учитель собирает работы. На доске с помощью проектора появляются примеры их решения. Ребята проверяют и оценивают свои работы знаками «+» (верно),
«-» (неверно). Дети выбирают те задания, в которых были допущены ошибки.
Самостоятельная работа №2 - (К)УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной
полнотой выражать свои мысли
-(П) УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,
7. Этап включения в систему знаний и повторения Задача этапа: включение используемых способов в систему знаний, повторение и закрепление материала.
Метод обучения: практический, словесный.
Форма обучения: индивидуальная, коллективная. К доске выходит учащийся и решает предложенное учителем уравнение (с проверкой), остальные решают его в тетрадях.
Учащийся проговаривает распределительное свойство умножения, с помощью которого упрощает уравнение, затем решает его. Формирование УУД:
(Р) Контролируют правильность выполнения задания
(К)Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме
(П)Делают предположения об информации, нужной для решения задачи.
8. Подведение итогов урока Цели этапа: самооценка результатов деятельности.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная. Учитель просит учащихся оценить, как они справились с работой на уроке, что было удачным, а что нет.
Далее задает учащимся вопросы:
1.Найдите, пожалуйста, в тетради те примеры из самостоятельной работы №1, где были допущены ошибки и отметьте их зелёной ручкой.
2.Где именно вы допустили ошибку? Как можно её исправить?
3.Поднимите руки, кто ни разу не ошибся в примерах. Хорошо, напишите в тетради красной ручкой «молодец».
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, делая акцент на то, что примеры они будут решать так же, как и в классе, применяя распределительное свойство умножения.
Домашнее задание – номера из учебника [3] 551 (а, в), 552 (в, г) и по желанию дополнительное задание: «Придумайте и запишите три интересных примера, в которых можно применить распределительное свойство умножения».
Учитель благодарит класс за работу на уроке, ставит оценки. Анализируют свою работу.
Формулируют пути исправления ошибки.
Пишут в тетради молодцы, если нет ошибок.
Записывают домашнее задание. Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои
мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и
понимать речь других.
Список литературы
1. Тернопол А.Н. Лекции по методике преподавания математики. МГТУ им. Баумана. – М.: 2006
2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов. Подвижных игр. – М.: ВАКО 2005
3. Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
Приложение
Самостоятельная работа №1

I вариант II вариант
1) 6 1) 7
2) 2)
3) 67 - 26 3) 33 + 3
4) х + х 4) а - а
К а р т о ч к а №1
Задание: «Вычисли удобным способом и из данных ответов-букв сложи слово».
1) 12 ∙ 17 + 35 ∙ 13 + 17 ∙ 23 3)
2) т + т - т
1050 2т 1500 т
О У М К Р С А
Учащиеся решают задания карточки и находят в таблице букву, которая соответствует ответу (искомое слово «УРА»).
К а р т о ч к а №2.
1) 3) 1
2) у - у 4) 84 + 86
Учащиеся, которые получили дополнительное творческое задание на предыдущем этапе, сдают свои работы.
Самостоятельная работа №2
Задание: Выберите не более 4-х примеров и решите их.
1) 7 ∙ 14 5) а + а
2) 27∙ 9 6) 3с + с
3) 7) 5 + 2
4) 8) 85 + 35
Через 5 минут учитель собирает работы. На доске с помощью проектора появляются примеры их решения. Ребята проверяют и оценивают свои работы знаками «+» (верно),
«-» (неверно).
Оценка эффективности урока
Цель: Выявить эффективность урока с позиций системно-деятельностного подхода
Самооценка урока осуществляется по компонентам, указанным в таблице.
Каждый из указанных компонентов (их 16) оценивается по трехбалльной шкале:
критический уровень;
допустимый;
2- оптимальный.
№ Оцениваемые элементы урока Баллы
1. Триединая дидактическая цель (ТДЦ). 2
2. Организация действий учащихся по принятию цели деятельности. 2
3. Содержание учебного материала (СУМ) 3.1. соответствие СУМ ТДЦ 2
4. Методы обучения; уровень обеспечения: 4.1. мотивации деятельности учащихся; 2
4.2. овладения способами познавательной деятельности; 1
4.3. контроля и самоконтроля 2
5. Соответствие методов обучения : 5.1. СУМ; 2
5.2. ТДЦ 2
6. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД) и уровень обеспечения: 6.1. сотрудничества между учащимися; 2
6.2. включения каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ 1
7. Соответствие ФОПД: 7.1. МО; 1
7.2. СУМ; 1
7.3. ТДЦ 1
8. Уровень достижения ТДЦ: 8.1. образовательный аспект; 2
8.2. воспитательный аспект; 2
8.3. развивающий аспект. 1
Эффективность урока:
72% - оптимальная.